Как воспитать принцессу и стоит ли это делать: советы родителям


Как правильно воспитывать девочку?

Принято считать, что подробностями воспитания чаще интересуются родители мальчиков. Отчасти это действительно так, ведь мальчишки — народ нестабильный, требующий к себе повышенного внимания.
Между тем понимание того, как воспитывать девочку, поможет избежать проблем в будущем, построить правильную модель поведения и вырастить счастливую и успешную женщину, способную любить себя и близких.

Девочки по сравнению с мальчиками более покладистые, спокойные и мягкие. Они внушаемы, дружелюбны, ответственны и найти с ними общий язык легче. Но, во-первых, всегда есть исключения. Во-вторых, ошибки и пробелы в воспитании могут привести к пагубным последствиям.

Чтобы этого не случилось, старайтесь найти правильный ключ к воспитанию девочки в каждом возрасте, не забывая выстраивать линию поведения на трех главных китах: любви, границах и терпении.

Воспитание девочки с рождения и до 3 лет

Не стоит думать, что до трех лет развивать какие-либо качества у ребенка бессмысленно. Да, свобода нужна, но в разумных пределах. Помните о том, что именно в этом возрасте малышка начинает познавать мир и то, насколько позитивным для нее будет этот опыт зависит от родителей.

До трех лет девочку нужно окружать заботой, лаской и любовью, вместе с тем ненавязчиво помогать ей практически осваивать элементарные навыки поведения и самообслуживания. Запаситесь терпением и день ото дня вместе с дочкой покоряйте новые вершины.

Первые шаги, первое слово, правила поведения за столом, самостоятельное одевание (раздевание) — все это ребенок должен учиться делать сам в возрасте до трех лет вместе с родителями. Чувствуя их поддержку и внимание он сможет быстрее освоиться с неотработанными и пока еще малознакомыми действиями.

Особенности воспитания

Положение современной женщины отличается от того, каким оно было в начале прошлого века. Представительницы прекрасного пола получили свободу, что не может не радовать, но в то же время на их плечи переложили львиную долю ответственности. Во многих семьях женщина вынуждена работать полный рабочий день, готовить, содержать дом в порядке, заниматься воспитанием детей, оставаясь ласковой, нежной и готовой выслушать супруга. Все это непросто, отнимает массу сил и энергии. На подобные «незаметные», бытовые подвиги способна не каждая.

Бывает и так, что женщина решает сосредоточиться на карьере или образовании, что делает невозможным создание полноценной семьи.

«Однополое» воспитание, то есть одинаковое для мальчиков и девочек, не сдает позиций, во многих семьях можно встретить стремление с раннего детства научить дочь быть активной, динамичной, развить в ней лидерские задатки, умение добиваться своего, предприимчивость. А роль и значение семейных ценностей, умение вести домашнее хозяйство и быть женственной уходят совсем или перемещаются на второй план. Именно поэтому в итоге возникает проблема – девочка вырастает сильной, но совершенно не готовой к социальной роли матери и жены. Сейчас очень многие семьи распадаются, поскольку у женщины не хватает времени на мужа и детей, ведь семейные ценности для нее гораздо менее значимы, чем работа и карьера.

Для решения проблемы специалисты советуют использовать гендерный подход, то есть развивать в мальчиках и девочках разные качества. Девочку нужно воспитывать девочкой, а неким «своим парнем» в юбке.

Основные различия

С детства малыши должны разобраться в полоролевой идентификации:

  • Мальчик – это будущий мужчина, глава семьи, ему предстоит выполнять мужскую работу – строгать, мастерить. Поэтому огромную значимость приобретает воспитание волевых качеств, напористости, целеустремленности, умения не сдаваться, доводить начатое до конца.
  • Девочка – в будущем женщина, мать семейства, на ее плечи ложится ведение домашнего хозяйства, готовка, уборка, забота о детях. Для ее воспитания наиболее важно привитие семейных ценностей, готовности быть ласковой, доброй, нежной.

Родителям надо показывать пример, верно распределяя роли в семье, поскольку именно модель отца и матери девочки часто берут за основу. Дочери важно чувствовать заботу родителей, поэтому не стоит скрывать свою нежность к ребенку, боясь избаловать, подобные проявления очень важны.

Гендерное различие проявляет себя в 2-3 года, именно в этом возрасте мальчик понимает, что он мальчик, а девочка – что она девочка. Именно с этого времени и следует разграничивать приемы воспитания детей. В возрасте 4-7 лет уже полностью сформирована гендерная устойчивость. Дети играют в разные игры, у них появляются различные интересы.

Воспитать девочку непросто, поскольку приходится выбирать, какие качества прививать ей – стремление к успеху, без которого в современном мире никак, или же уважение к семейным ценностям, мягкости, нежности, женственности. Ответственным родителям приходится решать сложную задачу.

Становление личности девочки в возрасте от 3 до 5 лет

В три года общение с дочкой начинает обретать новые краски, становится более насыщенным, интересным и порой непредсказуемым. С одной стороны кажется, что нет ничего сложного в воспитании крошки, уже способной четко выражать мысли и корректировать манеру поведения, с другой же появляются новые проблемы.

Девочки в возрасте трех лет учатся манипулировать взрослыми, четко осознавая свою неповторимость. Под чары крохи чаще всего попадают бабушки и дедушки, в зоне риска мама и папа.

В этот период родителям важно научить дочку использовать обаяние себе во благо без необходимости прогибать под свои уловки взрослых.

Внешность маленькой принцессы

Девочка начинает четко осознавать свою индивидуальность с трех лет. Ваша задача поддержать ее в этом деле не только бесконечными комплиментами, но и прививанием чувства вкуса. Научите малышку следить за одеждой, лицом, волосами, это ей ни в коем случае не навредит.

Любовь и ласка — панацея от девичьих бед

Помните об эмоциональности девочек, которая с возрастом будет только расти. Не стесняйтесь показывать чувства, говорите дочке о любви, не пренебрегайте телесным контактом — крепкие объятия, поцелуи нужны девочке как воздух. Не бойтесь избаловать дочку, открыто выражая чувства и эмоции.

Любви не может быть много, а недостаток ее проявления приведет лишь к тому, что ребенок уйдет в себя. Проявляйте любовь и по отношению к близким — мужу, брату или сестре дочки, тем самым демонстрируя правильную модель поведения в семье, которая в дальнейшем для нее станет примером.

Осторожность и ответственность за поступки

Девочки в возрасте от 3 до 5 лет крайне осторожны. Здесь не идет речь о трусости, просто малышки уже способны оценить опасность и последствия своих поступков.

Говорите с девочкой об опасности тех или иных действий, стараясь ее не запугать, а лишь подготовить к тому, что не все в этом мире так хорошо, как хотелось бы. Важно научить девочку разумной осторожности, а не культивировать в ней чувство инертности.

Домашняя работа в удовольствие

Желая воспитать из малышки хозяюшку, многие мамы пытаются уже начиная с трех лет взваливать на ее плечи горы домашней работы, приучая таким образом к женскому труду. Этот подход неправилен, ведь переизбыток дел может вызывать у малышки протест против любой домашней работы в одном случае и непоколебимую уверенность в том, что женская участь — это бесконечная работа по дому — в другом.

Обязанности по дому не должны стать для девочек чем-то скучным и неинтересным.

Если вы твердо решили приучить дочку к хозяйству, то позаботьтесь о том, чтобы ей это занятие действительно нравилось. Выбирайте только игровую форму обучения. Научите дочку лепить из теста, делать бутерброды папе на завтрак или готовить полезные фреши.

Поверьте, в этом возрасте такие «развлечения» на кухне малышка оценит куда больше чем скучное подметание пола или вытирание посуды.

Взаимопонимание и доверие — ключ к становлению целостной личности

Слушать и слышать ребенка в этом возрасте — еще одно важное правило. От природы девочки гибкие, нежные создания с долей хитринки, поэтому задача родителей заключается в том, чтобы не лишая дочку гибкости развить в ней личностные качества.

Пересмотрите свои взгляды, если для воздействия на дочку приходится быть излишне твердыми. Возможно, что протест ребенка — это всего лишь реакция на незыблемую волю родителей.

Помните, что вы воспитываете успешную и счастливую женщину. Чаще вспоминайте себя в этом возрасте, чтобы понять собственные ошибки и желания дочки, ведь большая часть секретов хранится в собственном детстве.

Воспитание девочек

Принято считать, что девочек воспитывать легче, чем мальчиков. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойней. Да и матерям их понять проще — все-таки женская психология… Но при ближайшем рассмотрении, как это часто бывает, оказывается, что подобные взгляды не соответствуют действительности.

Когда задумываешься о воспитании всерьез, то выясняется, что еще неизвестно, чьим родителям легче: мальчиков или девочек. Ведь XX век открыл перед женщинами невиданные возможности, однако при этом возложил на них бремя огромной ответственности. Получив равные права с мужчинами, женщины смогли учиться, работать, заниматься политикой, самостоятельно решать свою судьбу. И все, казалось бы, шло отлично, да только семья вдруг затрещала по швам. Времени у женщин стало хватать на что угодно, только не на детей и мужа.

Изменение образа жизни и психологии вело к разводам. Разводы коверкали детские судьбы. Дети, вырастая, копировали родителей, и таким образом одно поколение за другим втягивалось в порочный круг…

Сейчас из трех семей у нас распадается две, и конца этому не видать. Мне уже не раз приходилось сталкиваться с фактом передачи психологии матери-одиночки в третьем-четвертом поколении: прабабушка развелась и воспитывала дочь одна.

Та, в свою очередь, тоже не смогла ужиться с мужем и передала сей горький опыт своей дочери. Дочь опять-таки не извлекла из случившегося должных уроков, в результате чего осталась одна с малышкой на руках. И вот теперь эта выросшая малышка мается со своей дочуркой, жалуясь на ее поведение, но одновременно культивируя в ней черты характера, которые почти на сто процентов сделают ее в будущем неспособной ужиться с мужем. Ведь отрицательные стереотипы поведения с противоположным полом настолько уже укоренены в этой семье, что преодолеть чрезвычайно трудно. Это как бремя наследственности: в каждом поколении оно становится все тяжелее и тяжелее.

Интересно, что всем мире большинство разводов совершается по инициативе женщин. Почему? Вам не кажется это странным? Ведь женщины на протяжении тысячелетий традиционно выступали в диаметрально противоположной роли — в роли хранительниц семейного очага! Значит, произошли какие-то драматичные изменения в женской психологии и характере. И здание семьи начало рушиться, погребая под руинами всех: и мужчин, и детей, и, конечно же, самих женщин.

Вот и получается, что воспитать девочку в наше время — задача не из простых. На что ее нацеливать: на семью или на карьеру? Что поощрять, а какие черты стараться приглушить?

Одно дело с детства внушать ребенку, что главное это активность и независимость. И совсем другое — воспитывать мягкость, уступчивость, сострадательность. То есть, качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с расхожими представлениями о лидерстве.

Выбор, естественно, за родителями. (Другое дело, что далеко не всегда у нас получается так, как мы задумываем. Как говорится, «человек предполагает, а Бог располагает».)

Но мне кажется, выбор должен быть осознанным. А для этого нужно отчетливо представлять себе последствия своего выбора. В том числе и достаточно отдаленные.

Главное — семейное счастье. остальное приложится

Очень многие взрослые, на собственном опыте убедившиеся, каково приходится детям, у которых мать «горит» на работе, считают, что девочек надо ориентировать прежде всего на создание крепкой семьи. А остальное приложится.

Наверное, кому-то это покажется странным. «Ничто ни к чему не прикладывается, — скажет он. — Если ставить семью во главу угла, о работе надо позабыть».

Либо семья, либо карьера. Так не бывает, чтобы человек направлял свои усилия на одно, а другое получалось само собой.

Но как ни странно, в данном вопросе эта железная логика сплошь и рядом дает сбои. Хотя, если вдуматься, что здесь такого уж странного? У женщин с не сложившейся личной судьбой часто искажается характер. Факт? — Факт. Многие озлобляются, становятся обидчивыми, раздражительными, амбициозными, мстительно-мелочными. Это, естественно, не лучшим образом сказывается на их отношениях с сослуживцами, а значит, и на карьере. Конфликтный человек наживает себе врагов, коллеги норовят от него избавиться…

А если, допустим, у женщины постоянно скандалы в семье? Если дети отбились от рук? Сколько бы мать ни гнала от себя тягостные, тревожные мысли, они никуда не денутся, и все равно будут мешать ей сосредоточиться на работе. Да, подчас мы окунаемся в работу с головой, стремясь забыться.

Но тогда работа становится своеобразным наркотиком. А любая наркомания до добра не доводит.

Как часто в наши дни женщины мечтают о карьере, в глубине души досадуя на то, что им приходится тратить время на воспитание родившегося ребенка! Но случись с ним что-нибудь — и оказывается, ничто не мило. Лишь бы ребенок был жив и здоров.

«Все Валино детство я разъезжала по командировкам. Мне так нравилась профессия геолога! Я мечтала стать доктором наук, мне прочили блестящее будущее. Валя оставался с моими родителями. Он скучал, плакал, просил: «Мама, не уезжай!» Потом подрос и вроде привык. А потом, в тринадцать лет, вдруг стал каким-то чужим, замкнулся, начал конфликтовать с ребятами, с учителями. Я забеспокоилась, старалась побольше бывать дома. Потом даже с работы ушла, чтобы заняться ребенком. Но было поздно. Теперь его нет , и я понимаю, что мне не нужна ни диссертация, ни заведование отделом, ни поездки за границу…»

Сколько матерей узнают себя в этой печальной исповеди незнакомой женщины, подошедшей ко мне однажды после моего выступления в каком-то клубе или в библиотеке?! Конечно, не все истории кончаются так трагично, но общий смысл остается неизменным: строя карьеру в ущерб воспитанию детей, женщина в итоге проигрывает на обоих поприщах.

Немного о минусах «бесполой педагогики»

Изменение традиционных ролей и моделей поведения всегда чревато отрицательными последствиями. Хотя порой это бывает очевидным не сразу.

В последние годы не только у нас, но и в других странах все чаще раздаются голоса в защиту раздельного обучения мальчиков и девочек. В одном английском графстве недавно поставили эксперимент, и оказалось, что успеваемость в школах с раздельным обучением выше, чем там, где мальчики и девочки учатся вместе.

Странно? — Ничуть! Дело в том, что физиологически и психологически мальчики на несколько лет отстают от девочек.

Поэтому когда они учатся вместе, у мальчиков развивается комплекс неуспешности. В начальной и средней школе они и ростом ниже девочек, и физически часто слабее, и неаккуратней. В тетрадках у них грязь, почерк хуже, оценки, соответственно, тоже… Все это, как вы понимаете, не стимулирует у большинства мальчишек желание учиться… Когда же мальчиков не ставят в заведомо проигрышное положение, они чувствуют себя спокойно и показывают гораздо лучшие результаты.

Ну, а с другой стороны, девочки, обычно раньше мальчиков начинающие интересоваться вопросами пола, не отвлекаются при раздельном обучении на уроках, не строят глазки, не перебрасываются записочками…

Недавно я побывала в московском детском саду, где тоже предпринята попытка отдельно воспитывать мальчиков и девочек. Занятия и прогулки у них совместные, а вот остальная детсадовская жизнь: еда, сон, игры, — проходит порознь.

Побывала я там и подумала: «Это ж надо! Сколько в последние годы пришлось услышать об ошибочности «бесполой педагогики» (так прозвали педагогику, не учитывающую половые различия) и о необходимости полового воспитания детей. А вот оно здесь, у нас под боком! Нормальное, без непристойностей, без рассекречивания тем, которые традиционно считаются у нас недетскими, без циничного подглядывания в замочную скважину…»

С детьми в этом детском саду не муссируют тему «откуда я взялся», а просто каждый день преподносят им образцы эталонного мужского и женского поведения. Мальчиков учат быть мужественными, выносливыми, галантными по отношению к девочкам.

О девочках же поговорим поподробней.

Когда попадаешь на их половину, вспоминается роман Золя «Дамское счастье». Чего там только нет! Гостиная с миниатюрной мягкой мебелью и искусно нарисованным камином. Мини-кафе с зонтиками и вазочками для мороженого, сделанного из белоснежной ваты. Праздничный стол с множеством блюд, вылепленных из теста и раскрашенных красками. Куклы с колясками и кучей нарядов. Настоящее женское царство, в котором каждая девочка — маленькая принцесса. Они и держатся соответственно. Такая непринужденно-прямая осанка бывает разве что у балерин, а пластика поражает женственностью и изяществом. Хотя впервые придя в садик, многие девочки ухватками напоминали мальчишек. Особенно те, у кого есть старшие братья. Да и у других малышек манеры не отличались изяществом, ведь в саду немало детей из неблагополучных семей, где грубость и агрессивность — норма жизни.

Но здесь девочки быстро меняются. Причем без особого нажима со стороны взрослых. Просто в этой уютной и какой-то очень благородной обстановке вести себя по-хамски противоестественно. А дети чутко улавливают фальшь.

Приходя на девичью половину в гости, мальчишки явно обалдевают от обилия «финтифлюшек» и с облегчением возвращаются на свою половину, к привычно-мужскому антуражу: саблям, пожарным каскам, солдатикам. Но при этом у них не возникает соблазна разрушить девчоночий рай. Хотя вообще-то мальчишек хлебом не корми — дай поломать девчонкам игру, чтобы продемонстрировать свое превосходство над плаксами и ябедами. Это их способ «пометить территорию», показать, «кто самее». И пока детсад был обычным, сорванцы, естественно, не упускали возможности напакостить девчонкам. Теперь же, когда делить нечего, они не только не обижают девочек, но и с удовольствием пропускают их вперед, уступают лучшие места и т.п.

Воспитание женственности

По-моему, основная проблема воспитания нынешних девочек — это воспитание женственности. Вроде бы чепуха. Зачем воспитывать то, что заложено самой природой?

Однако произошла парадоксальная вещь: в борьбе за равноправие женщины одержали победу, но в результате перешли играть на чужое поле, а свои позиции сдали, утратили женскую мягкость, чистоту и наивную милоту, которая так трогает сильных мужчин.

Современный стиль — напористый, агрессивный, дерзкий. Девушки-подростки стараются не отстать от парней: матерятся, занимаются карате и ушу, курят, пьют, «меняют партнеров», все чаще вступают в банды. Женственность многим кажется непрестижной, воспринимается как проявление слабости. В почете подруги Хи-Мэна, способные уложить противника на лопатки.

Их, правда, трудно представить нежными, заботливыми матерями. Но оно и не нужно, они не по этой части.

А посмотрите на игрушки. Разве раньше девочкам предлагали играть в культуристок, обвешанных самым разным оружием? Справедливости ради замечу, что очаровательные куклы с фарфоровыми личиками тоже, конечно, есть на прилавках. Но во-первых, они не всем по карману, а во-вторых, это вчерашний день, стиль ретро.

Я уж не говорю про книги. Собственно, и двадцать лет назад у нас было маловато специфически девичьей литературы (вот она, «бесполая педагогика»!): зачитанная до дыр «Динка» Асеевой, некоторые повести Льва Кассиля, новеллы Александра Грина, очень популярная в 70-80е гг. «Девочки, книга для вас»… Сейчас книг для девочек и того меньше. Старые далеко не все переизданы, а новые — это, в основном, детективы и приключения для мальчишек и про мальчишек. Даже «Алису» Кира Булычева, по моим наблюдениям, больше нравится читать мальчикам!(Ну да, это ведь фантастические приключения!) Мы справедливо ругаем латиноамериканские телесериалы, но не предлагаем девочкам качественных образцов романтизма.

То же можно сказать и о популярных сейчас среди девочек-подростков бульварных книжонках, срочно переведенных с английского или наспех состряпанных отечественными авторами.

Мало того, что они портят литературный вкус, и без того неразвитый у современных детей. Так еще — и это главная опасность — поглощая подобную литературную стряпню, девочки напитываются совершенно ненужными в их возрасте знаниями, учатся «искусству совращения», усваивают взгляды и установки, которые, как правило, не доводят до добра.

В этих книгах очень часто сцеплены секс и романтика. Пользуясь тем, что девочки-подростки, как и сто лет назад, мечтают о любви, авторы совершают ловкую подмену: вместо любви платонической, возвышенной нацеливают юных читательниц совсем на другое. На то, что с предельной откровенностью выражается в подростковых журналах заголовками типа «Неужели ты в тринадцать лет все еще девственница?». В книжках это может быть немного закамуфлировано, но суть остается неизменной.

Большинство современной бульварной литературы для девочек-подростков распаляет чувственность, внушает мысль о допустимости и даже желательности постельных отношений в подростковом возрасте и преподносит в качестве эталона образ напористой, самоуверенной, нетерпеливой героини, которая не стесняется навязываться парням (у нее это называется «добиваться своего»), часто ведет себя как законченная проститутка, превыше всего ставит собственное удовольствие, а потому, естественно, нарушает «устаревшие» моральные нормы, считая их глупыми, дремучими предрассудками. Одно из основных качеств такой девахи — разгулявшееся своеволие, красиво названное «жаждой свободы». Родители ее, конечно, «не понимают», «мешают», «давят». При этом все описано так, чтобы вызвать у девочек сочувствие к героине и восхищение ею.

Она рисуется умной, смелой, независимой, успешной. В конце книги ее, как правило, ждет удача.

И обольщенные девочки-подростки начинают подражать любимым героиням, не задумываясь о том, что попадают в ловушку. Игра на чужом поле — занятие опасное. Отказываясь от естественных женских качеств: скромности, мягкости, заботливости, умения терпеть и сострадать, — девушки, сами того не подозревая, отрекаются от своей природы и переходят в другую категорию. Нет, не в категорию мужчин. Это все равно невозможно. Сколько бы антилопа ни малевала себе полос на спине, она от этого в тигра не превратится. А вот посмешищем в зверином царстве стать может.

Так и с «продвинутыми» девочками-подростками. Поначалу им кажется, что они обрели свободу и независимость, что весь мир лежит у их ног, все готовы за ними ухаживать, все от них без ума. Но очень быстро выясняется, что парни смотрят на них как на вещь, объект потребления. А вещь, особенно в обществе, проникнутом потребительской психологией, ценится только, пока она новая. Попользовался — и бросил. Зачем беречь, когда за копейки, а то и даром, можно взять другую?

Как только девичья свежесть проходит (а сейчас, с распространением педофилии это случается очень быстро: для поклонников Лолит восемнадцати-девятнадцатилетняя девушка – уже старуха), «объект» становится неинтересен. И это логично.

Почему, собственно, должно быть по-другому? В обществе потребления вещи взаимозаменяемы. А чувства, переживания… Даже смешно. Какие чувства у вещи?

— Поэтому родителям, которые всерьез задумываются о будущем дочерей, я бы посоветовала уделить повышенное внимание именно романтическому воспитанию девочек. Не бойтесь, что оно вступит в противоречие с жизнью, которая, конечно, жестче, чем в романах Ш.Бронте. (Хотя и не насквозь цинична, как нам пытаются внушить «желтые» СМИ). Романтизм удивительным образом закаляет душу. Тем более что он соответствует самой женской природе.

— Не ограничивайтесь литературой — естественно, ее классическими, качественными образцами. Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и знакомых, которых вы считаете достойным образцом для подражания.

— Вспоминайте нашу и зарубежную историю. В ней ведь немало примеров женской доброты, чистоты, самоотверженности, милосердия.

— Почаще ставьте девочку в ситуацию, когда ей нужно о ком-то позаботиться. И, конечно, отмечайте это как большое достоинство! Признание заслуг — огромный стимул для ребенка,но многие родители, к сожалению, до сих пор им пренебрегают.

— Не поощряйте интерес девочек-подростков к косметике.

Сейчас некоторые мамы, наслушавшись советов о том, как важно сызмальства приучать девочек краситься и ухаживать за кожей (дескать, в этом и заключается воспитание женственности), накупают десяти-двенадцатилетним девчонкам «детской» губной помады или «детских» теней для век. Почему это настойчиво пропагандируют фирмы-производители косметики, понятно: для них чем больше покупателей, тем лучше. А вот почему родители покупаются на эти дешевые уловки, понять нелегко. Ведь в восприятии девочек употребление косметики — очень важный шаг на пути во взрослую жизнь. И поощряя такие шаги, мамы невольно подталкивают дочек ко всему остальному, что сопряжено с современными подростковыми понятиями о взрослости. Это в пять лет девочка попросит покрасить себе ноготки, «как у мамы», и пойдет играть в «дочки-матери». А в двенадцать накрашенные девочки идут совсем в другие места и играют в другие, уже не столь невинные игры.

Мягкое побеждает твердое

«И все-таки, — спросите вы, — почему одни девочки — маленькие принцессы, а другие — маленькие разбойницы? Неужели дело только лишь в воспитании?»

Нет, конечно. Очень многое зависит от характерологических особенностей ребенка, от его темперамента. Маленькими разбойницами часто бывают гиперактивные дети. Или демонстративные девочки, которым нравится привлекать к себе внимание, пусть даже отрицательное. А бывает и просто авантюрный склад характера. Кроме того, очень многое зависит от примеров, которые подаются ребенку. Девочки, растущие в семьях, где есть старшие братья, часто (хотя далеко не всегда) подражают мальчишкам.

В каждом конкретном случае надо понять причину «разбойничьих» выходок дочери и подумать, как настроить ее на что-то положительное. Согласитесь, что между бандиткой и заядлой походницей «две большие разницы», как говорят в Одессе.

Но вообще-то любопытно, что в том детском садике, о котором я рассказывала — где к мальчикам свой подход, а к девочкам — свой — даже отпетые маленькие разбойницы постепенно становятся ласковей и послушней.

«Мягкое побеждает твердое», — гласит старинная китайская пословица. И эта древняя мудрость сегодня мне кажется как нельзя более современной.

По материалам книги Т. Шишовой «Чтобы ребенок не был трудным»

Тонкости воспитания школьницы младших классов

Правильно воспитывать девочку в возрасте от 6 до 9 лет не так сложно, учитывая, что в этот период девочки как раз склонны к проявлению аккуратности, дружелюбию и терпению.

Девочки младшего школьного возраста больше всего нуждаются в одобрении, поощрении и поддержке взрослых, поэтому стараются вести себя так, чтобы получить это в полной мере.

Школьные прилежницы: в стремлении к похвале и одобрению

В школе на уроках девочки покладисты и старательны, с удовольствием идут на контакт с учителем, получая поощрение за работу на уроке.

Урок воспитания

Моя мама постоянно напоминала мне, что забота о себе и ребенке – это единственное, что сейчас важно для меня. Все остальное может подождать. Ее советы помогли мне примириться с тем фактом, что цели, которые я ставила перед собой до рождения ребенка, не были исполнены. Я могу проводить время с ребенком и одновременно принимать гостей, не чувствуя себя плохой матерью.

После рождения дочери мой мир перевернулся с ног на голову. Теперь центральной частью стал крошечный человек, о котором я должна была заботиться. Это все, что должно меня волновать. Огромный список дел быстро отправился в мусорное ведро, а я наконец смогла вздохнуть спокойно, не испытывая чувства вины. Я избавилась от завышенных ожиданий и просто наслаждалась, стараясь проводить как можно больше свободного времени с дочерью.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

В поиске гармонии: воспитываем девочку-подростка

Подростками девочек смело можно считать уже с 10 лет. В этом возрасте для них важнее всего не отличаться от сверстниц. Именно поэтому родители должны постараться чтобы дочка имела все значимые для этого возраста вещи, начиная от одежды и заканчивая гаджетами.

Уход за внешностью как профилактика появления комплексов

Если у девочки появились проблемы с внешностью: испортились зубы, волосы или кожа, — нужно обязательно приложить усилия чтобы это исправить, в противном случае у нее появятся комплексы.

Правильная мотивация и интересный досуг

Если девочка-подросток интересуется танцами, музыкой, спортом, родители со своей стороны должны будут сделать все для того, чтобы подогреть этот интерес, например, можно предложить дочке съездить на соревнования в другой город или принять участие в конкурсе.

Секреты дружбы подростка с родителями

Для девочки-подростка очень важен авторитет родителей. Находите время на общение с дочкой, делитесь с ней секретами и взамен получайте возможность быть посвященными в ее тайны. Если дочка доверится вам, то ни под каким предлогом не поддавайтесь искушению рассказать о ее секрете кому бы то ни было. Только так вы сохраните вашу дружбу.

Сбалансированная оценка девочки-подростка

Завышенная или заниженная самооценка у девочки-подростка — это нормальное явление. Научите девочку адекватно оценивать себя, не захваливая, но и не обвиняя и не высказываясь с пренебрежением в ее адрес.

Соблюдайте баланс, сохраняя родительский авторитет, прививая дочке основные правила поведения в непринужденной дружеской форме без нравоучений.

Отличный эффект имеют рассказы о своей жизни в этом возрасте, о возможных непониманиях с друзьями, родителями и учителями. Подросток обязательно оценит откровенность и наградой за это родителям станет практически безоговорочное к ним доверие.

Важные правила для родителей

В свете всего вышесказанного сформулируем некоторые правила, которым важно придерживаться в вопросе воспитания дочери. Их немного:

  • Следует с детских лет воспитывать в ребенке стремление заботиться о своем здоровье. Любая девочка – это будущая мать, поэтому проблемы, заработанные в детском, а чаще – в подростковом возрасте, могут поставить крест на ее возможности выносить здорового малыша. Поэтому следует научить малышку правильно питаться, заниматься спортом, следить за личной гигиеной. Мамам нужно донести до нее мысль о важности профилактического посещения врачей, поскольку многие дети медиков не любят, а страх сохраняют даже во взрослом возрасте. Вспомните, как много вполне адекватных людей будут терпеть до последнего и обратятся в больницу только тогда, когда заболевание перейдет в хроническую стадию. Причина этому – ошибки воспитания, невнимательность родителей, пустивших все на самотек.
  • Чрезмерная строгость и сотни запретов столь же вредны, как и безграничная свобода. Мамам и папам предстоит найти «золотую середину», не держать крошку в «ежовых рукавицах», но и не потакать капризам, позволяя ребенку манипулировать собой. Каждый запрет, каждое «нет» и «нельзя» должны быть обоснованы. Девочке важно понимать, почему совершать тот или иной поступок недопустимо.
  • С раннего детства девочка быть уверенной в собственной привлекательности. Недостатки своего тела – полнота, веснушки, жидкие волосы – не должны смущать ее. Роль мамы – научить ребенка одеваться так, чтобы умело маскировать некоторые дефекты фигуры, оставаясь скромной, элегантной и женственной. Если девочка-подросток не уверена в красоте своего лица, она будет делать все возможное, чтобы отвлечь от него внимания, надевать дерзкие мини-юбки и глубокие декольте. Такая одежда может стать причиной раннего взросления, вступления в половую связь с гораздо более старшим партнером, девушку могут и изнасиловать. А всего этого можно было избежать, если бы с раннего детства ей внушали мысль о собственном очаровании, которое не нуждается в искусственном приукрашивании.
  • Родителям следует научить свою дочь заниматься типично женскими домашними делами. Причем здесь потребуется дипломатия, такт. Если заставлять ребенка насильно мыть пол или поливать цветы, то он возненавидит это занятие и, начав самостоятельную жизнь, будет сознательно игнорировать домашнюю работу, заслужив репутацию неряхи. Поэтому приборка, готовка должны быть девочке интересны. Маленькие дошкольницы, как правило, с удовольствием помогают мамам готовить, мыть посуду, прибирать в шкафу. Главное – дать им такую возможность, не кричать и не нервничать, если что-то у ребенка получается не так, как того хотела бы мама.
  • Все вышесказанное не отметает важности интеллектуального развития. Женственность – не синоним глупости и недальновидности, именно поэтому девочку можно и нужно приобщать к искусству, науке, читать с ней книги и беседовать по прочитанному, посещать театры и выставки. Если есть желание, ребенок может записаться на специальные курсы иностранного языка или даже программирования. Какие-то современные умения не делает правильно воспитанную девочку грубой или наглой.
  • Наконец, очень важно развивать в ребенке женского пола сострадание, доброту, желание помогать нуждающимся. Девочкам, воспитывающимся в неподходящей среде, нередко свойственна особая жестокость и цинизм, следует стараться избегать их формирования, давая крошке возможность позаботиться о ком-то, кто в этом нуждается. Но не менее важно и помочь ребенку понять, что есть люди, недостойные участия и помощи.

И, конечно, не стоит забывать о том, что каждый ребенок – это, прежде всего, личность, его индивидуальные особенности и предпочтения нужно учитывать.

Дуэт мамы и дочки: правильная работа над образом отца

Воспитывать девочку без отца маме сложно по большей мере от того, что именно в отце девочка должна ощущать основную опору и защиту, что в дальнейшем ей поможет строить счастливые отношения с противоположным полом.

Тем не менее, если получилось так, что семья распалась нужно запомнить главное — дочь не должна принимать на себя негатив разочарования матери в отце. Такая манера поведения станет причиной формирования у девочки отрицательного отношения к мальчикам и мужчинам.

Задача мамы, воспитывающей дочку без отца, создать в воображении дочки положительный образ сильного, порядочного и надежного мужчины. И в первую очередь положительным должен стать отец, который ушел из семьи. В глазах девочки он не должен стать плохим, а так это будет или нет — зависит от мамы.

Чтобы закрепить образ положительного мужчины в голове девочки психологи рекомендуют почаще обращать ее внимание на хорошие примеры в нормальных полноценных семьях.

Прием у себя друзей, живущих в счастливом семейном браке, просмотр фильмов с участием счастливых супругов — все это поможет дочери научиться надеяться на то, что она не последует примеру матери и сможет создать счастливую и крепкую семью с любимым мужчиной.

Внешность девочки

Сегодня о своей внешности девочки задумываются уже в детском саду. «Мама, я красивая?» — «Ничего, доченька, зато умная». Этот анекдот, к сожалению, родом из реальной жизни. Так мамы на полном серьезе отвечали своим дочерям, если те не вписывались в общепринятые каноны красоты. Нетактичное, непедагогичное и глупое заявление может стать настоящей психологической травмой у ребенка на всю жизнь. Как должны вести себя родители? Как можно чаще подчеркивать, что их дочка — красавица во всем. Отмечать ее улыбку, чувство юмора, добрый взгляд, сообразительность или хорошее воображение.

Рано или поздно девочка начнет сравнивать себя с моделями глянцевых журналов. Не дожидаясь этого, объясните, что эти изображения — лишь половина правды. В реальной жизни ни у кого не бывает такой гладкой кожи, идеальной фигуры и внешности.

В подростковом периоде дочка все равно найдет в себе изъяны и будет переживать по этому поводу. И вот именно в этот момент важна будет ваша поддержка.

Учите дочь принимать свою непохожесть на других, не пытаться стать похожей на кого-то, а ценить именно себя. Если девочка хочет как- то измениться — помогите ей сделать это, но без фанатизма. Например, не обязательно сидеть на жестких диетах, чтобы исправить фигуру, — достаточно правильного питания, небольших ограничений и занятий спортом.

И тем более не позволяйте «наступать на больную мозоль» ребенка другим людям. «Какая девочка высокая! И куда же растет-то?» Подобные разговоры пресекайте сразу: «Прекрасный рост (фигура, волосы…)! Она красавица у нас!» Комплексы по поводу внешности оставляют в душе женщины глубокие шрамы. Зачем вашему ребенку такой багаж во взрослой жизни?

Папина гордость: взросление без мамы

Случаи, когда девочку воспитывает один отец встречаются нечасто, но они есть и требуют к себе внимания. Мужчина без жены с дочкой должен не только выполнять основные обязанности женщины по дому, но и восполнять нежность, тепло и ласку в том объеме, в котором их получала бы дочка, проживая с мамой.

Дефицит общения с мамой, с женщиной особенно остро ощущают девочки в подростком возрасте, что может негативным образом сказаться на формировании личности.

Повлиять на ситуацию папа может двумя способами:

  • стать настоящим другом для дочери;
  • найти для нее взрослую подругу (сестру, тетю, тренера).

В первом случае папе придется на себя возложить обязанности мамы, попробовать завоевать доверие дочки, проникнуть в ее внутренний мир и стать настоящим надежным другом, с которым можно поделиться тайнами.

Если это не представляется возможным, стоит попробовать подтолкнуть девочку к взрослой подруге, в роли которой может выступить тренер, учитель, близкая родственница.

Есть вещи, которые девочке будет проще рассказать женщине и задача папы позаботиться о том, чтобы такая в нужный момент оказалась рядом.

В целом, если у девочки с папой налажен контакт, жизнь их окрашена яркими красками и наполнена позитивом, это очень хорошо для формирования у нее положительного образа мужчины, основываясь на который она будет выбирать себе партнера по жизни.

Это сложнее, чем кажется

Еще до рождения дочери все пошло не по плану. Примерно за месяц до родов врач сказал, что мне нужно лечь на сохранение. Именно в тот день все мои планы рухнули. Я знала, что еще нужно покрасить стены в детской, постирать одежду и закупить продукты. Именно тогда мой внутренний перфекционист заставил испытывать чувство вины. Никто не мог мне помочь. И что еще хуже, моя мама уехала в отпуск.

Прекрасно зная, что меня ждет впереди, она прервала свое путешествие и немедленно пришла мне на помощь.

«Ты никогда не должна кормить грудью на пустой желудок», — говорила она, подавая мне теплый напиток в моей любимой кружке, почти так же, как она делала, когда я была ребенком. Она оставалась с нами в течение той решающей первой недели и заходила каждые несколько дней в течение следующего месяца.

Камбоджа будет брать депозит с въезжающих на анализы и карантин по Ковид-19

Вода, пижама и распорядок помогли мне научиться рано вставать всего за неделю

Разминка для ума: попробуйте отгадать 3 шарады

Пока мы с мужем привыкали к жизни с новорожденным ребенком, мама принялась за дело. Она стирала белье, готовила десятки сытных блюд и записывалась на утренние смены с дочкой, чтобы мы могли как следует выспаться. И все же, несмотря на смертельную усталость в те первые недели, я все еще испытывала чувство вины за все то, что не успела сделать.

Как воспитать девочку счастливой?

Я практикующий психолог и в последнее время очень плотно работаю с девушками и женщинами, помогаю им в вопросах самореализации. Поэтому я и буду писать именно о девочках, хотя думаю, что к мальчикам это тоже относится.

Скажу честно, что сначала я не придавала большого значения рассказам девушек о том, что они обижаются на своих мам. Но со временем это стало меня настораживать из всех тех девушек, что обращались ко мне за помощью, только единицы не проговорили эту тему. И то, я думаю, что только потому, что наша работа была не продолжительной и не глубокой.

«Бесполая» педагогика

В нашей стране традиционным является одинаковое воспитание детей разного пола, то есть так называемая «бесполая» педагогика. А меж тем доказано, что она во многом вредит становлению личности ребенка. Приведем в пример раздельное образование, которое в качестве эксперимента ввели в английском графстве. Неожиданно оказалось, что дети, обучающиеся в раздельных классах, показали лучшую успеваемость, чем те, кто посещает уроки вместе. Причин несколько:

  • Девочки физиологически и умственно развиваются быстрее, поэтому «соревнование» с ними не заставляет мальчиков чувствовать свою ущербность и неполноценность.
  • Находясь среди детей одного уровня развития, гораздо проще не утратить интереса к учебе. Это касается прежде всего мальчиков.
  • Девочкам же дается возможность выполнять более трудные и интересные для них задания, а не «равняться с отстающими». Они сосредотачиваются на решении учебных задач, а не отвлекаться на уроках.

Эти обстоятельства говорят о том, что воспитывать малышей разного пола следует по-разному. Нельзя, чтобы своими манерами и поведением малышка напоминала мальчишку, проявляла агрессию, поэтому необходимо предложить ей типично «женские» игрушки: посудку, кукол, кукольные домики, коляски.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]