Если слабый иммунитет у ребенка что делать


Факторы риска

Проблемы развития

Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11 -12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдаются у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников).

Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба.

Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а «свисающие плечи» — результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например неправильное положение туловища во время игр или занятий.

Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Неверная поза

Положение сидя. Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или перекашивается на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки.

К неправильному положению тела при сидении следует отнести посадку, при которой туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно, согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него.

Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).

Положение стоя. Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника).

Гиподинамия…

Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3 лет многие малыши отправляются в группы раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной «стрелялки». Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.

Распознать вовремя

Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника — не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.

По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялая осанка. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)

При обнаружении искривления необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется, то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.

Тест для мышц. Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки — на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 с, дети 7-10 лет — 1 — 1,5 мин, 12-16 лет — от 1, 5 до 2, 5 мин. Развитие мышц брюшного пресса определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников — 10-15 раз, для детей 7- 11 лет — от 15 до 20 раз, в 16-18 лет — от 20-30 раз.

Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр.

В последнее время появился новый метод исследования — топографическая фотометрия, позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после того, как врач наносит маркером основные точки-ориентиры на спину ребенка.

Кто виноват

Три фактора «виноваты» в частых простудах малышей.
Меньше всего – медицинский. Ну, заложит у Коли нос, немного поднимется вечером температура, но через два-три дня все придет в норму, и родители даже не поймут, что он перенес ту же инфекцию, которая уложила на неделю в постель его приятелей Сашу и Дашу. Просто иммунной системе Коли был знаком респираторный вирус, она его «узнала», «вспомнила», как справлялась с ним в последний раз, и быстро наработала необходимые для подавления этого вируса антитела. А иммунные системы Саши и Даши впервые встретились с этим вирусом, и им потребовалось много времени и сил, чтобы справиться с ним. И тут становится важным, как поведут себя врачи и родители Саши и Даши. Если они дадут детям «всласть поболеть», не вытолкнут их раньше времени в детский сад или в школу, то их иммунные системы не спеша изучат вирус и отложат в память информацию о нем. И это будет залогом того, что при следующей встрече с этой инфекцией Саша и Даша выздоровят за два-три дня.

Но если недоболевшие дети вернутся в свои коллективы и снова встретят тот же самый вирус, не исключено, что через неделю они опять слягут с симптомами острой респираторной инфекции. А уж если подхватят новый, то на их организмы обрушится по меньшей мере двойная нагрузка. Такую нагрузку не выдерживает каждый 10-й ребенок, отсюда «растут ноги» многих аллергических реакций. Именно это называется медицинским фактором формирования частых заболеваний. Этот фактор имеет значение в 8-15% всех случаев частых ОРВИ.

Почти в три раза большее значение (40-45%) имеет социальный фактор. Если ребенок с раннего возраста получает полноценное питание, гармонично развивается, наблюдается квалифицированными медиками, риск развития у него повторных заболеваний сводится к минимуму.

Однако самая главная вина (не менее 50%) за частые простуды лежит на генетике. Каждый из нас имеет свой тип иммунного ответа: либо сильный, либо смешанный, либо слабый. И эта особенность личного иммунитета – такое же неизменное свойство, как группа крови.

Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и пресса

(можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста)

  1. Исходное положение — стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки, — вдох; вернуться в и.п. — выдох.
  2. Исходное положение — стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной — выдох; вернуться и и.п. — вдох.
  3. Исходное положение — стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх — выдох; вернуться в и.п. — вдох.
  4. Исходное положение — стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.
  5. Исходное положение — стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
  6. Исходное положение — лежа на спине на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу — выдох; выпрямить — вдох.
  7. Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
  8. Исходное положение — лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
  9. Исходное положение — лежа на животе, руки в сторону. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
  10. Исходное положение — лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу — вдох, вернуться в и.п. — выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
  11. Исходное положение — лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером, в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 мин.

Для того чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдых. Отдыхать рекомендуется в положение лежа:

  • лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
  • лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.

Олег Малахов профессор, заведующий отделением детской ортопедии Центрального института травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова, д. м. н. Михаил Цыкунов профессор, заведующий кафедрой реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова, д. м. н. Светлана Федорова врач-реабилитолог, сотрудник кафедры реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова

Что делать с «плохими способностями» Вашего ребенка?

И правда: зачем раньше времени расстраиваться? Вы этот ответ очень часто слышите и считаете, что нет в нём ничего особенного — значит, учитель спрашивал сегодня кого-то другого, не дошла очередь. Вы терпеливо ждёте, когда же вызовут Ваше чадо, чтобы узнать, как он успевает. И вот, дождались на свою голову — в дневнике появилась первая неудовлетворительная оценка, а потом ещё и ещё… Вы удивляетесь: уроков ребёнок не пропускает, домашние задания добросовестно выполняет, почему же такая неуспеваемость? Вы в недоумении идёте в школу и узнаёте от учителя неприятную новость: у ребёнка «плохие способности».

Но так не хочется признаваться себе, что это правда, и в ход идут, иногда, любые оправдания: «придираются», «хотят заработать дополнительными уроками», «слабая подготовка у учителя», «не дают высказаться». Никак не верится, что твой ребёнок слабее других, что у него хуже способности. Сжимается сердце родительское от крушения надежд, и выползает холодной змеёй обида: но почему у меня такое дитё?

Где-то в глубине души Вам жалко и понятно, что глупо упрекать ребёнка, что он такой уродился, что у него не получается, как у других, что он так не умеет. Но очень хочется побыстрее исправить положение, и Вы решаете начать с угроз: «Теперь ты у меня забудешь и про компьютер, и про телевизор!».

Запомните, ребёнок с «плохими способностями» особенно нуждается в родительской помощи, в Вашем сочувствии. Он ведь и сам видит, что хуже других воспринимает материал учителя, плохо запоминает, не так отвечает, а ведь находится в детском коллективе, где особенно острым бывает дух соревнования. Отстающие дети с ранних лет аккумулируют в себе многочисленные поражения и скрывают свои страдания. В классе они стараются сидеть на последних партах, не привлекая внимание учителя, чтобы не опозориться лишний раз перед другими учениками. И отношения одноклассников зависят от оценки преподавателя! К таким детям следует относиться с особым сочувствием, вниманием и лаской — они на данном этапе страдальцы.

Образуется порочный круг ущербности: низкие отметки в школе укрепляют общие отрицательные ожидания, а они в свою очередь рождают результаты и оценки на нисходящем уровне. Неуспех сказывается на развитии: пропадает учебный интерес, занижается самооценка, и подросток ищет друзей вне школы, пытается самоутвердиться в компаниях таких же, как он сам, неблагополучных детей разочарованных родителей.

Очень важно в этот трудный для подростка период не гнать его из дома, а наоборот — создать домашний уют и поддержать состраданием, верой в будущий успех. Никогда сами не расстраивайтесь по поводу «плохих способностей». Жизненный опыт утверждает, что судьба у детей менее одарённых складывается не хуже, чем у способных, а иногда даже намного успешнее. Родители должны хорошо знать своего ребёнка: его интересы и способности, выяснить, что у него получается лучше всего. «Плохие способности» иногда в ожидании такой талант выявляют, что диву даёшься. Не думайте, что, если ребёнок успевает лучше других в математике, то это доказательство явных способностей. Жизнь проверяет не только по школьной программе!

Если Вам повезёт с мудростью учителя, то его доброжелательность и Ваша поддержка способны сотворить чудо и при малых способностях. А что делать, если оценка учителем занижена из-за отрицательных ожиданий, то есть негативной установки? Главное — знания, и вы должны убедить в этом своё чадо! Никогда не поздно мобилизовать все силы и удивить преподавателя хорошим ответом или отличной контрольной работой. Добившись успеха, не оставляйте подростка без внимания, постоянно учите его видеть продвижение к намеченной цели, радуйтесь вместе с ним, развивайте сильные стороны и подтягивайте слабые.

Помните, что способности могут быть заторможенными, и бывает, что, вникнув в психическое состояние ребёнка, можно выяснить причину неуспеваемости, постараться их высвободить. Часто ребёнок теряется, когда чувствует повышенное к себе внимание, боится, что не так скажет, не так напишет, и, когда ошибается, может совсем упасть духом. Чтобы не испытывать неприятностей, он замыкается и начинает чувствовать свою ущербность.

Есть дети с болезненным самолюбием — жаждут быть первыми, а когда у них ничего не получается, они тяжело переживают. Бывает так, что «плохие способности» детей вызываются элементарной усталостью. Уж такая у них нервная система особая — не выдерживает длительного напряжения и мобилизованности. Начинают такие подростки, как правило, успешно, но быстро выдыхаются, теряют интерес.

Встречаются также дети со странными способностями: иногда всё у них получается, и они справляются с заданиями не хуже других, а временами проявляют явное отставание. Эти ребята, как правило, потенциально одарённые, ожидающие своего дела и своего часа.

Дети, попадающие в школу из домашней обстановки, не привыкшие к коллективному общению, долгое время могут быть пугливыми, проявляя молчаливое упрямство и не воспринимая объяснения учителя.

Любой случай отставания от среднего уровня требует внимательного анализа. Тушующихся детей следует постоянно ободрять, избегая даже намекать, что у них способности ниже среднего уровня. Отыскивайте для них занятия, где они могут неплохо себя проявить, и обязательно хвалите. Даже за то, что обернули красиво книгу или навели у себя в комнате образцовый порядок.

Категорически не рекомендуется ободрять ребёнка при других детях, в чём-то принижая: «Что ты трусишь? Покажи, что ты не хуже других!» Нежелательно давить примерами: «Как тебе не стыдно? Все могут, а ты не можешь!» Нежелательно напоминать ребёнку, что у него плохие способности: «Где твоя сообразительность?», «Ты ведь знаешь, что у тебя плохая память».

НЕЛЬЗЯ — оскорблять словами, подчёркивающими ущербность: «В кого ты такой тупой?», «Почему ты такой тугодум?». НЕЛЬЗЯ — ругать по поводу «плохих способностей». НЕЛЬЗЯ — допускать, чтобы ребёнок чувствовал свою ущербность. НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ГНАТЬ ПОДРОСТКА ИЗ ДОМА!

Учите трудолюбию, уравновешенности, упорству, находчивости, целеустремлённости, приводите положительные примеры из жизни великих людей. Не забывайте похвалить, если ребёнок в чем-то добился успеха, не давайте утвердиться неполноценности. Берегите себя и своих детей, доставляйте им побольше радости.

Теги: общение, способности, школа, оценка, ребенок, психология

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: