12 лайфхаков, которые сделают поездку в плацкартном вагоне комфортнее


Правильно выберите поезд и вагон

Через нужную вам станцию может проходить несколько поездов. Они не одинаковы по уровню комфорта и обслуживания: в одном могут быть новые вагоны с кондиционером и биотуалетами, в другом — всё по старинке. Чтобы не оказаться в таком, нужно правильно выбрать поезд. Для начала обратите внимание на номер:

  • 1–150 — скорые поезда, который ходят круглый год;
  • 151–298 — сезонные или дополнительные скорые поезда;
  • 301–450 и 601–698 — регулярные пассажирские поезда;
  • 451–598 — сезонные или разовые поезда.

Если есть возможность, выбирайте регулярные поезда (1–150 и 301–450). Они курсируют постоянно, поэтому РЖД заменяет в них старые вагоны на новые. В таких чаще встречаются плацкарты с кондиционером, биотуалетами, розетками в каждом купе и новыми постельными принадлежностями.

Скорые поезда действительно идут быстрее: по нормативам Поезда и вагоны — РЖД. их скорость 50–91 км/ч. У пассажирских максимальная скорость — 50 км/ч.

Номера 151–298, 451–598 и 601–698 — сезонные или дополнительные поезда. Их пускают летом на южные направления (Адлер, Анапа, Новороссийск) и в праздники (Новый год, Международный женский день, День Победы, День народного единства), когда спрос высокий и билетов всем не хватает. Такие поезда комплектуют по остаточному принципу из тех вагонов, что есть. Это как раз те самые советские плацкартные вагоны с деревянными окнами и двумя розетками на всех.

В некоторых поездах регулярно ездят вахтовики. Это не всегда плохое соседство, но иногда не везёт: уставший мужчина может перебрать с алкоголем, слишком громко храпеть и выставлять в проход вонючие носки. Чаще всего вахтовики ездят в поездах до Нижневартовска, Нового Уренгоя, Нерюнгри, Барнаула.

Начинающим туристам: Подбор одежды для похода | Часть 2. Как согреться в походе?

Вашему вниманию предлагается вторая из трех статей цикла « трехслойная концепция туристической одежды ». В ней поговорим об очень важном, промежуточном слое и всем, что с ним непосредственно связано – конструкциях, материалах, уходу, принципам подбора.

К сожалению, современный человек в своих городах успел основательно разнежиться и утратить закалку своих суровых предков.

Большинство людей, ездящих с нами в походы – жители больших городов, как правило, работающие в офисах либо комфортабельных условиях люди. Привыкнув к тепловому комфорту (дома батареи или кондиционер, в машине климат-контроль, на работе – то же самое) современный городской житель способен чувствовать себя без специальных средств удобно лишь в очень ограниченном диапазоне температур. Во всех прочих условиях нам хочется на себя что-то надеть. Даже путешествия в тропиках часто заставляют нас одеваться, особенно наши путешествия – ведь мы очень любим походы в горы!

Давайте же попробуем вместе понять как, чем и в каком количестве лучше утеплять себя во время путешествий. В предыдущей статье мы уже разобрались с подбором верхней защитной одежды , но сама по себе она очень плохо предохраняет от холода. Начинающий турист способен подумать, что от холода его эффективно защитит термобелье … Но пусть вас не вводит в заблуждение приставка «термо» в этом слове, в холодную погоду термобелья и защитной куртки вам будет, мягко говоря, недостаточно (о термобелье подробнее будет рассказано в нашей следующей, заключительной статье из данного цикла).

Именно «бутерброд» из всех трех слоев защитит вас наиболее эффективно. Из чего должен состоять утепляющий слой? Есть два основных варианта его структуры:

  • «рыхлый» утеплитель, спрятанный в тканевый футляр-одежду, например, пуховый жилет;
  • структурированный, достаточно плотный утеплитель, который сам формирует основу одежды, например, флисовая толстовка.

И два основных типа утепляющих материалов :

  • натуральные (шерсть, хлопок, пух, и т.д.);
  • искусственные (флис, пресловутый «синтепон», синсулейт, холофайбер, поларгард, примолофт — этот перечень почти бесконечен).

Утеплители в одежде для походов

Теперь совсем коротко об утеплителях в контексте туризма.

Желательные качества утеплителя :

  • плохая теплопроводность, низкий вес,
  • высокая компрессия (возможность сложить в минимальный обьем),
  • высокая восстанавливающая способность после компрессии,
  • высокая паропроводность,
  • низкая гигроскопичность (сохранение своих свойств при высокой влажности),
  • способность быстро высыхать,
  • возможность простого обслуживания – чистки, ремонта, доступная цена.

Из этого приблизительного перечня каждый может выбрать те факторы, которые наиболее важны для него.

Пух

Таким образом, для успешного использования в походах подойдут далеко не любые « теплые вещи ». В первую очередь, это касается натуральных утеплителей . По сравнению с искусственными они много весят, плохо сохнут, тяжело сжимаются. Плюсы этих материалов в большинстве случаев не компенсируют их недостатков. Так, многие знают, что шерсть неплохо греет будучи влажной, так же в своем большинстве природные материалы меньше боятся искр и высокой температуры, чем их синтетические родственники. Но если вы не пожарник, это качество не основное. Наверное, единственный вид натурального утеплителя, который пока даже не собирается сдавать своих позиций – пух водоплавающих птиц . По факту, пока что не один из самых современных синтетических аналогов пуха так и не смог с ним сравниться по удельной теплопроводности, способности к компрессии, экологичности.

Строение пуха

Как известно, пух бывает разный – от дешевого базарного, до высококачественного, прошедшего до восемнадцати (18!) стадий ручной и машинной обработки. Конечно, для туризма лучше всего подходит максимально качественный пух с соотношением пух/перо 90/10 и высоким индексом Fill Power . Этот показатель указывает на соотношение занимаемого пухом объема к его весу. Чем выше такой показатель, тем лучше у пуха характеристики теплоизоляции. Сейчас самые высокие показатели приближаются к 1000 (мне встречались значения до 950). Конечно, изделия из пуха такого уровня весьма недешевы. Хорошим считаются показатели от 650FP. Если показатель ниже, предпочтите пуху синтетику.

Основные недостатки пуха:

  • высокая стоимость,
  • сложный/дорогой уход,
  • гигроскопичность.

Стоит пуху впитать в себя воду, и он как утеплитель становится практически бесполезным. Высушить промокший пух в походе крайне проблематично. В настоящее время уже существуют технологии создания покрытия для пуха, которое частично устраняет эту водобоязнь. Но пока что, стоимость таких изделий космическая, а эффективность — сомнительная. Лучше всего пух подходит для холодного и сухого климата. Но это не означает, что его нельзя использовать в других местах. Главное при этом:

  • не использовать пуховую одежду как ходовую при высоких температурах (т.е., это скорее комфортная одежда для бивака и привалов, во время переходов лучше отправьте ее в рюкзак , конечно, если вы не в Арктике или высокогорье);
  • не носить пуховую одежду под дождем или высокой влажности без защиты (просто не бродите по лагерю в пуховке под дождем, оденьте сверху мембрану);
  • используйте любую возможность для профилактической подсушки пуха во время похода (выкладывайте пух на солнышко, дайте ему проветриться на сухом ветру, берегите от конденсата в палатке).

Используя эти немудреные принципы, мне и многим другим людям удавалось вполне счастливо использовать пух даже в дождливых демисезонных походах, как например, наш осенний поход по Черногории .

Флис и другие синтетические утеплители

В отличие от пуха, большинство синтетических утеплителей могут похвастаться относительным равнодушием к влаге. Даже намокшее изделие из, скажем, синсулейта (3M Thinsulate) будет вас неплохо согревать и быстро высохнет просто от тепла вашего тела. Практически все синтетические утеплители плохо переносят высокую температуру – при нагревании сначала теряют свою структуру, затем плавятся или даже загораются. Поэтому следует быть аккуратными при просушке, большинство таких изделий нельзя гладить.

Немного особняком в перечне утеплителей стоит флис, материал, признанный одним из величайших изобретений прошлого века. Флис образует довольно упорядоченную волокнистую структуру, достаточно прочную, чтобы делать из него полноценную одежду. При этом он очень теплый, негигроскопичный, быстро сохнет, очень долговечный. Самой известной торговой маркой, выпускающей высокотехнологичные изделия из этого материала, является Polartec.

полартек

Полартек делится на несколько видов по структуре и толщине, соответственно, по теплоемкости и обозначается цифрами 100, 200, 300. «Сотка» — самый тонкий, легкий и «холодный», «трехсотка» — самый теплый. Впрочем, есть мнение, что флис и похожий на него материал тм полартек – не одно и то же. Оставим этот вопрос без комментариев, для большинства он неинтересен.

Редко какой турист пойдет в поход без одежды из флиса. Существуют технологии windblock и windstoper, которые делают одежду из флиса непродуваемой, хотя и чуть более громоздкой. Также дополнительная непродуваемая оболочка ухудшает «дышимость» материала.

В отличие от флиса, большинство других утеплителей по своей структуре в той или иной мере копируют строение пуха – состоят из множества волокон (часто полых внутри), создающих множество миниатюрных воздушных камер для отличной теплоизоляции. Кратко расскажем про самые популярные на рынке.

Polarguard 3D легкий, гипоаллергенный, компактный, с отличной компрессией и декомпрессией материал. 100% полиэстер, с полыми волокнами.

Primaloft – один из самых популярных на сегодня синтетических утеплителей для туристической одежды, используется большинством ведущих производителей. Существует в нескольких вариантах, так есть разновидности для более экстремального использования с улучшенными характеристиками, но меньшим сроком службы.

Thermolite (DuPont) – также великолепный по своим характеристикам утеплитель, существует в нескольких вариантах. Самый теплый – thermolite EXTREME.

Polyfill – относительно новый утеплитель, обладающий классическими достоинствами данной группы. Хорошо дышит, не впитывает влагу. Из него часто производят одежду для спортсменов и туристов.

Thinsulate 3M еще один известный синтетический заменитель пуха. Обладает очень хорошей теплоизоляцией, но ему приписывают существенный недостаток – плохое восстановление после сильного сжатия, поэтому он подходит для походной одежды больше, чем для спальных мешков .

На какие виды утепляющей одежды следует обратить внимание туристу, география путешествий которого охватывает самые разнообразные температурные режимы? Для начала, одежда для верхней части тела:

Кофты из флиса (полартека), в обиходе «поларки»

Рекомендую обзавестись двумя – потоньше и потолще. Такой комплект из двух разных флисок с термобельем и мембранной курткой – отличный вариант для демисезонных походов на небольших высотах в сравнительно теплых странах, например, Турции , Черногории, на Канарах или в северной Африке зимой. В них приятно не только ходить, но и спать, а если спальный мешок теплый, то из свернутой кофты получается отличная мягкая подушка. Дизайн и материалы подобного рода изделий сегодня удовлетворят самого взыскательного туриста – цвет, стиль, фактура материала, применяемые технологии, все можно подобрать индивидуально под свои запросы и вкус.

флис для похода

Пуховая куртка

Пуховая куртка или куртка из синтетического заменителя пуха (в Арктике говорят – парка). Если вы собираетесь путешествовать в холодное время года не только в тропиках или подниматься в горы на значительную высоту, вам обязательно понадобится такая куртка. Пух или синтетика? Дать однозначный совет сложно. Хороший пух при том же весе — ощутимо теплее, значительно дороже, лучше пакуется в маленький объем, капризнее в обслуживании. Куртка с современным синтетическим утеплителем (чаще всего вам будет попадаться primaloft) будет быстрее сохнуть, и если вы вдруг прорежете или проткнете оболочку, то утеплитель останется в середине, и вы не станете иллюстрацией к ситуации «взрыв в курятнике». Если нет возможности стать владельцем обоих вариантов одежды, выбирайте по следующим критериям: для не очень холодной (предельно до -10 в покое, -20 при активном использовании, но чаще при граничных к нулю температурах), но влажной погоды, особенно при ограниченных финансовых возможностях предпочтительнее будет синтетический вариант; для сухого холода, для тех, кто в походе ценит минимальный вес и объем снаряжения или просто для хронических мерзляков стоит выбрать пух.

Советую выбирать куртку с капюшоном, из как можно более тонкой ткани с плетением Rip Stop, — не обязательно, чтобы парка защищала вас от жесткой непогоды, для этого у вас все равно есть с собой защитная куртка – дайте ей выполнять свои функции. К тому же, одетая сверху теплой куртки ветрозащитная, это еще дополнительная термоизоляция. Если вы грамотно подберете размеры одежды, то даже несколько ее слоев не будут сковывать движения.

пуховки для похода

Пуховый жилет

Пуховый жилет или жилет из синтетического утеплителя. Очень приятный и часто необходимый элемент вашей походной одежды. Сделанный из современных материалов жилет почти ничего не весит и почти не занимает места, его можно взять с собой «просто так», «про запас», зато как приятно надеть его на себя в прохладный вечер, либо во время внезапного похолодания на марше. Какой материал выбрать? Ответ тот же, что и с куртками. Единственный момент. В качестве «ходовой» одежды жилет из синтетического утеплителя подойдет лучше. Также хороший вариант — купить относительно легкую утепленную куртку и жилет вместо очень теплой куртки. Одетые вместе по теплу и весу будут мало отличаться от своей «супертеплой» коллеги, но вариантов для комбинирования будет намного больше.

пуховые жилеты для похода

Флисовые штаны

По возможности можно приобрести две пары – из тонкого и толстого флиса, соответственно для демисезонных и зимних походов. Очень удобная и универсальная вещь – в них можно идти на марше, ходить на биваке, в них тепло и приятно спать ночью. Много не весят, быстро сохнут, имеют почти неограниченный срок службы.

штаны для похода

В очень холодную погоду штаны могут выполнять функции термобелья.

Уход за теплой одеждой для походов

С одеждой на синтетических утеплителях у вас не будет особых проблем – ухаживать за ней значительно проще, чем за мембранами или пухом. Их, как правило, можно стирать в машинке в режиме бережной стирки синтетики с температурой воды не более 40 градусов, с отжимом. Нельзя применять отбеливатели и прочие агрессивные вещества, порошок лучше жидкий, еще лучше специализированный. Глажка таким вещам преимущественно противопоказана.

Что касается пуха, то тут все не так просто. Современные высокотехнологичные пуховые вещи лучше вообще не стирать в домашних условиях, благоразумнеее отдать их в специализированную чистку, репутации которой вы полностью доверяете и которая предоставляет гарантию на свою работу. Если же такой возможности у вас нет, стирайте в машинке при температуре 30 градусов специальным моющим средством, в самом крайнем случае предварительно разведенным в воде жидким стиральным средством вместе с мячиками для большого тенниса (предварительно постиранными) – они не дадут пуху сбиваться в комки. Без отжима! После полоскания извлеките пуховую одежду, дайте воде стечь. Сушите при комнатной температуре, время от времени встряхивая. Постепенно высыхая, одежда начнет возвращать себе товарный вид, а вам спокойное состояние духа и вы лично узнаете, что случиться, если полностью промочить ее в походе. Старайтесь до минимума сократить количество стирок пуховой одежды – тем самым вы продлите ей жизнь. Изделия из хорошего гусиного пуха могут служить более десяти лет без потери своих качеств.

Сейчас мы рассмотрели далеко не все виды и варианты утепляющего слоя одежды, а лишь те, которые я считаю основными и наиболее универсальными для большинства видов треккинга и восхождений. Представленные виды одежды в течении многих лет опробованы мною и моими многочисленными товарищами по походам и зарекомендовали себя как удобные, функциональные, прекрасно подходящие для большинства видов путешествий в течении всего года.

Желаю вам сделать осознанный выбор под свои цели и задачи в походах. Помните – снаряжение всего лишь необходимый инструмент для создания возможностей преодоления новых просторов и получения бесценного опыта поездок и экспедиций.

Автор статьи: Сергей Лахоцкий.

Купите билет заранее

Самые неудобные места — верхние боковые. Обычно они достаются тем, кто покупает билет на востребованное направление в последний момент. Старайтесь брать билеты заранее: они поступают Время открытия продажи билетов. в продажу за 90 дней до отправления. Например, если планируете ехать 30 декабря, билет можно купить 2 октября. Ещё раньше (за 120 дней) можно приобрести билеты на поезда «Красная стрела» и «Экспресс» из Москвы в Санкт‑Петербург.

Для международных рейсов действуют другие сроки:

  • В страны СНГ и Балтии билеты поступают в продажу за 45 дней. Если поезд едет через Москву — за 60.
  • В Париж, Берлин, Прагу и Ниццу — за 60 дней.
  • В Молдову — за 30 дней. Если поезд едет через Москву — за 45.

Выберите хорошее место

Традиционно считается, что лучшие места в поезде — нижние. Там удобно спать, можно спокойно обедать за столом, читать книгу, смотреть в окно и убрать свой багаж так, чтобы его никто не смог достать. Единственная проблема — попутчики, которые норовят сесть или встать ногами на вашу постель.

Если ехать не дольше 10–12 часов, и вы планируете выспаться в дороге, лучше взять верхнее место: там вас никто не потревожит. А если путешествуете вдвоём, не бойтесь брать боковые места. Так вы сможете вместе обедать за одним столиком и не будете отвлекаться на соседей.

  • При покупке билетов смотрите на схему поезда: нижние полки — это нечётные места, верхние — чётные. Боковушки начинаются с 37‑го по 54‑е, причём 37‑е и 38‑е — у туалета.
  • В третьем и шестом купе находятся аварийные выходы, поэтому окна там не открываются. Это не страшно, если в вагоне есть кондиционер, но становится серьёзной проблемой, если его нет, а ехать далеко. Учитывайте это при покупке билета.
  • Не самые удачные места — в первом и последнем купе. Мимо вас постоянно будут проходить пассажиры, чтобы посетить туалет, выкинуть мусор или выйти на станции, а ночью может мешать спать свет из тамбура.

В холодное время года

Перечисленные выше советы идеально подойдут, когда выбираете, как одеться летом в путешествие. Для зимних месяцев нужны особые решения.

Лучше всего согревают вещи из шерстяной ткани. Но в помещении в одежде из шерсти может быть душно. Можно снять шерстяной свитер и положить рядом, но получится объемный дополнительный багаж.

Наш совет — используйте технологичные ткани. Наденьте специальное термобелье под основную одежду. Если понадобится, в транспорте можно раздеться и остаться только в нем: современное термобелье делают красивых расцветок и интересного кроя.

Возьмите перекус

Ехать сытым приятнее, чем голодным. Возьмите с собой что‑нибудь вкусное, но не скоропортящееся: фрукты, свежие овощи, хлеб, плавленый сыр, сухофрукты, орехи, быстрорастворимые каши или лапшу, что‑нибудь к чаю. А ещё несколько чайных пакетиков, чтобы не покупать их втридорога у проводника.

Также в дороге можно заказать готовую еду и забрать её, когда приедете на станцию. Любые сервисы доставки еды принесут вам горячую пиццу или бургеры к вагону. Чтобы не рисковать, делайте заказ, когда у поезда долгая остановка (не меньше 30 минут), чтобы курьер успел найти ваш вагон.

Что стоит учитывать при поездке по Европе

Многие наши соотечественники смотрятся просто нелепо в европейских странах, их можно отличить от местного населения сразу же – достаточно осмотреть его одежду. Чтобы не попасть впросак, не вызвать недоумение и усмешку со стороны местных жителей стран Европы, стоит запомнить следующее:

  • Люрекс, стразы, воланы и рюши, открытые плечи и декольте в прошлом – только скромные и практически безликие наряды будут смотреться в Европе естественно. Атрибуты «роскоши» лучше оставить дома либо выходить в них на улицу в темное время суток. Можно «поиграть» с фактурами тканей, например, попробовать сочетать тонкое кашемировое пальто и шелковую юбку. Но без опыта выглядеть в таком наряде вряд ли удастся изысканно, так что лучше не рисковать.
  • Джинсы обязательны – они всегда уместны, отлично сочетаются с различными кофтами и футболками, в них можно отправиться и в музей, и в кафе, и в путешествие на речном кораблике. Только джинсы должны быть скромными – без россыпи стразов, кружевных вставок и «дырок» (да, рваные модели тоже уже в прошлом).
  • Теплые кофты и свитера. Даже если по прогнозу будет солнце и жара, это еще ничего не означает – прямой связи с «небесной канцелярией» у синоптиков нет, а все остальные данные из разряда условных. Пусть в чемодане лежат пару кофт или свитеров, разные по толщине.
  • Футболки. Они универсальны – в случае внезапного похолодания их можно поддеть под свитер и утеплиться, в жару они станут настоящим спасением. Стоит избегать крупных надписей, стразов, пайеток и вышивок – все нейтральное или с минимум декорации.

Что касается обуви, то здесь подойдут кроссовки. Правда, если в наличии имеются туфли с округлыми носками и минимальным каблуком, то это станет оптимальным вариантом – и в музей можно сходить, и на экскурсию отправиться, и в ресторан зайти. Только не нужно покупать такую модель перед самым отпуском! Всегда есть вероятность того, что туфли будут жать и натирать – какое уж тут удовольствие от путешествия, сплошные боль и разочарования.

Примите душ

В некоторых поездах есть душ. За 150 рублей вас отведут в штабной вагон, а за отдельную плату предложат тапочки и одноразовую шапочку.

12 лайфхаков, которые сделают поездку в плацкартном вагоне комфортнее

Если в вашем поезде душа нет, возьмите с собой мицеллярную воду для умывания и термальную воду, чтобы освежиться, если в вагоне жарко. Не лишними будут влажные салфетки: ими можно протирать руки и стол в плацкарте.

Расскажите подружкам

Поддержите проект Womee, ведь мы вкладываем в него всю душу — поделитесь статьей с подружками нажав на одну из кнопок ниже

Я много и часто езжу и очень не люблю сдавать вещи в багаж. В какую бы поездку я ни поехала (от 2-дневной до 2-недельной с разными климатическими поясами), я еду с маленький чемоданом 55*40*20, который помещается в ручную кладь. Во-первых, это экономит время в аэропорту, во-вторых, страхует от потери, в-третьих, за него не надо доплачивать, и, наконец, не приходится таскать тяжести. Как показывает мой опыт, если есть, где постирать, на 2 недели и на 3 дня нужно ровно одинаковое количество одежды, так как при поездке на 2-3 дня все равно приходится брать с собой одежду разного уровня теплоты. Здесь я хочу поделиться своим опытом сбора капсульного гардероба, который подойдет для поездки из зимы в весну/осень.

Гуляйте на станциях

Воспринимайте поездку на поезде как путешествие по России. Вряд ли вы сами доехали бы до Арзамаса, Мурома или станции «Лихая». Поэтому не сидите в купе во время остановок, а гуляйте по перрону. Так вы подышите воздухом и разомнётесь, а заодно услышите акцент местных бабушек, продающих пирожки.

Российские железные дороги — это достопримечательность, которую мы не ценим. Самое время начать.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

7 days, 8 time zones, 9,289 kilometers. Across Russia on the Trans‑Siberian Railway. Shot on iPhone by Sergey Ponomarev

Публикация от apple (@apple) 28 Мар 2020 в 6:04 PDT

Одно универсальное платье

Если во время поездки ты планируешь вечерний выход или посещения какого-то мероприятия, даже не думай о громоздких платьях и тяжелых костюмах, которые занимают много места. Женщинам стоит выбрать легкое платье, сандалии на высоком каблуке и пару смелых сережек, в то время как мужчинам следует взять пару брюк, гибкий, многофункциональный блейзер, белую рубашку и лоферы. В идеале, все эти вещи ты сможешь использовать и для других нарядов и ситуаций. К тому же такие вещи легко упаковать, не добавляя лишнего веса чемодану.

Материал подготовила Ангелина Головач

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: