Ребёнок плохо пишет тесты. Почему и как ему помочь?


Йожыг в тумане уроков: Почему современные дети пишут безграмотно?

Ребятам, которые уже привыкли ориентироваться на слух, бывает сложно переучиться и писать правильно

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Дети приносят в тетрадках такое, что хоть плачь, хоть смейся — нарочно не придумаешь! На четыре буквы — пять ошибок, про запятые вообще молчу. Это уже не русский язык — в нем же нет слов «Йупка», «Сабака» и «Ашыплась». Учителям впору выдавать дипломы переводчиков за проверку сочинений, и валерьянку — в подарок. Что происходит, люди добрые?

КАК СЛЫШИТСЯ, ТАК И ПИШЕТСЯ

Специалисты приводят пугающие цифры: у каждого третьего школьника — дислексия или дисграфия. То есть, либо пишет отвратительно, либо читать не умеет. Еще в 50-е годы таких детей было всего 6 процентов — и то учителя жаловались.

— Программы начальной школы сейчас безобразные! — уверена Людмила Ясюкова, кандидат психологических наук, экс-сотрудник лаборатории социальной психологии СПбГУ. — Ко мне родители приводят детей, мы пытаемся их как-то переучивать. Дело в том, что у детей сейчас на уроках русского языка поголовно развивают слуховую доминанту. Раньше, в 80-х, школьников сперва знакомили с буквами, с правилами построения слов и предложений. А сейчас дети учат звуки — и пишут, как слышат: «йожыг» вместо ежика.

Ребятам, которые уже привыкли ориентироваться на слух, бывает сложно переучиться и писать правильно. Еще бы — сперва от них требуют писать «ва кно», а через пару лет лепят за это двойку.

— У нынешних детей формируется зрительно-неграмотный образ слова, — продолжает Людмила Аполлоновна. — Чем чаще они видят написание «лесница», тем больше оно запоминается как правильное. Школьники начинают писать так автоматически.

А вот «книжные» дети могут не знать ни единого правила, и писать без единой ошибки. Потому что в книгах они чаще видят правильное написание слов, и запоминают так.

НЕ ТЕ ДЕТИ, НЕ ТЕ УЧИТЕЛЯ

Другие эксперты винить во всем фонетику не спешат:

— Программа с таким обилием фонетики — это развивающая программа Эльконина-Давыдова, — объясняет автор учебников по русскому языку Ольга Узорова. — Она, действительно, непростая, справиться с ней может только очень сильный учитель, влюбленный в фонетику. Я, например, с ней не связываюсь. Но бывает, что программу спускают сверху, и если учитель неопытный, будет завал.

Кроме учителей, отбирать надо и учеников. Особенность этой программы в том, что детям нужно каждый раз изобретать велосипед, и открывать каждое правило заново. И заниматься этим на уроке хочется не всем.

— Эта программа больше рассчитана на аудиалов — детей, которые лучше воспринимают все на слух. А у нас сейчас большинство визуалы, им нужен текст и картинки, — считает Роман Дощинский, учитель русского языка и литературы, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы Москвы. — Поэтому нужно предварительно отбирать детей в классы по таким программам. И не надо ждать результата сразу — он появится, но через несколько лет.

ВМЕСТО ПРАВИЛ — МУЛЬТФИЛЬМЫ

Но и те, кто учится по другим программам, пишут немногим лучше! Так что причина не только в учебниках.

— На мой взгляд, сейчас чрезмерно увлекаются проектной деятельностью и метапредметными связями — это когда на уроке математики надо вспомнить, что проходили по природоведению, — говорит Ольга Узорова. — На все это уходит время. Программа рассчитана на то, чтобы ребенок на уроке 45 минут занимался русским языком, а не смотрел мультфильмы по 15-20 минут. Да, это выглядит красиво — работа в парах, работа в командах, фильм посмотрели. Но то, что тему красочно подали, не значит, что ребенок все сразу усвоил. Пока ученик энное количество раз не напишет слово и само по себе, и в предложении, — он его не запомнит.

Обрывок одного урока, шоу на втором — вот и получается, что все нудные, но важные упражнения ребенку приходится делать дома. И так по большинству предметов! Конечно, родители могут взять на себя роль учителей, но и они не железные. А засиживаться над тетрадками приходится до ночи.

— Самый прямой путь к грамотности, на мой взгляд — это диктанты, — советует Узорова. — Не обязательно писать большие тексты, достаточно двух-трех предложений, но каждый день. Обязательно выделять орфограммы — это помогает научиться видеть «мины». Тогда любая программа пойдет во благо.

ГОРОДСКИЕ МАУГЛИ

Можно во всем винить школу — вот только нередко в первый класс приходят «городские маугли». Это дети, которые очень плохо разговаривают.

