Что делать родителям, если в школе их ребенка дразнят одноклассники?

Почему дети дразнят друг друга? Что делать, если из-за насмешек одноклассников ваш ребенок не хочет ходить в школу? На эти и другие вопросы ответила семейный психолог Катерина Новицкая.

В любом коллективе есть провокаторы. В детском – это обычно лидер: тот, кто ведет за собой других, активный, но не отличающийся хорошим поведением. Зачастую у таких детей агрессивный характер, они чувствуют не только свою силу, но и слабость другого ребенка, поэтому и реагируют на нее с особой жесткостью. Как правило, другие дети присоединяются к травле за компанию, порой даже не осознавая, зачем это делают.

Больше всего не везет тем, кто выделяется из общей массы: слишком худой или слишком толстый, необычная фамилия или особенное имя. Обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если от природы он раним и застенчив.

В зоне опасности те, кто слышит: «У тебя ничего не получится!»

В такой ситуации огромная ответственность ложится в первую очередь на родителей. От их общения с ребенком и тех посланий, которые ему дают, зависит, насколько он может быть устойчивым и сильным эмоционально.

Если родители говорят: «У тебя ничего не получится!», «Ты как всегда!» – у ребенка на подсознательном уровне закладывается неуверенность в собственных силах. Дети, которые росли на этих фразах, зачастую и попадают в зону опасности в школе.

Родители еще до того, как ребенок пойдет в школу, должны приучить его рассказывать им, как прошел день. Cпрашивать, как у него дела, с кем он дружит, может, кто-то обижает. Ребенок должен понимать, что разговор с родителями – это безопасно, что родители всегда на его стороне и он без страха может рассказать о своих проблемах.

Кто и почему становится агрессором и издевается над ровесниками

Объясните ребенку, что причина издевательств вовсе не в нем, а в характере тех, кто его обижает.

В любом коллективе находятся люди, которые получают удовольствие, когда заставляют других страдать. Они могут делать это по разным причинам.

Возможно, потому что сами переносили много обид, и теперь выливают свою боль на других. Возможно, они в глубине души не уверены в себе, и, чтобы окружающие не видели их слабости, стараются подавить кого-то и обрести превосходство.

Такие люди не проявляют агрессию, если окружающие дают им отпор. Если за их жертву есть кому заступиться. Но, если дружеских отношений нет, и в классе каждый сам за себя, агрессор очень быстро выбирает себе жертву.

То есть, первый секрет борьбы с издевательствами в школе — найти друзей, которые будут рядом, когда обидчик решит поупражняться в остроумии. Вдвоем или втроем проще дать ему отпор, чем в одиночку.

Подготовьте ребенка к тому, что на него будут обращать внимание

Если у ребенка особенная внешность, необычное имя или семья не располагает средствами, чтобы купить дорогой телефон, родители должны заранее подготовить ребенка к тому, что другие дети будут обращать на него внимание.

В школьном возрасте ситуация осложняется тем, что дети смотрят, у кого лучше телефон, рюкзак или костюм, идет социальное разделение на богатых и бедных. Я считаю, что ребенок должен столкнуться с такой ситуацией и пережить ее именно в школе, а не в вузе или на работе. Школьные годы – время, когда родители могут и должны объяснить, что он не хуже и не лучше. Просто вы можете позволить себе только такой телефон, а одноклассник – другой.

Рекомендации «Как действовать, если ребенка дразнят»

Евгения Лежнива

Рекомендации «Как действовать, если ребенка дразнят»

Как Победить пересмешников

Жертва дразнилок всегда имеет какое-то яркое отличие от других, которое и провоцирует нападки. Но особенность — не главное. Очень важно, как ребенок сам относится к этой особенности, как реагирует на дразнилки в свой адрес. Ситуация закрепляется, если он пытается справиться с ней, выказывает явную обиду, не предпринимает попыток исправить то, над чем смеются, если это в его силах, и не обращается за помощью ко взрослым.

Что вы можете сделать?

1. Если особенности внешности или поведения можно изменить, это надо сделать. Слишком полному ребенку можно побороть этот недостаток, пересмотрев его питание, а при необходимости – обратиться к врачу. Ребенка дразнят «неряхой»

? Тут уж прямая обязанность родителей лучше следить за его внешним видом.
Если речь идет об особенностях поведения, то нужно подумать, как помочь ребенку стать более инициативным, общительным, активным. Подумайте о причинах дразнилок и помогите исправить ситуацию.
2. Изменить точку зрения. Когда речь идет не о недостатке, а об особенностях (цвете волос, длине носа, веснушках, очках, то нужно переориентировать восприятие ребенка, сделав «недостаток»

достоинством. Рыжему можно сказать, что он похож на солнышко.
Если ребенок носит очки, обязательно отметьте, что он очень солидный. Кстати, с очками многих детей примирила сага про Гарри Поттера. У малыша, которого дразнят по национальному признаку, нужно формировать гордость по отношению к родной национальности. Если он уверенно и пылко броситься защищать не столько себя, сколько свой народ, обидчики быстро успокоятся.
3. Научить воспринимать реальность. Бывают ситуации, когда ничего изменить нельзя. Тогда надо примирить ребенка с тем, что внешность у него особенная. Это непросто, но именно в этом выход. Тогда «уколы»
дразнящихся не будут задевать его сильно. Да и другие дети, увидев, что их озорство не вызывает обиды или слез, перестанут докучать. Зденек Матейчек, чешский психолог, пишет «Наша воспитательная цель не в том, чтобы оградить ребенка от интереса и любопытных взглядов, а в том, чтобы свою необычность он воспринимал как само собой разумеющуюся часть своего Я и жил с ней, не обращая на нее внимания и не делая из нее проблемы».
4. Сформировать адекватную самооценку! Исследования американских психологов показали, что детей с адекватной самооценкой сверстники обычно принимают с большей готовностью, чем тех, у кого самооценка слишком высокая или заниженная, а именно этими особенностями отличаются дети – «жертвы»

. Беседа о самооценке
ребенка – это слишком объемная тема, чтобы уместить ее в короткую рекомендацию. Но слишком низкую самооценку надо повышать, вселяя в ребенка уверенность в своих силах и возможностях. А слишком завышенную – снижать адекватной. Тогда ребенок обретет способность понимать реальный уровень своих возможностей и требований, которые он может выдвинуть другим.
ПУСТЬ РЕАГИРУЕТ!

Именно вы можете научить ребенка реагировать на обзывания эффективно, т. е. так, чтобы дразнилки не закрепились:

• Игнорирование. Ребенка обзывают, а он делает вид, что не слышит. Однако надо иметь крепкие нервы, чтобы потом не «взорваться»

;

• Реагирование необычным способом. Например, если ребенка дразнят «Черепаха!»

,можно ответить одним из вариантов:
«Черепаха? Вообще-то меня зовут Ваня, а черепаху можем поискать вместе»
, или
«Приятно познакомиться, Черепаха. А меня Ваней зовут»
;

• Поговорить. Пусть ребенок скажет другому: «Почему ты хочешь меня обидеть?»

. Но этот способ лучше срабатывает в более старшем возрасте;

• Выучить отговорки. Очень эффективный вариант именно для дошкольников. Нужно выучить с ребенком отговорки – короткие стишки, позволяющие достойно ответить, при этом ни проявляя обиды, ни вовлекаясь в ответные оскорбления. «Кто так обзывается, тот сам так называется»

.
«Черная касса, ключ у меня, кто обзывается – сам на себя!»«Шел крокодил, твое слово проглотил, а мое – оставил»
.

Если ребенок смело вступает в «бой»

с помощью отговорок,
дразнилки в отношении его не закрепляются. И вообще стоит ориентировать ребенка на активную реакцию. Необязательно грубую, но активную. Только в этом случае обидчики поймут, что выбрали не ту «жертву»
. Возможно, они предпримут несколько попыток, но
если он выстоит, то отстоит свое место в группе. И желание убежать подальше от обидчиков тоже исчезнет!

Возвращаться к жертве заставляет ее реакция

Реакция – это то, что заставляет задир снова и снова возвращаться к жертве. И чем реакция сильнее, тем лучше для обидчика.

Обычно дети используют известные им методы отпора: затевают драку, говорят в ответ плохие слова. Родителям нужно объяснить, что есть другие способы решения конфликта. Например, не обращать внимания, посмеяться вместе со всеми или отшутиться. Это называется «сформировать навык заботы о себе»: ребенок сам определяет, может он себе помочь или ему нужна помощь родителей.

Бывают случаи, когда ребенка обижают педагог или родители одноклассника. В этом случае родители должны взять ситуацию в свои руки. Но ни в коем случае не устраивать разборки, а просто поговорить с обидчиком.

Иногда ребенку объявляют бойкот. В такой ситуации папа или мама должны пообщаться с классным руководителем, выяснить, что произошло, чтобы понять, как дальше действовать. В такой ситуации имеет смысл сходить к психологу.

Настройте ребенка правильно

До драки лучше не доводить. Причина такого отношения одноклассников – в специфике поведения. Чтобы до неприятной ситуации не дошло, важно внести коррективы. Должно быть верное отношение к ситуации. Объясните, что не он чем-то плох, проблема в обидчике. Предложите воспользоваться действенным способом – не принимать дразнилки близко к сердцу. Если ребенок печалится, убегает, волнуется – это именно то, чего добиваются одноклассники. Они не остановятся, а лишь убедятся в беззащитности.

Убедить в своей правоте сложно, лучше – на чьем-нибудь примере. К примеру, если дразнят из-за очков, расскажите о ком-нибудь, кто тоже их носит, но люди к нему относятся хорошо. Выберите известного человека, который пользуется авторитетом у детей.

Как не стоит реагировать

Не оставляйте ребенка один на один со своей проблемой. Я искренне не понимаю тех родителей, которые отказываются помогать ребенку. Это жестоко. Все вернется, когда ребенок вырастет. Родителю станет плохо, а ребенок ему в полном праве может сказать: «А знаешь, это твои проблемы, решай их сам!»

Не нужно сразу бежать в школу и выяснять отношения. После таких «разборок» становится только хуже, и дети, особенно подростки, по этой причине не хотят говорить родителям о своих проблемах.

Почему дразнят?

С раннего возраста формируются иерархические отношения, когда каждый пытается как-либо утвердиться в обществе. Причина того, что дети дразнят ребенка, проста – он по какой-то причине не нашел себе места в их кругу. Чаще всего это происходит в силу каких-нибудь отличий – большого веса, очков, а иногда – хорошей успеваемости. Изобретательностью в этом плане дети не отличаются, так что дразнить могут и из-за старой одежды. Так что же делать?

ребенка дразнят в школе

Важно проявлять сильные качества

Мало дать отпор, важно демонстрировать сильные стороны. Надо объяснить, что нельзя замыкаться в себе. Сохраните в нем доброту и отзывчивость – помните, что от вас зависит его судьба. Самое важное – ребенок должен помнить, что в мире много справедливого и хорошего, а подобные случаи не заслуживают внимания. Воспитание – это кропотливая работа, которая проводится последовательно. Если вы не видите результатов сразу после своих слов – не спешите, ежедневно беседуйте. Не сработает один подход – обязательно подойдет другой. Главное – прекратить неправильное поведение и доходчиво объяснить, что терпеть, когда дразнят, нельзя.

что делать если ребенка дразнят в школе

Причины

Узнав истории из школьной жизни, многие сделают вывод, что дети – жестокие существа, но это не так. Дети непосредственные и правдивые. Они говорят то, что видят. И порой не понимают, какую боль могут причинить окружающим.

В детском коллективе отношения часто строятся, как в животном мире. Дети организуют сообщество с лидером или несколькими лидерами, так называемыми «популярными» ребятами. Такому коллективу часто присуще чувство стадности. Поэтому когда один из детей не нравится лидеру или претендует не его место, он может стать изгоем, и дразнить его будет большинство ребят. Дразнят обычно неуверенные в себе, слабые дети.

Есть, несомненно, случаи агрессивности детей. Но они не являются нормой. Здесь нужна работа психолога или психиатра. Все остальные ситуации можно решить педагогическими средствами.

Очень важна позиция учителя, он должен делать самостоятельные наблюдения, проводить общие занятия с ребятами, в отдельных случаях наказывать обидчиков и проводить беседы с родителями.

Стоит ли переводиться в другую школу?

Смена окружения – самый критичный вариант, но иногда и он оправдан. Если отношение к ребенку сформировано, а дразнят его месяцами, будет сложно направить ситуацию в нужное русло. Сначала попытайтесь устранить конфликт на месте и проследите за результатами. Если же наладить отношения с одноклассниками не получится, можно и сменить коллектив. Но перед походом в новый класс обязательно побеседуйте, проанализируйте причины проблем, подскажите, как себя вести, чтобы избежать неприятностей на новом месте.

Назад Далее

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: