Сами себе комиссия
На прошлой неделе министр просвещения Сергей Кравцов на совещании у президента Владимира Путина сообщил, что полностью готовы к учебному году 36 485 образовательных организаций. По данным Росстата, на 2020 год, в России насчитывается около 41 тыс. школ. В Минпросвещения в ответ на запрос «Известий» о ситуации с приемкой школ пояснили, что полная информация по этому вопросу появится только после 20 августа — к этому дню система школьного образования должна быть полностью готова встретить учеников.
Еще до объявления всероссийской проверки прокуратура Алтайского края заинтересовалась информацией СМИ о ненадлежащем состоянии школы в Панкрушихинском районе Алтайского края. Речь идет о Березовском филиале Панкрушихинской школы, которую, как сообщает ведомство, приняла комиссия к новому учебному году. Теперь прокуроры будут проверять, созданы ли безопасные условия для обучения детей, надлежащим ли образом комиссия провела проверку.
Поводом для проверки стало обращение членов родительского комитета Березовской средней школы к депутатам Алтайского Заксобрания Сергею Серову и Евгении Боровиковой. Родители попросили помочь им организовать капремонт ветхого здания. Они сообщили, что почти во всех кабинетах протекает кровля, в стенах имеются трещины, из-за проливов потолка постоянно замыкает проводку. Однако это не мешает комиссии Минобрнауки ежегодно принимать школу к новому учебному году. В этом году комиссия посетила школу 14 августа, сделала замечания по поводу пожарной безопасности, которые нужно было устранить к 17 августа, и на этом всё.
Боровикова в беседе с «Известиями» сообщила, что сама училась в этой школе. Тогда это была самостоятельная средняя общеобразовательная школа, теперь — филиал, в котором до 9 класса учатся 59 детей.
— Еще с тех времен капитальный ремонт вообще не делался. В 1999 году было даже обрушение крыши, — говорит она. — В школе холодно. Система отопления центральная прогнившая, и зимой изо рта идет пар. Туалеты внутри здания, предназначенные для младших классов, не работают — всегда закрыты. Детям приходится ходить на улицу, но и там туалеты тоже оставляют желать лучшего. Всё течет — особенно весной и осенью во время дождей. В пяти кабинетах ставят тазики и ведра. В стенах большие трещины, окна прогнившие. Проводку делать не берутся, потому что сначала надо перекрыть крышу, иначе всё так и будет заливать водой.
По ее словам, школу неоднократно просили поставить в очередь на капитальный ремонт, но этого не происходило, а в этом году комитет по образованию Панкрушихинского района подал заявку на эту программу только 9 июля, поэтому до 1 сентября провести масштабный ремонт не получится.
Однако директор Панкрушихинской школы Юрий Гребенщиков не согласен с мнением о плачевном состоянии здания.
— Школу приняли, какие проблемы? В обращении родительского комитета претензии были сильно завышены, — заявил он «Известиям». — Летом проводился текущий ремонт, а позже в школе будет капитальный. Но 1 сентября дети пойдут в школу. Представитель прокуратуры сказал, что школу закрывать не будут, потому что нет таких нарушений, чтобы ее закрыть.
Боровикова считает, что ситуация с приемкой аварийной школы — не какой-то уникальный случай: во многих сельских школах Алтайского края приемка проходит формально, все проблемы аварийных зданий остаются на следующий год. Дело в том, считает депутат, что приемкой школ занимается муниципалитет, и получается, что начальники управлений образования сами себе комиссия — сами проверяют и сами ставят подписи.
Летние каникулы с пользой. Куда пристроить ребенка?
Лето — это не только пора для отдыха, но и прекрасное время для того, чтобы наверстать упущенный в школе материал, подтянуть знания и хорошо подготовиться к переходу в следующий класс. Что же делать: отправить ребенка в летний лагерь или к бабушке, оставить дома или уехать с ним на море? А как же подготовка к школе?
Очевидно, что понятие «летние каникулы»
дети трактуют несколько иначе, нежели их родители и педагоги. Для них лето — это время отдыха и веселья, а потому любые задания воспринимаются в штыки, и их выполнение всячески откладывается на последние дни. Даже список обязательной к прочтению литературы, как правило, пылится в ящике стола до наступления августа. Приходя первого сентября в школу, наши дети сталкиваются с проблемой резкого снижения успеваемости, причем желание учиться после длительного летнего отдыха также оставляет желать лучшего.
В результате первая четверть учебного года становится одной из самых провальных. Так говорят учителя, так свидетельствует статистика. Пройдет немало времени, пока ребенок войдет в привычный режим учебы. Что же делать, ведь заставить ребенка заниматься самостоятельно летом и контролировать его занятия, как это ежедневно делают учителя в школе, практически невозможно. Летом ребенок в большей степени предоставлен самому себе, а родители, хотя и понимают, что нельзя забрасывать учебу, часто закрывают глаза, жалея и без того уставших за учебный год детей.
Спланировать график проведения летних каникул
— задача не из легких. Ведь за три месяца нужно успеть отдохнуть, укрепить свое здоровье и, конечно, провести время с пользой. Вот именно последний пункт вызывает наибольшие затруднения у родителей. Каникулы пролетают быстро, и, если вовремя не пристроить своего ребенка, не занять его полезным делом, лето будет приятным, но совершенно бесполезным.
План действий, представляющий собой временную разбивку на посещение бабушки, поездку в летний лагерь, отдых на море и просиживание дома у компьютера, как правило, не включает одного важного пункта — времени, строго выделенного на подготовку к школе
, иными словами, выполнения домашнего задания на лето. Вот и получается, что с приходом августа родители, а вместе с ними и дети, хватаются за голову и с криками «караул» пытаются догнать уходящий поезд.
Необходимо отметить, что готовность к учебному году детей, которые регулярно занимаются 1−2 часа в неделю на протяжении всего лета, существенно отличается от тех, кто хватается за учебники в последний момент. Как правило, именно этого непродолжительного времени бывает достаточно для того, чтобы ребенок не устал, не перегрузился и в то же время не растерял полученный багаж знаний, а в ряде случаев приобрел новый.
Оказывается, можно проводить время с пользой, даже сидя у компьютера, ведь традиционное путешествие в Интернете можно превратить в увлекательное обучающее общение с учителем онлайн. Речь в данном случае идет об онлайн-репетиторах
, явлении сегодня довольно распространенном и набирающем все большую популярность во многих странах мира, в том числе и в России.
Онлайн-репетитор
— это не дань моде, а вполне оправданная необходимость современной жизни. В ходе учебного года, при постоянной нехватке времени — это, порой, единственное решение, позволяющее, не теряя времени на переезды, получить оперативную помощь при решении сложных задач или наверстать упущенный материал. Онлайн-репетитор приходит на помощь школьникам из маленьких, удаленных от центра городов, где есть сложности с поиском местного репетитора, ведь для него не существует географических или временных препятствий.
И наконец, онлайн-репетитор — это помощь родителям и детям в период летних каникул, когда усадить ребенка за учебники весьма непростая задача. Школьники с радостью отмечают, что занятия в Интернете — это не только обязательная повинность, но интересное и полезное времяпрепровождение. И неважно, где в это время находится ученик — на берегу моря или в деревне у бабушки, дома или в летнем лагере — везде, где есть доступ в интернет, есть возможность проводить занятия.
Сегодня в России существует несколько вариантов онлайн-репетиторства. Например, индивидуальные репетиторы, проводящие свои занятия посредством skype или с помощью специального ПО, и компании, предоставляющие доступ к базе репетиторов. В обоих случаях любая работа идет непосредственно с конкретным преподавателем и ответственность за результаты занятия целиком и полностью лежит на нем.
Есть и другой вариант — обратиться в компанию, предоставляющую услуги онлайн-репетиторов. Такие сервисы не только предоставляют возможность учиться, но и берут на себя ответственность за результаты обучения, ведь преподаватели нанимаются на работу только после прохождения тестов по предмету и на понимание методики обучения онлайн. Мгновенность отклика на запросы пользователя с возможностью оказания практически круглосуточной оперативной помощи при первой необходимости — одна из ключевых особенностей таких сервисов.
В зависимости от того, какие цели преследует школьник, занимаясь с онлайн-репетитором: подтянуть какие-то конкретные предметы, разобрать непонятную тему или выучить иностранный язык — выстаивается индивидуальный график занятий.
Во время учебного года
— это еще и «скорая помощь» при возникновении сиюминутных вопросов. Например, не получается сделать домашнее задание по математике, а на часах время близится к вечеру, ученик всегда может подключиться к своему учителю и, задав вопрос, оперативно разобрать непонятную тему. Именно разобрать, а не получить готовый ответ.
В период летних каникул
таких «горячих» моментов, конечно, нет, но проведение запланированных заранее занятий позволит закрепить полученные ранее знания или, в случае с иностранными языками — продолжить обучение. Ведь, как известно, язык не терпит долгого молчания, и только постоянной практикой и занятиями можно овладеть им в совершенстве.
Сформированный с учетом интересов ребенка график занятий
позволяет удачно сочетать время летнего отдыха, игр и учебы. Ребенок воспринимает занятия не как необходимость, а как элемент онлайн-игры, общения. Он чувствует себя на равных с учителем, находясь в понятной и привычной интернет-среде. Это приводит не только к повышению успеваемости, но и укреплению самостоятельной мотивации ученика, формирует в нем собранность и чувство ответственности.
Лучшим результатом таких занятий является уровень знаний и личное желание ребенка осваивать что-то новое. Он приходит к онлайн-репетитору, потому что ему интересно и приятно осознавать, что его знания значительно превышают школьную программу. Такие дети, как правило, приходят в школу первого сентября не только отдохнувшими, но и очень хорошо подготовленными.
Теги: знания, каникулы, методы, репетитор, школьник, учеба, лето, Интернет
«Когда принимали, дождей не было»
В Челябинской области депутаты Княженского поселения Брединского района написали обращение к губернатору Алексею Текслеру, заявив, что местная школа находится в катастрофическом состоянии.
«На протяжении последних десяти лет дети вынуждены заниматься в немыслимых условиях: плафоны наполняются водой, в коридорах и классах стоят ведра и тазы, наполненные водой, вода капает на головы детей. В течение года школа не успевает просыхать, так как в школе сыро. Стены покрываются плесенью», — пишут депутаты в обращении.
Они заявили, что весной из-за сильного урагана с крыши слетела вся мягкая кровля — и в трехэтажном здании вода бежит до первого этажа. Раньше заливало только третий этаж. При этом сдвигов в вопросе капитального ремонта школы, как утверждают депутаты, нет.
Здесь проблемой тоже заинтересовалась прокуратура, которая начала проверку жалобы депутатов.
Начальник управления образования Брединского района Ирина Голдова в комментарии «Известиям» заявила, что ситуация не такая, как описали депутаты, и сообщила, что школа принята к началу учебного года — с учетом того, что до 1 сентября мягкая кровля будет отремонтирована. По ее словам, деньги на это выделены.
— Школа 1982 года постройки, она трехэтажная. Проектная мощность — 464 места, а фактически там обучается 51 человек. В 2020 году производился частичный ремонт мягкой кровли и устройство стропильной кровли над спортивным залом на сумму 261 тыс. рублей. Чтобы заложить финансовые средства, должна поступить заявка от руководителя, плюс необходима смета — на какую сумму нужно планировать ремонт. Но с 2020 года от директора школы в управление образования заявок больше не поступало, — объясняет Голдова.
По ее словам, весной сильный ураган завернул мягкую кровлю на крыше. Без заявления от директора была составлена смета и выделены деньги — правда, только 17 августа. Сейчас уже определен подрядчик, ремонтные работы начнутся с 21 августа и до 1 сентября должны успеть. Правда, школу приняли и так, с дырявой крышей.
