Журавли и геи: 10 любимых фильмов Ксавье Долана
За 10 лет Ксавье Долан прошел путь от вундеркинда, дебютировавшего в 19 лет, до главного канадского режиссера. К 30 годам Долан снял семь полнометражных фильмов, четыре из которых получили приз Каннского фестиваля. В ноябре до России доберется новый фильм Ксавье «Матиас и Максим», а сейчас в кинотеатрах — «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», прошлогодний англоязычный дебют Долана с Китом Харингтоном, Сьюзен Сарандон и Натали Портман в главных ролях. К премьере рассказываем, какие фильмы любит режиссер и почему.
«Безумный Пьеро» (1965)
Один из лучших фильмов
Жан-Люка Годара
с
Жан-Полем Бельмондо
в главной роли. Фердинанд, герой Бельмондо, сбегает с молодой няней Марианной (бывшая жена Годара
Анна Карина
) от богатой итальянской жены. Марианна оказывается настоящей гангстершей, и Фердинанд скрывается с ней от мафиози на безлюдном острове. Там же он понимает, что у них с Марианной нет никаких точек соприкосновения, но их пути еще несколько раз пересекутся. Интересный факт: фильм снят по детективному роману «Одержимость» американца Лайонела Уайта, а назван в честь французского бандита по кличке Чокнутый Пьеро.
Почему: Долан считает «Безумного Пьеро» лучшим фильмом в карьере Годара. «Абсолютная свобода. Свобода слова, свобода образов, свобода цветов и свобода любви. Это Годар на пике своей карьеры», — говорит режиссер. Кроме того, Долан вдохновлялся «Безумным Пьеро» при работе над
«Воображаемой любовью». К
ак минимум он почерпнул из фильма Годара световые приемы и игру с цветом.
«До свидания, дети» (1987)
Автобиографическая драма Луи Маля о жизни во французском католическом интернате для мальчиков во время Второй мировой войны. 1944 год, гестапо забирает из французского католического интерната троих еврейских учеников и директора. Мальчиков отправляют в концентрационный лагерь Освенцим, а мужчину — в Маутхаузен. На момент событий Малю было 12 лет. За «До свидания, дети» он получил семь премий «Сезар».
Почему: Маль — один из самых любимых режиссеров Долана. Тот рассказывал, что ему нравятся как игровые, так и документальные фильмы француза. «Маль заигрывал с жанрами, пробовал всевозможные приемы, путешествовал по всему миру и отказывался отпускать свою первую любовь — документальное кино», — объяснял Долан. Игра на контрастах, яркие антагонисты и эмоции, которые они вызывают, — вот что ценит канадец в фильмах Маля. По мнению Ксавье, никто не показал вишистскую Францию и коллаборационистов лучше, чем Маль в фильмах «До свидания, дети» и «Лакомб Люсьен».
«Вкус вишни» (1997)
Франко-иранская драма о мужчине средних лет, который решил покончить жизнь самоубийством и пытается найти помощника, который закопает его тело в горах. От странного предложения отказываются все попутчики главного героя: курдский солдат, студент духовной семинарии, афганец. Помочь соглашается старый таксидермист, но по пути в горы он пытается отговорить мужчину от задуманного и рассказывает, что однажды тоже хотел совершить суицид, однако передумал из-за вкуса плодов вишневого дерева, на котором хотел повеситься.
Почему: «„Вкус вишни“ — это великолепное размышление о смерти и смысле жизни, а также напоминание о том, каким причудливым образом жизнь показывает нам свою красоту, — рассказывал Долан. — Длинные кадры и сцены с автомобилями, которыми так славится Аббас Киаростами, — это сокровище».
«Четыреста ударов» (1959)
Фильм, который, кажется, упоминает в подобных списках каждый третий современный режиссер. В центре сюжета — прогульщик, врун и просто ходячая катастрофа Антуан Дуанель, регулярно влезающий в сомнительные авантюры и оказывающийся в итоге в закрытом учреждении для трудных детей. «Четыреста ударов» — полнометражный дебют Франсуа Трюффо и первая главная роль Жан-Пьера Лео, любимца режиссеров французской новой волны.
Почему: «Первый раз, когда я влюбился и чувствовал себя любимым в ответ. [Это фильм про] мое детство (с нюансами, конечно). Уверен, я не один, кому было интересно, где в доме спрятали камеры», — шутил Долан. Режиссер знает, что он не единственный, кого «Четыреста ударов» побудили начать снимать. Кроме того, Долан ценит игру Жан-Пьера Лео: «Со временем он создал свои собственные актерские правила, свою собственную школу и открыл двери для многих актеров и актрис. Никто никогда не скажет: „Лео так плох в том или ином фильме“. Кроме того, вы никогда не подумаете, что кто-то способен заменить его в каком-либо фильме».
«Летят журавли» (1957)
Советская классика, получившая два приза в Каннах и соревновавшаяся за звание лучшего фильма с «Земляничной поляной» Бергмана и «Ночами Кабирии» Феллини на BAFTA. «Летят журавли» Михаила Калатозова — история о любви и разлуке во время Великой Отечественной войны. В 1957 году фильм поразил зрителей многим: и героиней Татьяны Самойловой, которая сыграла свободную женщину, не дождавшуюся своего возлюбленного с фронта и вышедшую замуж за его брата, и впечатляющей операторской работой Сергея Урусевского, и новаторскими художественными приемами в духе авангардистов 1930-х годов.
Почему: Долан говорил, что «Летят журавли» поразили его сверхвыразительной операторской работой, в частности кадры с журавлями и закручивающимися стволами берез, для съемки которых Урусевский построил круговые операторские рельсы, а также сцена, в которой Вероника бежит сквозь толпу, пытаясь отыскать Бориса. По словам режиссера, это не только отличная история любви, но и фильм с превосходными композицией, светом и актерами. «Татьяна Самойлова великолепна и трогательна. Ее игра довольно минималистична для того времени», — отмечал Ксавье.
«Шепоты и крики» (1972)
Две сестры наблюдают, как третья умирает от рака в красной комнате. Вместо родственниц за несчастной больной ухаживает служанка, которая готова сделать все что угодно, чтобы облегчить мучения хозяйки. Боль и безысходность перемешиваются с воспоминаниями из детства — кажется, единственным временем, когда сестры были счастливы.
Почему: Долан был краток, когда объяснял, за что любит тяжелую театрализованную драму Ингмара Бергмана: «Очень впечатляющая, почти пугающая игра, а также тщательно изображенные боль, болезнь, горе и одиночество. Ох, и, конечно, красный цвет».
«Запрещенные игры» (1952)
Вторая мировая, Франция. Родители пятилетней Полетт погибают после авиаудара, и парижскую девочку забирает к себе семья крестьян. Полетт заводит дружбу с их 11-летним сыном Мишелем. На фоне военного ужаса дети играют в странные игры: собирают трупы животных и хоронят в заброшенном сарае. Фильм Рене Клемана, снятый по роману «Тайные игры» Франсуа Бойе, получил «Оскар» и приз Венецианского фестиваля.
Почему: По словам Долана, этот фильм входит в его топ-3 лучших любовных киноисторий. «„Запрещенные игры“ — осмысленное изучение детских нравов и детской вселенной», — говорил режиссер. Он также отмечал, насколько поэтичен фильм и как замечательно играет шестилетняя Брижит Фоссе — «воплощение женственности, несмотря на свой возраст». Также режиссеру нравится саундтрек, написанный испанским классическим гитаристом Нарсисо Йепесом.
«Скромное обаяние буржуазии» (1972)
Один из последних фильмов Луиса Бунюэля, в котором он в очередной раз высмеял буржуазию. Сюрреалистичное драмеди о компании богачей, которым постоянно что-то (а чаще — кто-то) мешает пообедать.
Почему: Ксавье говорил, что его поражает, как Бунюэль в своих фильмах скрупулезно обращается с мелкими деталями, из которых в итоге выстраивается гармоничное целое. Помимо этого, в «Скоромном обаянии буржуазии» режиссеру нравится неожиданный финал. «Восхитительное вторжение в буржуазию. Очень забавная, непривычная и интеллектуальная работа о богатых людях», — рассказывал Долан.
«Дурная ночь» (1985)
Дебютный фильм Гаса Ван Сента, снятый по автобиографии американского поэта и художника Уолта Кёртиса. В центре сюжета — молодой гей Уолт, который работает продавцом в табачном магазине и влюбляется в нелегального иммигранта, мексиканца Джонни. Уолт пытается сблизиться с Джонни, но тот всячески избегает нового знакомого. Малобюджетную черно-белую «Дурную ночь», в которой сыграли непрофессиональные актеры, называли лучшим независимым фильмом 1986-го и сравнивали с прорывом Джармуша «Более странно, чем в раю».
Почему: «Ван Сент — мой герой. В этом фильме есть все, что я люблю у Ван Сента: блестящая игра с камерой, неяркая и неудовлетворенная любовь, красивые сцены с автомобилями. Голос рассказчика за кадром волнующий и правдивый, он никогда не мешает. Это очень аутентичный, интимный и вневременной фильм», — рассказывал Долан.
«Красавица и чудовище» (1946)
Первая экранизация одноименной французской сказки, снятая Жаном Кокто — писателем, поэтом, драматургом, художником и режиссером. Фильм Кокто примечателен фантастическим для того времени гримом (сейчас он, правда, выглядит так же комично, как новые «Кошки»), костюмами, над которыми работал модельер Пьер Карден, и тремя ролями Жана Маре, партнера Кокто.
Почему: Канадец отмечал революционные технические эффекты и опять же операторскую работу. «1946 год! Как такое вообще возможно? Не только фильм — сам Кокто был революционным. Все эти крошечные элегантные детали: подсвечники, которые держат руки из стен, жемчужины, магнитами притягиваемые к ладони, игра с зеркалами. Любовь к этому фильму, очевидно, является радикальным заявление о собственной сексуальной идентичности», — говорил Долан.