Ребенок начал заикаться? Каковы причины и что делать?

Многоуважаемые родители, здравствуйте! Кто из нас не радуется успехам детей? Мы с раннего детства учим их всему. Посещая утренники, со слезами радости смотрим, как дитё чеканит стихотворение перед ёлкой. При обучении в школе оттачиваем мастерство ораторского искусства, чтобы школьника было интересно слушать.

Но бывает и так: при разговоре дети проглатывают не только слоги, но и слова целиком, могут запинаться и зависать на некоторых звуках, никак не получается у них дойти до конца фразы. В таких случаях, а их у жителей планеты наблюдается около 1%, говорят о наличии заикания.

Почему ребёнок заикается: то ли природа не хочет, чтобы малыш красиво говорил, то ли организм встал на путь сопротивления и бунтует, приговор ли это на всю жизнь или дело поправимое, есть ли в этом родительская вина или этого не избежать? Много вопросов? Давайте искать на них ответы!

Заикание заиканию рознь!

Для нас, обывателей, заикание сводится к одному – в такие минуты хочется помочь заике побыстрее сказать то, что он пытается. И мы же не сравниваем, чем один заикается отличнее от другого. Заикание – оно и в Африке заикание.

В зависимости от разных причин и выраженности симптомов недуг бывает разным. Формы речевой патологии бывают:

  1. клонические, когда ребёнок из-за прерывистых судорожных движений дыхательных органов повторяет слоги, обычно первые. «По-по-потолок» — вот так приблизительно будет звучать слово в данном случае,
  2. тонические, когда из-за напряжения мышц рта и языкарастягиваются некоторые звуки и создаются паузы. Вот, например, так: «С…собака».
  3. смешанные, объединяющие и то, и другое: «З…зз-за-заикание».

Все эти формы медики считают клиническими проявлениями.

Помимо них, бывает заикание разным из-за характера протекания патологии:

  • волнообразное – оно то приходит, то уходит, но при этом полностью не исчезает,
  • постоянное – как пришло, так и осталось,
  • рецидивирующее – бывает, всё хорошо, а бывает, снова проявляется.

Этиология, или причина и условие появления, разделяет заикание на:

  • невротическое, возникшее под влиянием вешних факторов, например, из-за психологической травмы,
  • неврозоподобное, от внешней среды не зависящее, например, как следствие поражения коры головного мозга либо полученное по наследству.

Рекламный Дзержинск

Не пускайте на самотёк

своеобразие речи

Заикание — проблема, о которой не принято говорить. Чаще всего оно «родом» из детства. Что может привести к такой проблеме и можно ли застраховать от этого своего ребёнка?

ВОЗНИКАЕТ В ВОЗРАСТЕ

2-6 ЛЕТ

-На фоне развития речи, с задержкой или в норме, в возрасте 2-6 лет иногда может возникнуть заикание, — рассказала rebenok.by Ирина Певнева, учитель-логопед, член Международной Ассоциации миофункциональных терапевтов.

Как оно может проявляться?

-Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь);

-ребенок «хватает» воздух перед тем, как что-то сказать;

-ребенок открывает рот и перед высказыванием замирает, а потом с силой пытается произнести слова, испытывает затруднения перед началом разговора;

-отдельными словами говорит много лишних звуков (а, и);

-повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

-вынужденно останавливается в середине слова, фразы.

Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» речи. Это явление часто встречается в речи детей 2-5 лет и возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Ребенок повторяет слоги и слова в ходе высказывания, но при этом у него не напрягаются мышцы речевого аппарата — вот в чем главное отличие.

Заикание в отличие от запинок вызывают судорожные спазмы мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные. И это уже совершенно другая проблема, которая требует других методов коррекции.

ЗАИКАНИЕ – ПРОБЛЕМА

НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ

Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки. Как мы уже говорили, при запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи в отличие от заикания.

Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить медленнее, более плавно. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет лишь хуже, а у малыша с запинками — лучше. Детям с заиканием свойственна болезненная фиксация на своей проблеме, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка. Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза.

Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а дети с запинками начинают повторять первые слоги или слова.

Заикание же — это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

ПОСЕТИТЕ ПСИХОНЕВРОЛОГА

И ЛОГОПЕДА

В возникновении заикания первостепенную роль играют нарушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. То есть основная причина — это ослабленность центральной нервной системы.

Также к факторам, которые могут стать причиной «срыва» речи, относят:

-реакция на какой-то сильный раздражитель извне, эмоциональное потрясение;

-различные инфекционные заболевания (корь, скарлатина, дифтерия, коклюш и пр.), как следствие локализации напряжения в области горла и дыхательной системы;

-травмы головы;

-чрезмерная речевая нагрузка (несоответствие между пока еще недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз, психическая сторона речи в этот период опережает возможности);

-общее недоразвитии речи или задержка речевого развития;

-длительное стрессовое состояние, вызванное психическим угнетением центральной нервной системы;

-нарушение звукопроизношения.

Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры. Посетите психоневрологa, логопеда. Психоневролог поможет вам с диагностикой, то есть выявит заикание (иногда его называют логоневрозом), пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. Логопед поможет выстроить систему тренировок дыхания, голоса речи, объяснит как организовать правильный режим речи.

«ДЕНЬ СУРКА», ЛЕПКА

И АУДИОСКАЗКИ

Если ребенок начал запинаться или «застревать» при произношении отдельных звуков, родителям важно правильно себя соблюдать некоторые правила.

1.Режим дня. Проснувшись утром, ребенок должен знать, что он не проспал и спешить некуда, что он сейчас позавтракает, после почистит зубы, потом пойдет в детский сад или гулять. Не нужно организовывать развивающие занятия с ребенком позднее 21.00 часов вечера. Это опасно нарушением сна.

Любая деятельность с ребенком (и игровая) запрещена позднее 20.00 часов вечера. Это время для отдыха, разговоров. Заикающемуся ребенку в возрасте до 7 лет не стоит ложиться спать позднее 21:30. Не нагружайте различными секциями, кружками, лучше выбрать что-то одно, явно интересное для ребенка.

2.Режим речи. Вы говорите медленно, спокойно, тихим голосом, слова растягиваются, как будто распеваются. Вы задаете ритм речи, которому ребенок подражает.

Некоторым детям советуют режим молчания. Артикуляционным мышцам нужен отдых, а памяти нужно освободиться от воспоминаний о судорогах. Режим молчания длится в среднем 3-10 дней и уместен он в самом начале возникновения заикания.⠀

Организовать режим молчания одновременно и просто, и сложно. Надо постоянно находиться вместе с ним, лепить, рисовать, делать аппликации. При этом самому родителю не надо молчать, а нужно грамотно и неспеша излагать мысли. С ребенком можно общаться также жестами, рисунками, знаками — в игровой форме.

3.Поведение родителей. Вы всегда должны слушать ребенка до конца. Нельзя договаривать за него слова/фразы и указывать на то, что ребенок стал заикаться. Не просите его говорить правильно и плавно. Это лишь фиксирует внимание ребенка на заикании.

4.Атмосфера вокруг. Временно откажитесь от учебных заведений. Полностью исключите шумные компании, походы в развлекательные центры. Стабилизируйте эмоциональный фон в семье. Выяснения отношений, крики, споры внутри семьи усугубляют положение дел. Не обсуждайте заикание малыша с другими членами семьи при ребенке, не ругайте и не поправляйте его.

Ваш день должен быть таким же, как предыдущий (день сурка). Без эмоциональных всплесков, как положительных, так и отрицательных. Ведь любая радостная эмоция может усложнить состояние ребенка. Больше читайте вместе, слушайте аудиосказки, занимайтесь творчеством.

5.Дыхательная гимнастика и расслабляющий массаж. Научите ребенка глубокому вдоху и плавному выдоху. Медитируя, ребенок успокаивается и расслабляется. Массаж можно делать самим перед сном под спокойную музыку.

Где искать причины заикания?

Чаще всего заикание, или по-врачебному логоневроз, отмечается у детей-дошкольников, и подвержены патологии с речью обычно дети до пяти лет. В этом возрасте происходит активное речевое развитие. Если заикаться начал ребёнок в 7 лет, то это прецедент в числе редких. В любом случае для всех этих расстройств есть свои причины.

Как говорят медики, каждый заикается по-своему. Привычное объяснение этой патологии в народе – испуг, но стоит отметить, что он встречается лишь в половине случаев. 15 процентов падает на наследственность, а всё оставшееся нужно искать в неблагоприятных эмоциональных обстоятельствах, запускающих в действие процесс так, чтобы уже подросший ребёнок стал заикаться.

Вот они, основные причины, которые служат толчком, чтобы ребёнок начал заикаться.

Физиология

Родовые травмы, наследственность и нейроинфекции могут стать причинами появления заикания. Физиологические провокации организма связаны напрямую с истощением детской нервной системы. Произойти такой сдвиг может по причине перенесённых тяжёлых заболеваний, среди которых врачи отмечают корь и скарлатину.

Психология

Внезапное сильное эмоциональное потрясение – прямой путь к появлению заикания. При этом не стоит всё сводить только к испугу, когда, например, напала собака.

Кстати, неадекватное поведение любых животных — это наиболее частая причина детских испугов. Среди поводов для расстройства работы речевого аппарата – неблагоприятная обстановка дома. Любите бить на кухне посуду, громко доказывая свою правоту? Задумайтесь о возможных последствиях!

Пресс со стороны педагогов тоже,кстати, может стать толчком для нарушения речи.

Социальная среда

Большие умственные нагрузки и перегруз детского мозга речевыми занятиями, например, иностранными языками, могут стать причиной того, что детский речевой аппарат с поставленной задачей не справится.

Иногда психологи отмечают, что начинают заикаться абсолютно здоровые дети при подражании и копировании находящегося в их кругу заики. Кроме того, одним из толчков для появления патологии становится переучивание левшей.

Провокаторы

Приступы заикания могут отмечаться как одиночные. Думаю, вы иногда сталкивались, что при чрезмерном волнении, например, при выступлении перед большой аудиторией, ребёнок вдруг начинает «экать и бэкать», хотя дома с завидной чёткостью репетировал.

Что интересно, некоторые специалисты отметили среди провоцирующих факторов даже избыток в детском рационе белковой пищи. Так что следим за рационом питания. А ещё они считают, что спровоцировать склонный к перевозбуждению и заиканию организм может погода: весной и летом сглаживается, а осенью-зимой нарастает.

Почему ребенок начинает заикаться – 13 причин

Причины заикания у детей

Если нервная система малыша ослаблена изначально, то к причинам развития заикания относят следующее:

  • наследственность;
  • родовые черепно-мозговые травмы и асфиксии;
  • тяжелая беременность с длительным токсикозом;
  • частые простуды в младенчестве, болезни глотки, носа, гортани;
  • тяжелые инфекционные заболевания: корь, коклюш, тиф, рахит, кроме того, заикание могут вызывать поражение глистами, истощение организма.

Все перечисленные факторы негативно влияют на и без того ослабленную нервную систему малыша и плохо сказываются на развитии речевых центров. Неврологическое обследование таких детей обычно показывает повышенное внутричерепное давление, судорожную готовность, изменение рефлексов.

Четыре ступени для логоневроза

Как выглядит сам процесс произношения слов? Две группы мышц согласованно работают: когда одни сокращаются, другие расслабляются. У заикашки эта работа теряет согласованность и в результате мы слышим либо клонические повторения, либо происходят тонические спазмы. Формирование устойчивого рефлекторного заикания похоже на лестницу, у которой всего четыре ступеньки.

  1. На первой ступеньке заикание появляется эпизодами. Трудности возникают с первыми словами в предложениях и с короткими частями речи – союзами, предлогами. При этом ребёнок ещё не стесняется, а общается на равных.
  2. На второй ступеньке инициатива общения заменяется на молчание, так как заикание становится хроническим. Плавная речь слышна редко, а многосложные слова не поддаются с первого раза, особенно если их стараться говорить быстро.
  3. На третьей ступеньке судороги в работе мышц закрепляются, но ребёнок уже начинает замечать, что его речь сильно отличается от того, как говорят окружающие. Трудности со словами уже ярко прослеживаются. Юный заика начинает искать замену сложным словам, вплоть до жестов.
  4. Перейдя на четвёртую ступеньку, ребёнок обострённо воспринимает отличия в своей речи, он ждёт заикания и внутренне к нему готовится. Судорожные проявления у речевого аппарата уже случаются всегда, не только в волнительных ситуациях.

Отступление от темы

Мальчишкам в этом деле не повезло: у них больше шансов стать заиками. Почему? Да всё просто. Кто как не мужской пол особенно активен, энергичен и чаще попадает в стрессовые ситуации. Конечно, неугомонные мальчишки! Да и спрос с них больше, сюсюканья меньше, поэтому и неврозы чаще. Обласканные девчонки более психоустойчивы, поэтому и заикаться не спешат.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]