— Когда школу принимали, дождей не было, всё было нормально, смета была составлена. Мы знали, что деньги дадут, — заявила Голдова.
Аналогичные проблемы есть и в учебных заведениях Республики Алтай: там сотрудники управления Роспотребнадзора заявили, что в ряде школ в Турочакском, Кош-Агачском районах и Горно-Алтайске до сих пор не начался ремонт, хотя, например, в Кош-Агачской средней школе после дождя затопило классы на втором этаже и актовый зал.
Проблемы ряда школ в других регионах признают, однако нередко после каких-либо происшествий. Например, в Омске учеников гимназии № 88 распределяют по другим школам по причине аварийности здания. В этой гимназии в сентябре 2020 года на ученицу обрушился потолок, она была госпитализирована.
В Звериноголовской СОШ в Курганской области учеников временно переводят в другие школы, потому что в здании идет капитальный ремонт. Учитель Владимир Кочеулов рассказал «Известиям»: чуть более 10 лет назад для того, чтобы починить в здании протекавшую крышу, пришлось обращаться в СМИ — и только после сюжета на федеральных каналах в школе заменили мягкую кровлю, построив крепкую стропильную. Однако спустя 10 лет почему-то решили новую крышу снять, снова соорудив мягкую кровлю.
— Когда разбирали крышу, прошел сильный ливень, и все кабинеты с третьего по первый этаж пролились, теперь они в аварийном состоянии, — рассказал Кочеулов. — И компьютеры, и принтеры — вся техника оказалась залита водой. Ремонт там теперь, наверное, на несколько лет растянется. Там же всё в подтеках. Кто понесет ответственность?
Куда девать детей
Экс-глава Рособрнадзора, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования ВШЭ Виктор Болотов считает: процедура приемки школ сама по себе рабочая, а в возникающих проблемах все-таки надо разбираться на местах.
— Школа принимается по нескольким основаниям. Ее принимают органы Роспотребнадзора, у которых достаточно жесткие критерии, пожарный надзор, а также представители районного отдела образования, которые смотрят на готовность школы к образовательному процессу, — объяснил Болотов. — За состоянием школы — течет крыша или нет — следит Роспотребнадзор, который смотрит, можно ли проводить там занятия. Часть проверок проводится по бумагам, часть — на месте. Но это не та ситуация, когда директор пишет, что всё нормально, а комиссия подписывает: в школу обязательно выезжают и смотрят.
Он отмечает: если готовность школ именно к учебному процессу проверяют районные чиновники, то безопасность школы — представители ведомств, не подчиненных местным администрациям. Однако проблем всё равно может быть много — например, директор подписывает акт приемки ремонтных работ без проверки, или район не выделяет деньги на ремонт.
— Все мы люди: может происходить и такое, что акт о готовности подписывается, а школа на самом деле не готова. Но бывало и такое, что школу не принимали из-за плохо покрашенных полов, хотя проводить образовательный процесс там было можно, — рассказывает Болотов.
По его словам, много проблем у чиновников возникает, если школа не принята — непонятно, куда девать детей: есть ли рядом школа в транспортной доступности, или нет. Поэтому все ремонтные работы стараются провести в течение лета.
— В сельской местности за последние годы построено очень много школ, которым городские позавидуют. Но остались и школы без туалетов и воды — у муниципалитетов нет денег. В итоге одни делают вид, что всё в порядке, а другие делают вид, что все проверили, — говорит Болотов.
Школа закончилась, куда деть ребёнка на лето?
ТЕДДИ-клуб провёл собственное расследование на тему «куда отдать ребёнка летом», и вот что получилось. Представляем вам различные варианты. Вы можете комбинировать их на своё усмотрение, например, 2 недели ребёнок проводит в одном месте, затем неделю в другом и т.д.
1. Отправляем ребёнка в гости к бабушке, дедушке, тёте, дяде и т.д. Возможно, кто-то из ваших близких находится в декрете или не работает. Вы можете договориться о символической оплате. 2. Школьный лагерь. Уточните, наверняка в вашей или соседней школе есть такой. Вы приводите ребёнка с утра и забираете около 17-18 часов. Обычно оплата за такую услугу совсем небольшая. Правда, обычно школьные лагеря работают в июне. На июль-август всё равно нужно искать варианты. Школа закончилась, куда деть ребёнка на лето? 3. Городской лагерь. Такой лагерь будет стоить дороже, чем школьный, зато работает обычно всё лето. Деток обычно приводят на 8-8.30, а забирают около 18.30. Ребёнка здесь кормят, развлекают. Детям всегда нравятся экскурсии по городу. Правда, в отличие от школьного лагеря в городской нужно ребёнка возить. Он может находиться достаточно далеко от вашего дома. 4. Лагерь вне города. В такие лагеря деток принимают примерно с 6 лет. Однако, отпускать своё чадо далеко от дома в таком возрасте решаются единицы. Ждут, пока ребёнок подрастёт. Лагерь в курортной зоне Украины подарит ребёнку не только незабываемые впечатления, но и поможет оздоровить Ваше чадо. Однако стоимость пребывания ребёнка на смене может сильно ударить по карману, ибо стоимость смены (21 день) может стартовать от 6000-8000 грн (лагерь в центральной Украине). Лагерь на море обойдётся примерно вдвое дороже. 5. Нанимаем няню. Такой вариант также следует рассмотреть. Няней может быть воспитатель или учитель, находящийся в отпуске, студентка педагогического института, соседка по дому и т.д. Подумайте, кому вы сможете доверить своего ребёнка. Няня может работать на своей территории (тогда каждое утро вы приводите ребёнка к ней домой и вечером забираете) или на вашей. Стоимость – как договоритесь. 6. Кооперация мамочек. Также весьма сложный в организации, но очень эффективный вариант. Обсудите со знакомыми мамами по площадке либо из садика/школы, какие планы на лето есть у них. Наверняка, с такой же проблемой «куда отправить (деть) ребёнка летом», столкнулись и они. А что если организовать вахту, например, по неделе. На этой неделе одна мама сидит с детьми (двое, трое, четверо…), на следующей неделе детки приходят уже к другой маме. А если какая-то мама не работает или сидит в декрете со вторым ребёнком, то за символическую плату она могла бы дольше смотреть за детками. Также можно договориться с мамами вашего города на различных форумах.
Надеемся, что наши идеи «куда деть ребёнка летом» помогут вам. Рекомендуем подумать об этом заранее, чтобы с наступлением лета уже ломать голову, куда отдать ребёнка.
В чем выгода
Преподаватель истории сельской школы в Нижегородской области, член совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Дмитрий Казаков отмечает: финансирования для школ хотелось бы больше, однако директорам совсем не выгодно наплевательски относиться к состоянию здания.
— Школы ведь готовят не к комиссии, а к учебному году, — говорит Казаков. — Может, где-то что-то и опускается, но кому из директоров выгодно взять и не подготовить школу? Им принимать детей в течение девяти месяцев, чтобы они были в нормальных условиях. А начнется учебный год, что-то потечет, окна вывалятся — директору за это отвечать, штраф платить. Вопрос другой — нужно понимать, что содержание зданий находится на уровне муниципалитета, которому может не хватать денег. И действительно, в каких-то районах, областях, где средств не очень много, трудности возникают.
Отвечать действительно директорам: так, в январе 2020 года прокуратура Сахалинской области через суд оштрафовала директора школы в селе Чехов за организацию учебного процесса в аварийном здании. Стены школы, в том числе несущие, в этой школе имели трещины, аварийным был спортзал, часть учебного корпуса школы, мастерские. На время разбирательств учеба в школе была прекращена. А в феврале 2020 года селу пообещали построить новую школу — только после того, как делом занялась прокуратура.Подробнее >>>