— Все больше детей приходят в школу с неразвитой речью, — продолжает Ольга Узорова. — А это первое, на что смотрят учителя. Считать и писать мы ребенка научим — можно и зайца научить на велосипеде ездить. Но если у ребенка не развита речь, это все, труба. Потому что в первом классе мы развиваем письменную речь, переводим в нее устную. А если дети приходят неготовые, им надо быстренько развить и то, и другое. И у них просто каша в голове и тихий ужас в глазах.

Почему такое получается — понятно. Родители и друг с другом-то не разговаривают, не то, что с ребенком! Папа в компьютере, мама в планшете, ребенок в телефоне. Чтобы развивать речь, нужно общаться.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

КСТАТИ

Гаджеты ни при чем

Не стоит винить в детских ошибках современную технику, компьютеры и гаджеты. Это подтверждают и данные международного исследования грамотности PIRLS: использование компьютеров почти никак не влияет на чтение и грамотность детей.

Дело в том, что сам по себе набор на клавиатуре компьютера или телефона для первоклассника сложная задача. Поэтому дети предпочитают звонить, а не чатиться. И программы автокоррекции «сбить руку» им никак не могут.

Перепиской увлекаются уже подростки и старшеклассники. Но у них уже заложена база, так что пользуются они гаджетами или нет — на количестве ошибок это никак не отражается.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Учат-учат, а физиологов спросить забыли…

Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, доктор биологических наук:

— Все говорят о кризисе детства, о том, что дети другие. Но чтобы иметь основания так говорить, нужны популяционные исследования, а они в России не ведутся последние 50 лет. Узкие исследования не дают оснований для того, чтобы считать, что нынешние дети другие.

Но готовы ли дети функционально к современным программам — это другой вопрос. Неадекватные требования могут быть и в школах, и даже в детсадах, куда спускают прописи для семилеток! Сверхраннее обучение чтению и письму тормозит развитие этих навыков.

Например, мы 20 лет бились над тем, чтобы убрать из стандартов нормативы по скорости чтения и письма. Ребенок должен делать это в своем темпе! Но методы и формы учебного процесса в школах не всегда соответствуют возрасту и особенностям ребенка.

От детей требуют уметь читать и писать к первому классу — но функции, которые позволяют начать этому учиться, созревают у детей лишь к 6-7 годам. Раньше этому могут научиться лишь 20 процентов детей. Получается, что от остальных мы требуем невозможного. Плохо читающий ребенок зацикливается на каждой букве, а мы хотим, чтобы они понимали сложные тексты по физике и химии! Это — результат спешки, когда ребенка учили читать в четыре года.

А методика обучения неотрывному письму (когда ребенок пишет буквы, не отрывая ручку от бумаги — примеч. авт.)! Она искусственно создает дополнительное напряжение у ребенка, который только учится писать. А ведь письмо — это самый сложный когнитивный навык, ничего труднее человек в жизни не осваивает. И все это сжато в три месяца, на каждом уроке дают новую букву. А дальше мы даем ребенку сочинение и удивляемся, почему это он делает столько ошибок?

ТЕСТ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Мы попросили первоклассников написать несколько слов звуками. Отгадайте, что это за слова?

[ЙИГН’ОНАГ]

[ДОШ’]

[Т’ИЛ’АТА]

[ТСАР’]

[ЙУМАР]

[ЙАПЛАН’А]

Ребёнок плохо пишет тесты. Почему и как ему помочь?

Сегодня ЕГЭ — не просто тест, на котором можно легко набить руку, но он всё ещё включает тестовую часть. Без умения делать такие задания сложно закончить 9 класс и даже школу успешно. Создатель курсов LUDI, которые готовят к ЕГЭ и ОГЭ, Илья Созонтов, — о том, что делать, если ребёнок никак не может справиться с тестами.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Вопрос.

Ребёнок довольно хорошо знает предмет, но экзамены пишет не очень. Я имею в виду тесты. На экзамене может сделать неправильно самый простой вопрос, который дома делает на ура. Мы с ним занимаемся и знаем его сильные и слабые стороны. Как вы считаете, плохие результаты за тест — это всё-таки незнание предмета или возможны другие причины?

Ответ.

Есть три причины, почему ребёнок может плохо писать тесты.

1. На самом деле он не знает предмет. Родители часто пребывают в некотором заблуждении: они думают, что если он учится на пятёрки, то у него всё хорошо. Но на самом деле он может списывать или быть любимчиком учителя. Чтобы проверить настоящий уровень ребёнка, можно предложить написать ему комплексную диагностику, приближенную к условиям экзамена. Например, взять официальный вариант ФИПИ, который заточен под ЕГЭ или ОГЭ. Или собрать вручную разные задания из школьного учебника. На этой диагностике мы поймём, какие темы у ребёнка проработаны, а какие нет. Если ребёнок тему знает, то, скорее всего, он не ошибётся.

2. После того, как вы провели независимую диагностику, нужно попробовать понять психологическую причину. Такое волнение часто связано с тем, что ребёнок боится конкуренции, любых испытаний и проверок. Здесь поможет внимательная беседа — вполне может оказаться, что у ребёнка проблемы с внимательностью или он торопится. Нужно проработать эти ситуации, найти триггеры — в какой момент и почему у него начинается паника. Обычно это какие-то очень конкретные моменты и эпизоды, на которые можно придумать контрмеры.

Большая часть техник — это чистый коучинг и психологическая поддержка. Например, если ребёнок не может структурировать информацию, можно вместе с ним создать такое пространство в его голове. Придумать его личный «шкафчик» по этому предмету, описать его и разложить все сложные места по полочкам. Чтобы он запомнил, что, условно, Древняя Русь у него слева в верху, а князья — в дальнем углу ящика. Если у ребёнка получается это визуализоровать, он никогда уже это не забудет.

Можно научить его работе с дыханием, если он во время стресса торопится и становится невнимательным. Дать ему дыхательные упражнения. Как только он начинает паниковать, он должен делать такую гимнастику.

3. Но может быть, что у талантливого ребёнка просто нет мотивации изучать этот конкретный предмет. В целом учёба даётся легко, но писать задания хорошо ему просто не нужно. Потому что ребёнок хочет быть, к примеру, биологом, а его заставляют учить историю. Или семья решила, что дочь будет юристом, а она собирается стать певицей. Поэтому когда такой ребёнок начинает писать тест, он просто не понимает, зачем стараться.

Если говорить честно, хорошие оценки не важны и никто реально не может объяснить, зачем ребёнку учить тот или иной предмет. Если он умеет читать, писать и считать, остальное, мне кажется, не так важно. Нужно учить то, что нравится.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Что такое дисграфия

Дисграфия — это частичное нарушение способности к письму, из-за чего человек постоянно допускает одни и те же ошибки и испытывает различные трудности при письме. Хотя за последние десятилетия человечество значительно продвинулось в понимании того, какие факторы могут способствовать возникновению дисграфии, единого ответа на этот вопрос нет. Во многом потому, что существуют разные виды дисграфии. Вот основные из них:

  • оптическая. Ребенок с этим видом дисграфии испытывает трудности в написании букв, он может добавлять к ним лишние элементы (палочки, черточки, хвостики, кружочки) или, наоборот, не дописывать частички букв. Часто дети с оптической дисграфией пишут буквы зеркально.
  • акустическая. Если у ребенка акустическая дисграфия, он путает звуки со сходными по звучанию, что отражается на письме. Чаще всего дети путают парные буквы: вместо «б» пишут «п», вместо «д» пишут «т». К примеру, слово «тетрадь» акустический дисграфик мог бы написать как «дедрать». Некоторые дефектологи различают подтип этой дисграфии — артикулярно-акустическую дисграфию. Она связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а вследствие этого неправильно записывает слова. В этом случае нужна помощь логопеда, который сперва скорректирует произношение звуков.
  • аграмматическая. В этом случае ребенок не может правильно склонять слова и согласовывать разные части речи. Милые детские фразы типа «Твоя платье такой красивый» могут быть признаками аграмматической дисграфии. Частенько она наблюдается у детей-билингвов, и у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях.
  • недоразвитие языкового анализа и синтеза может проявляться в том, что ребенок на письме пропускает слова или несколько раз повторяет одно и то же слово, пишет несколько слов слитно. У читателя такого текста может создаться впечатление, что ребенок не понимает смысла того, что пишет.

Каждый подвид может проявляться в более или менее выраженной форме. Среди причин дисграфии чаще всего выделяют нарушение высших психических функций (ВПФ), участвующих в письме. В свою очередь, причины нарушения ВПФ могут быть как врожденными, генетическими, так и приобретенными вследствие травмы или болезни.

Важно понимать, что несмотря на то, что дисграфия часто может идти об руку с дислексией, дислалией (нарушением звукопроизношения) или другими нарушениями, она может проявляться и самостоятельно. Ребенок может испытывать трудности при письме, но легко справляться с чтением, может правильно произносить все звуки, но не справляться с задачей перевода звуков в буквы. Поэтому путать дисграфию с дислексией неверно: это совершенно разные нарушения, которые требуют разного подхода.

Как отличить рассеянность ребенка от дисграфии?

Часто взрослые не могут понять, что у ребенка серьезные нарушения воспроизведения речи на бумаге. Даже опытные педагоги могут ошибочно думать, что тот банально ленится. На самом деле определить дисграфию не так уж и сложно. Следует элементарно более внимательно присмотреться к записям маленького ученика. Обычно ошибки при этом отклонении имеют свои отличительные черты. Следует обратиться к логопеду, если ребенок допускает следующие ошибки:

  • Пропускает одни и те же буквы в словах.
  • В ударных слогах допускает ошибки с написанием гласных.
  • В словах меняет слоги местами.
  • Не дописывает слова или же придумывает лишние окончания.
  • Некоторые буквы прописывает по несколько раз.
  • Пишет не буквы, а их зеркальное отражение.
  • Пропускает мягкий и твердый знаки.
  • Пишет, не обращая внимания на линию.
  • Регулярно выходит за поля.
  • Забывает о заглавных буках и не понимает, где ставит точки.
  • Не разбирается, как переносить слова.

Существуют ли группы риска? Как научить ребенка писать правильно без ошибок желает знать каждый. А вот задумываться о том, как избежать появления проблемы, следует еще с самого маленького возраста. Родителям следует обратить внимание если:

  • ребенок левша;
  • если ребенок был левшой, но его переучили;
  • в семье родители разговаривают на разных языках;
  • если малыш имеет проблемы с речью;
  • при рассеянном внимании;
  • при трудном запоминании;
  • если обучение в школе начинается раньше положенного времени;
  • при написании ребенок пропускает буквы, путает глухие согласные, неправильно выговаривает слова.

  • Артикуляционно-акустическая проблема. Ученик путает звуки, не воспринимает их и не может правильно произносить. Из-за этого он не может правильно написать.
  • Фонетическое восприятие. Ребенок искажает то, что он слышит.
  • Нарушение языкового анализа и синтеза. Пропуск букв и слогов, части слов.
  • Аграматическая. Возникает из-за незнания правил.
  • Оптическая. Ребенок путает похожие по написанию слова.

О том, как научить ребенка писать без ошибок, следует задуматься как можно раньше. Нужно оказывать много внимания такому ребенку и в школе, и дома. Только при систематическом подходе можно добиться позитивного результата. Психологи и логопеды дают несколько полезных рекомендаций для родителей:

  • Внимательно следить за тем, какие ошибки были совершены в течение дня. Выполняя домашние задания, можно ненавязчиво проговаривать правильно слова, таким образом повторять орфограммы.
  • Постараться привить малышу любовь к чтению. Начитанные люди допускают гораздо меньшее количество ошибок благодаря автоматической памяти. В дальнейшем ребенок может не знать правил, но писать должен как следует.
  • Обращайте внимание на слова, которые встречаются ребенку в повседневной жизни. Вывески, реклама, телевизор – акцентируйте на правильном написании трудных слов.

Самое важное правило – не ругать и не критиковать ребенка. Он не виноват, что у него такая проблема, и если занизить самооценку, можно добиться только еще большего регресса. Родители просто обязаны в первую очередь трудиться сами, не жалеть времени, изучать вопрос. Существует широкий выбор специализированной литературы. Например, очень полезной может оказаться серия книг Шкляровой Татьяны Васильевны. Рассказывает Шклярова, как научить ребенка писать без ошибок, легко и доступно объясняет.

Лечение дисграфии и дисорфорграфии прежде всего должно основываться на устранении причин нарушений, а также содержать в себе правильную и своевременную коррекцию письма. Нужно обязательно проконсультироваться с неврологом и логопедом. При выявлении сопутствующих заболеваний необходимо пройти реабилитационный курс, который может состоять из лечебной физкультуры и физиотерапии. Все нарушения в письме исправляет логопед. Разработанные методики позволяют:

  • развить навыки зрительного различения букв и символов;
  • научить навыкам анализа и синтеза информации, иными словами сравнивать, сопоставлять, выявлять закономерности;
  • развить зрительную и слуховую память;
  • научить основным морфологическим принципам;
  • помочь ребенку выговаривать звуки и понимать фонетические процессы;
  • обогатить словарный запас;
  • формировать связную речь у ребенка.

Как правило, проблемы с правописанием обнаруживаются еще в первом классе. Если вы задумались о том, как научить ребенка писать диктанты без ошибок за короткий срок, 2 класс — самое подходящее время для того, чтобы начать работу. Второй класс – это период, когда дети сталкиваются с диктантами. В более старших классах, если ученик не освоит написание, у него будут проблемы с контрольными, а значит, и плохие оценки. Подготовку к этому важному способу проверки правописания следует начинать постепенно, в несколько этапов:

  • повторить уже знакомые правила правописания;
  • постоянно тренироваться писать незнакомые слова;
  • применять на практике правила;
  • записывать под диктовку хотя бы несколько небольших предложений в день;
  • повторять написание слов, в каких были допущены ошибки;
  • во время диктовки обращать внимание на паузы;
  • начинать писать только после того, как предложение было дочитано до конца.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: