Методы нлп техники эмоционального якорения в эффективном общении

34

Правильная постановка якоря в НЛП, или якорение, заключается именно в том, чтобы после постановки позитивного якоря, Вы нашли то самое — верное, позитивное переживание которое сможет перекрыть собой ваше негативное переживание

(Техники НЛП)

Термин “якорь” уже настолько широко популярен, что даже люди только понаслышке знакомые с НЛП, связывают в своём сознании эти два слова по принципу: “Говорим — якорь, подразумеваем — НЛП, говорим — НЛП, подразумеваем — якорь”.

Вот эта переформулированная мною цитата и является, кстати говоря, одним из ярчайших примеров типичного“якорения”: когда говорим мы — одно (то, что является якорем в НЛП), а в памяти всплывает совсем другое (полезное или, напротив, вредное) ресурсное состояние.

Итак. Напоминаю всем, что же конкретно подразумевается под термином “якорь НЛП”. В одном из общих значений,якорь НЛП — это установленная осознанно или неосознанно очень прочная условно-рефлекторная связь.

Якори в НЛП бывают — естественные и — рабочие, те, например, которые в процессе НЛП-терапии “делает” Вам искусственно НЛП-терапевт. Искусственные НЛП-якорипредставляют собой (обычно) прикосновение к какому-либо участку тела партнёра.

Сейчас мы и поговорим о процессе искусственного, рабочего якорения.

“Якорить” те или иные ресурсные состояния Вы можете и сами, без помощи второго партнёра, и даже без помощи НЛП-терапевта. Здесь, правда, есть свои особенности, но о них мы поговорим чуть позже.

Итак. Мы переходим к описанию алгоритма установления тактильного искусственного якоря НЛП — с целью заменить устойчивое негативное переживание на позитивное

.

Устанавливаем якорь НЛП в паре, работая с партнёром-волонтёром.

Коллапс якорей

Услышав все эти страсти, люди тут же начинают понимать, что многие якоря подло образовались не так, не с тем стимулом и не на то состояние. — Есть такой тон голоса, который вызывает раздражение. — Вот эта его поза, бр-р-р. — Как слышу звук будильника, тут же хочется спать. — От этой ткани у меня такой ощущение неприятное внутри. Вот как эти неправильные якоря убрать? На самом деле довольно просто – для этого используется коллапс якорей. Слово «коллапс» имеет несколько значений, но в данном случае наиболее близкое – разрушение. Как в астрономии – коллапс звезды. Это действительно очень похоже, потому что после коллапса ничего не остаётся, никаких якорей. Запускаешь стимул – и никакой реакции, нету больше условного рефлекса, разрушился. И для того, чтобы что-то сколлапсировать, нужно нам два якоря, противоположные по знаку, но приблизительно равные по силе. И вот если их запустить одновременно, как раз и будем наблюдать этот самый коллапс. Выглядит это со стороны действительно забавно. Например, заякорили на сжатие прикосновение к правой руке раздражение, а на прикосновение к левой – спокойствие. Заякорили правильно, всё по шагам выше описанным, проверили: прикоснулись к правой руке — раздражается, прикоснулись к левой – успокоился. А потом раз – и прикоснулись к обоим рукам одновременно. И началось. Часто выглядит так, как будто одна часть лица выражает одну эмоцию, а вторая – противоположную. При чём это может быть и право-лево, и верх-низ. А потом начинается постепенное сглаживание. Иногда это всё выглядит как последовательные волны – то плюс, то минус. Но постепенно волны успокаиваются… Вот после того, как всё успокоилось как раз и можно проверить, разрушились ли якоря – после коллапса якорей связи стимул-реакция разрушаются. Дотронулись до правой руки – ничего, дотронулись до левой – тоже ничего. Но неприятное переживание может быть достаточно сильным. Вот здесь как раз нам и пригодится наложение якорей. Вы же помните, что для коллапса якоря должны быть близкие по «силе». Вот эту «силу» можно организовать не только за счёт одного мощного переживания, а и суммы мелких. Как с весами – на одну чашу можно положить одну килограммовую гирю, а на другую – пять гирек по двести грамм. Хотите попробовать? Давайте. Выберите якорь, который хотите разрушить. Например это может быть неприятное воспоминание о какой-то ситуации в прошлом. Или регулярно повторяющаяся ситуация – вроде раздражающего тона голоса, который раздражал и год назад, и вчера. Представьте эту ситуацию в виде небольшого образа и положите не левую руку. А на правую, тоже в виде образов, начинаете складывать ресурсные состояния – удовольствие, радость, счастье, восторг, юмор, умиротворение. Пока на правой руке не будет раза в полтора-два больше. Понятно, что для коллапса нужны якоря близкие по «силе», но здесь как раз тот случай, когда лучше перебдеть. Набрали – и начинаете потихоньку руки сводить. Свели и ладошки сжали. Подождали – не бабахнуло. А теперь подумайте о ситуации, с которой работали – как оно, лучше? В-о-о-от. Вот так он коллапс якорей и работает. Но запускать одновременно можно не только якоря, противоположные по знаку. Например, можно заякорить на одну руку счастье, а на другую – удивление. И запустить оба якоря одновременно. В результате получится какое-то третье состояние, довольно часто человеку совсем незнакомое. — Это что-то новое для меня. Какое-то радостное изумление что ли. Когда запускают одновременно якоря одного знака, то говорят обычно об интеграции якорей. То есть об объединении. Можно с этим тоже поиграться и получить довольно много новых интересных состояний.

Вообще, любой одновременный запуск якорей – это интеграция. А коллапс якорей — это частный случай этой самой интеграции.

Для того, чтобы якоря проинтегрировались (или сколлапсировали), якоря включёнными одновременно нужно держать порядка минуты. Полностью интеграция длится намного дольше, но основные изменения происходят именно в первые минуты.

Правила использования якорей

Условный рефлекс – это результат обучения. Мозг заметил, что состояние (грусть, страх, счастье, радость) и какое-то действие (выражение лица, интонация голоса, поза) происходят одновременно и он их связывает между собой. И как только появляется стимул запускает соответствующее состояние. То есть

якорь – это связь стимула и реакции.

К примеру, Мы находимся в какой-то ситуации, например, вышли на Новый Год на улицу запускать фейерверки. Состояние радостное, весёлое, и тут «вжик» — взлетела ракета, искры во все стороны. Мозг это заметил и научился, что если есть фейерверк — запускаем радость. Фейерверк здесь стимул, веселье – реакция.

Есть тут одна тонкость. Якоря «распадаются» через несколько часов, если их не подкрепить. Чтобы якорь жил долго, якорь нужно поставить ещё раза два-три.

Итак, для установки якоря нужно две вещи: пик состояния и оригинальность стимула. С пиком более-менее понятно – состояние достигло максимума и тут мы устанавливаем якорь. При этом важно, чтобы человек ещё из этого пика не вышел, стимул должен быть «внутри» состоянии, чтобы мозг решил, что они связаны. Например, человек радуется, а вы в этот момент стучите пальцем несколько секунд, пока он радоваться не перестал. Потом, при точно таком же стуке пальца, человек опять будет радоваться.

А вот сам стимул должен быть несколько необычен в данной ситуации – слегка необычная поза, тон голоса, стук, прикосновение, положение в пространстве. Это совсем не означает, что вы должны изобразить нечто невообразимое, можно просто чуть понизить голос – но при этом удерживать эту высоту голоса на одном уровне. Или наклонить голову и не дёргать ею, пока устанавливаете якорь. При этом подразумевается, что обычно вы именно этим тоном голоса не говорите и голову именно в этом положении не держите. Это, собственно, и есть «оригинальность стимула».

Якорем может быть: прикосновение, интонация, высота голоса, место, положение в пространстве, жест, поза, время, внутренний образ, мелодия, предмет, движение, последовательность действий, запах и многое другое.

Что ещё нужно — точность воспроизведения якоря. То есть вы воспроизводите якорь чрезвычайно точно: точно такой же звук или слово, произнесенное с точно такой же интонацией, точно такое же движение или прикосновение.

Например, некоторые считают, что если при воспроизведении кинестетического якоря нажать сильнее, чем при установке, то и реакция будет интенсивнее. Но нет, результат будет хуже (если вообще будет).

Так что получается у нас набор правил для пользования якорями.

Ставьте якорь на пике состояния.
Используйте для стимула что-то необычное в контексте.
Воспроизводите стимул точно.

На практике это выглядит так. Оператор просит Клиента войти в состояние: «Вспомни, пожалуйста, ситуацию, когда ты был действительно расслаблен. Вживись в неё, прочувствуй.» А сам внимательно калибрует состояние Клиента: вот более глубокий вдох, мышцы лица расслабились, лёгкая симметричная улыбка появилась, плечи опустились и вроде как больше уже ничего не меняется. И в этот момент Оператор касается плеча Клиента. После этого прерывает состояние, например предлагает Клиенту отвлечься: «Кстати, что ты собираешься делать завтра?» Что нужно сделать после этого? Правильно, проверить – работает или нет, а то ведь мы можем считать, что установили прекрасный якорь, а мозг Клиента об этом даже и не подозревает. Так что Оператор ждёт, когда Клиент войдёт в нейтральное состояние, а потом опять касается его плеча – в том же месте, с той же силой — и калибрует, как меняется состояние Клиента. Если мышцы расслабились, дыхание стало глубже и появилась улыбка – якорь установлен. Потом этот якорь можно использовать, например, вернуть Клиента в состояние расслабленности, если он слишком напрягся от чего-то или добавить расслабленность в ситуацию, где она нужна.

Использование якорей

Ну, что такое якоря мы поговорили. Теперь чуть подробнее о том, как их можно использовать. И как их используют. Самое частое использование якорей – это запуск нужного состояния в нужный момент. Заякорил уверенность и запустил якорь при собеседовании, заякорил внимание и запустил якорь на лекции, заякорил спокойствие и воспользовался этим якорем при беседе с тёщей. Или представьте себе коуч-сессию. Не представляете? Сидят два человека и беседует. Один рассказывает, что хотел бы подправить в своей жизни, а второй ему даёт советы и вообще ведёт в светлое будущее. Так вот, когда мы идём в светлое будущее есть точка откуда идем, что хоти изменить – в НЛП её называют актуальное состояние, — есть точка, куда идем – желаемое состояние. Из пункта А, в пункт Б вышел поезд … Вот коуч – это тот, кто помогает пройти клиенту из пункта А в пункт Б, проводник так сказать, — ставит обычно ставит клиенту как минимум три якоря. Первый на актуальное состояние, чтобы проверить, решена ли проблема. Если решена, якорь на актуальное состояние коллапсирует. Второй якорь на желаемое состояние, чтобы видеть куда идёшь. И третий якорь на нейтральное состояние, чтобы если забрёл неизвестно куда, всегда можно было вернуться к началу. А ещё можно представить себе тренера. Не футбольного, а который обучает. Психологии, продажам, НЛП. Так как я больше обучаю НЛП, я об НЛП-тренерстве и использовании якорей и буду писать. Важно ресурсное состояние тренера? Естественно важно – зачем занимающимся тренер в хреновом состоянии, чему научит. Так что можно себе на рабочее пространство тренера поставить кучу полезных якорей. Буквально на полу, по которому ходишь – такие якоря называются пространственными. И вот на этом полу можно сделать наложение якорей, сложив туда всё, что может понадобиться для работы: уверенность, бодрость, спокойствие, внимание, расслабленность, юмор, радость, способности всякие… Ещё якоря полезны при объяснении. Например, рассказываю я про типы людей – визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов. Информации много, и нужно помочь слушателям разложить её по кучкам – вот это сюда, вот это туда. А сделать это можно при помощи маркирования – якорей, которыми метятся каждая кучка с информацией. — Людей можно разделить на четыре типа. Есть визуалы, — показываю рукой вправо вверх, это у нас будет «якорь В», потому что им я мечу кучку информации про визуалов, — это те, кто предпочитают видеть. У них более быстрая речь, жесты больше в верхней части туловища, сидят прямо. А есть кинестетики, — жест направо вниз, будет у нас «якорь К», — они более ориентированы на переживания, чувства. Голос у них ниже, чем у визуалов, говорят они медленнее, жесты в нижней части туловища. Есть ещё аудиалы – жест налево по-середине, «якорь А», — это те, кто предпочитает слышать. Жестов у них мало, но зато они так всё передают голосом. И ещё любят поговорить. Если человек на вопрос «как живешь?» начинает рассказывать о своей жизни, то скорее всего это не зануда, а аудиал. Ещё один тип, это дигиталы, — жест налево вниз, «якорь Д», — они такие очень особенные. Потому как больше ориентированы на содержание речи. Так что жестов у них мало, так как для них они не несут информации, голосом тоже особо не работают. — Так вот. Одни, — жест направо вверх, «якорь В», и бессознательное слушателей знает в какую кучку эту информацию складывать, что это про визуалов, — в фильмах любят красочное действие, картинку. Другие же, — жест направо вниз, «якорь К», информация складывается в кучку с пометкой «кинестетик», — любят действие. Погони там всякие, экшен. Третьим нужен хороший звук, — рука налево, «якорь А», кучка «аудиал», — в первую очередь ценят хороший звук. Ну и так далее. Рассказывая и сравнивая типы, при помощи якорей очень удобно это всё по разным кучкам раскладывать. При чём, как вы понимаете, маркируем и ставим якоря мы постоянно. И некоторые умудряются сделать это самое маркирование совершенно хаотичным. Вот он «положил» самолёты слева, а танки справа. А потом почему-то начал сваливать всё в одну кучу слева – и слушатели в сильном замешательстве, не то танки летают, не то самолётам гусеницы приделали. Можно ещё при помощи маркирования ставить оценочные якоря. — Знаете, бывает так, приходишь в магазин, выбираешь что тебе нужно, приходишь домой, разворачиваешь и понимаешь, что это совсем не то, — голос ниже, «якорь на разочарование». – А иногда совсем наоборот, долго выбираешь, приходишь домой, разворачиваешь и понимаешь, что это именно это ты столько и искал, — голос выше, «якорь на удовлетворение». По всякому бывает. Вот в нашей фирме, — голос выше, «якорь на удовлетворение», — много интересных предложений. Аналогичные есть и в других фирмах, — голос ниже, «якорь на разочарование», — и тоже достаточно интересные. И какие бы слова не говорили про другие фирмы, где-то внутри слушателей поселяется червячок сомнения и непонятного разочарования этими «другими фирмами». А знаете как иногда девушки пытаются влюбить в себя? Ставят кучу положительных якорей, а потом переносят на себя (правда, чаще всего вполне бессознательно): «А вспомни свою первую влюблённость… А что тебе больше всего в девушках нравится? А от чего ты больше всего удовольствия получаешь? А что ты чувствуешь, когда целуешься? О, посмотри на мою новую причёску.» А ещё при работе с группой, этой самой группе можно поставить якорь на внимание, и когда они начинают отвлекаться, а тема более важное, его использовать. Можно коллеге по работе поставить якорь на спокойствие и воспользоваться им, после того, как он вернётся после общения с начальником. Можно и себе такой же якорь поставить и использовать его в такой же ситуации. А можно просто добавить себе ресурсов в ситуацию общения с начальником – ситуация на одну руку, общение с начальником на другую, и сколлапсировать. Можно покупателю поставить якорь на принятие решения и запустить – ну чтобы уже принял это самое решение. В общем, с якорями можно делать кучу очень интересных и полезных вещей. В том числе и убирать уже не нужные и вредные якоря.

Попрактикуемся

Зачем вообще стоит заморачиваться, узнавать, что такое якорь в психологии, устанавливать, снимать? Все дело в обратном эффекте. Приведу простой пример. Допустим, неделю назад ты зафиксировал у девушки необычайный всплеск положительных эмоций после крышесноса. Теперь ты захотел вновь получить это состояние от девушки, просто активируешь якорь, и все на этом.
Таким образом, якорение в психологии было изобретено с той целью, чтобы ты получал от собеседника нужное состояние практически одномоментно. Ты получаешь в свои руки очень мощный инструмент, способный работать через годы, после установки.

На кошках

Чтобы отточить мастерство якорения и в дальнейшем не задаваться вопросом, как поставить якорь женщине, отработай на себе. Инструмент уникален тем, что он работает даже на тебе. Даже если ты осознанно сам себе его ставишь, и сам же активируешь.
Вот прямо сейчас возьми да проанализируй свое поведение, окружение вещами, символами. Лично у меня одна песенка до сих пор ассоциируется с просто волшебным сексом с одной девушкой. А было это уже лет 5 назад. И когда я ее слышу, я возвращаюсь в это состояние эйфории даже против своей воли. Якорь был поставлен в то время, когда я был с ней в постели, вот и все.

Прямо сейчас попробуй поставить самому себе якорь, к примеру, на чувство уверенности в своих силах. Сосредоточься и расслабься. Напряги памяти и вспомни ситуацию, а лучше несколько, в которой ты был уверен на 100%, и это было оправдано, как показала практика в дальнейшем. Выбери наиболее сильное воспоминание. Вспомни все в мельчайших подробностях, как ты двигался, что чувствовало твое тело, как с тобой разговаривали другие люди, мелочи, аксессуары, одежду, прям все. Постарайся перенестись в это состояние, будто бы ты и сейчас там.

Когда сосредоточишься, полностью войдешь в это состояние, можно сказать, отречешься от настоящего, просто надави с силой одной рукой на другую. Еще немного побудь в таком положении, постепенно вернись в настоящее. Поздравляю, волшебная кнопка на твоем теле изобретена!

Но есть оговорка. Сразу этот якорь работать не будет. Его нужно будет несколько раз закрепить в то время, когда ты будешь в реальности чувствовать уверенность в себе. Через несколько повторений одного и того же движения в моменты уверенности это состояние будет возвращаться к тебе, когда ты повторишь действие, активируешь якорь.

Другому человеку якорь ставится точно также. Только не переборщи с усилием. Это не обязательно нажатие. Просто необычное движение или действие. Хорошо работает скользящий якорь, но он и сложнее в постановке, так как является искусственным и комплексным. Сначала ставишь якорь на исходное положение касанием, затем голосом вводишь в состояние, которое нужно тебе, сопровождая все это движением. В конце ставишь точку, когда достигнешь нужного состояния. Теперь ты знаешь, как заякорить женщину. Пользуйся!

Подбор стимула

К подбору стимула для якоря, как и к подбору одежды, нужно подходить внимательно. Потому как неудобный стимул может всю малину испортить – это как неудобные штаны, вроде как есть, но ходить и сидеть жуть как неудобно. Вот смотрите, если вы ставите якорь самому себе – ну там чтобы уверенности или спокойствия в нужный момент подбавить, — нужно, чтобы запускающий стимул можно было включить в нужный момент, а в ненужный выключить. И желательно, чтобы не особо отвлекаться на удержание этого самого стимула, а то если для запуска якоря использовать воображаемый зелёненький треугольник, то пока о треугольнике помнишь, уверенность есть, а только отвлёкся – и уверенность куда-то пропала. Якорь он же как кнопка звонка – пока на неё давишь, звук есть, а руку убрал, и звук пропал. Ещё желательно, чтобы этот самый стимул народ окружающий не напрягал – можно ведь для этого дела использовать сжатие руки в кулак, но ведь не поймут. Так что задачка непростая. Что можно предложить. Хорошо ставить якоря на пальцы, как я уже описывал – зажать слегка указательный и большой (или средний и большой, или безымянный и большой). Можно самому слегка отвлечься, пальцы, скорее всего, не разойдутся. Если это делать не демонстративно, то окружающие даже не заметят. Можно какую-то мелодию использовать, понавязчивей – крутится в голове и крутится. Если в состоянии нужно быть долго – на экзамене, переговорах, при знакомстве, — можно сделать амулет или талисман. Например, заякорить нужное состояние на пиджак, кольцо или ручку – вспоминаешь состояние уверенности, надеваешь пиджак, снимаешь пиджак, отвлекаешься, повторяешь всё это ещё два-три раза. Можно даже несколько состояний на этот самый пиджак навесить: и уверенность, и спокойствие, и расслабленность, и бодрость. Это так называемое наложение якорей – когда на один и тот же стимул вешаешь разные состояние. Понятно, что наложение якорей будет работать не только с пиджаком, но и с кольцом, и с ручкой, и с пальцами, и с воображаемым зелёным треугольничком. Кстати, довольно удобными стимулами для таких ситуаций могут быть запахи – духов, дезодоранта или даже жвачки. Запахи вообще хорошие якоря. Но якоря ставят не только себе, но и другим. И здесь свои тонкость. Понятно, что стимул, как и при установке самому себе, должен быть удобен – легко запускается, легко выключается. Если только вам не нужно удерживать человека или людей в нужном состоянии долго – здесь как раз хороши музыка и запахи. На всяких йогах, медитациях и прочих эзотерических сборищах часто включают индийскую музыку, палочки-вонючки жгут. И вот этот запах часто вполне такой хороший якорь – пришёл человек на занятие, нюхнул дымок и сразу успокоился, расслабился и вошёл в нужное состояние. Стимул не должен выбивать из состояния – свист хорошо слышен, но люди пугаются. Или если хватать девушку за коленку – что достаточно удобно, когда сидишь рядом, — она из нужного состояния часто выходит. Может, конечно, ей и приятно, но эмоция уже какая-то другая пошла. Так что подбирайте что-то вполне приемлемое в ситуации. Не обязательно что-то сильно заметное – это может быть характерная поза или жест, выражение лица, интонация голоса, место в комнате. Конечно можно и касаться человека, что с точки зрения надёжности весьма хорошо, — кинестетические якоря самые надёжные, — но только если это нормально в данном контексте. А то странно выглядит, когда человека сидел себе спокойно, сидел – и вдруг вскочил и начал за разные места тебя хватать. Правда, если у вас «официальные» отношения – вы Оператор, он Клиент — то там намного проще. Можно просто предупредить (а ещё лучше спросить разрешения), что будешь дотрагиваться. Да, стимул не должен запускать старые якоря, а то ведь непонятно что там у кого заякорено. Именно поэтому не рекомендуется ставить кинестетические якоря на внешнюю сторону плеч и бёдер – мы ездим в общественном транспорте, случайно задеваем людей в коридорах и, столь же случайно, касаемся как раз внешней стороной плеч и бёдер разных косяков и дверных проёмов. А какое состояние в метро в час пик или в момент удара о косяк можете себе представить. Для кинестетических якорей есть много других удобных мест – предплечье, кисть, спина и т.д. Так что для установки якорей на других людей можно использовать характерную позу, наклон головы, выражение лица — только помните, что эту самую позу, наклон головы, и выражение лица нужно удерживать всё время, пока вы удерживаете собеседника в нужном состоянии. Ещё можно использовать всякие почёсывания-поглаживания себя, вроде покручивания кольца на пальце или прикосновения к уху. Хорошо работает тон голоса – высота, скорость речи, громкость — но вам придётся говорить точно с такой скоростью или громкостью, пока удерживаете нужное состояние у Клиента. То есть практически никаких интонационных выделений. Так что стимул для якоря (и для себя, и для других)

удобный, легко удерживаемый, не вышибает из нужного состояния и приемлем в контексте.

Наложение якорей

Иногда нужно создать якорь большой-большой, могучий-могучий. Чтобы снёс все преграды. При чём необязательно положительный – часто требуются могутные отрицательные якоря. Например, человек хочет бросить курить. «Взмах» ему сделали, но он хочет совсем-совсем наверняка, чтобы уж точно не захотелось. Тогда берётся и создаётся этот самый могучий-могучий отрицательный якорь – на один и тот же стимул (сигарета), накладывается куча неприятных-неприятных состояний. Например, отвращение, омерзение. А вот представь себе, что ты кусаешь яблоко, а внутри оно гнилое. А представь себе мясо, в котором черви копошаться. Вспомни запах тухлятины. И всё это на сигарету якорится. Чтобы при одной мысли о курении тошно становилось.

Только не надо такую штуку делать без «Взмаха». А то отвращение будет, а новых способов удовлетворить намерение и вторичные выгоды нет. И получится как в анекдоте «мыши кололись, плакали, но грызли кактус».

Так как делается это самое наложение якорей. На самом деле очень просто. Составляете список нужных ресурсных состояний. Например, вам нужны для могутности спокойствие, уверенность в себе, счастье, юмор, энергичность, расслабленность, творчество и уравновешенность. И начинаете с каждым по очереди – выбрал состояние, довёл до максимума, заякорил, отвлёкся. И самое важное – все состояния якорятся на один и тот же стимул. Например, на «счастливый пиджак». Или на не менее счастливое сжимание указательного и большого пальцев. В результате наложения якорей получается очень забавная штука – что-то вроде большой кучи из которой выбираешь то, что нужно. Вот представьте, пришли вы в библиотеку, в читальный зал, выбрали нужные для работы книжки и сложили себе на стол, чтобы они были под рукой. И хотя иногда, действительно, нужны большие-большие отрицательные якоря, но гораздо чаще нужны большие-большие положительные. Чтобы получить большой-большой ресурс. Или такую вот «библиотеку состояний». А используется, чаще всего, такой большой-большой ресурс для коллапса якорей. О котором ниже.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]