Спас: медовый, яблочный и ореховый. Какого числа отмечать и что нельзя делать


Традиции Русской православной церкви зачастую представляют собой смесь народных традиций, язычества, представлений народных о земле и месте человека на ней, христианства. К счастью, такая гремучая смесь превращает каждый православный христианский праздник в волнующее загадочное явление, в котором кроме смеси язычества и христианства часто присутствует миссионерское предназначение нашей церкви.

Но многие прихожане часто не понимают значения праздников и не знают истории их происхождения. Прекрасный августовский праздник Яблочный Спас, который имеет и другое название — второй Спас – из числа любимых, но малопонятных прихожанам. А между тем этот праздник берет свое начало от Нового Завета, ведь именно там описано такое великое событие в жизни Иисуса Христа как преображение.

Преображение Господне отметим мы, встречая Яблочный спас 19 августа в 2020 году. День празднования этого события неизменен с древних времен: церковь давно уже не решает, какого числа Яблочный Спас в 2020 году или в любом другом году.

За 40 дней до своего распятия Иисус явил троим ученикам свою истинную божественную сущность. Произошло божественное преображение, которое соединило божество и человека в лице Иисуса Христа.

Церковь же решила отвести такой светлый праздник от дней Великого поста, чтобы не омрачать верующим радость, ведь в эти дни принято скорбеть и молиться. Таким образом, была соблюдена старинная традиция отмечать языческий праздник урожая и созревших плодов, которому покровительствует бог Спас. И замкнулась наша история: Спаситель и Спас встретились.

Во время празднования прихожане приносят в церковь и освящают яблоки и другие плоды, выращенные своими руками. Считается, что вкушать плоды до этого праздника греховно. Дети, чьи родители не нарушают этот запрет, получат в загробной жизни райские яблочки, — так может быть награжден верующий за свое послушание.

Освященные плоды могут творить чудеса, становятся волшебными. Только после освящения церковь разрешает начать переработку плодов земледелия: варить варенье, сушить, печь пироги. Такие блюда должны быть и на праздничном столе.

Не следует забывать, что этот праздник несет и замечательную традицию православной благотворительности: надо щедро делиться яблоками и другими плодами, нести их на кладбище, на могилы своих родных, на заброшенные, забытые могилки. Особой честью считается одаривать яблоками нищих и нуждающихся.

Светлый праздник Яблочный Спас может стать прекрасным началом знакомства детей и юношества с церковью, православной верой.

« Предыдущая запись

Какого числа Яблочный Спас?

Яблочный спас в 2020 году, как и каждый год, – 19 августа. В этот день Церковь отмечает двунадесятый праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. О Преображении Господнем сообщают трое евангелистов – Марк, Матфей и Лука.

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Евангелие от Марка, 9:2-13).

В православной церкви Преображение Господне (Яблочный Спас) празднуется 19 августа (это непреходящий праздник), а не в феврале или марте, за 40 дней до Пасхи, как описано в Евангелии. Связано это с тем, что в таком случае праздник совпадал бы со временем Великого поста. При этом Преображение в церковном календаре стоит за 40 дней до празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “…да егда Тя узрят распинаема”» (протоиерей Александр Шмеман).

Яблочный Спас 19 августа

На этот день в православии приходится великий праздник — Преображение Господне. Он установлен в честь события, описанного в Евангелиях, как Иисус Христос явил перед тремя учениками свою божественную природу, оставаясь при этом в своем человеческом облике: «…лицо Его просияло, как солнце, одежды сделались белы, как свет. Явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия — и беседовали с Господом о Его близком отшествии. Их осенило облако, и из него раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Его слушайте».

Таким образом, этот праздник — в честь соединения Божественного и человеческого в лице Иисуса Христа. 8 конце праздничной литургии происходит освящение плодов земных. Изначально это был виноград нового урожая. Однако в тех местах, где винограда не выращивали

Постный яблочный пирог

  1. Возьмите 1 большое яблоко. Очистите от кожуры и семян и натрите в миску на крупной терке.
  2. Затем всыпьте туда же 0,5 стакана сахара, перемешайте. Влейте 0,5 стакана растительного масла и снова перемешайте.
  3. Потом туда же добавьте 1,5 стакана муки, 1 чайную ложку разрыхлителя и хорошенько вымесите тесто. Оно должно получиться достаточно густым.
  4. Затем приготовьте карамель для начинки. Для этого в глубокую небольшую сковороду или кастрюльку положите 2 столовые ложки сахара, 2 столовые ложки меда и 1 столовую ложку воды. Доведите до кипения и варите, помешивая, 3-4 минуты до растворения сахара. Вылейте карамель в форму.
  5. Очистите от кожуры и семян 2 крупных яблока, нарежьте дольками и выложите на карамель. На яблоки выложите тесто.
  6. Выпекайте в разогретой до 200 С духовке 40-45 минут. Форму переверните

на тарелку, чтобы яблоки оказались сверху, а тесто — снизу. Дайте пирогу остыть и подавайте к столу.

Почему Спас Яблочный?

«…Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда…» (Иван Шмелев «Лето Господне»). Конечно, это народоверие, которое не имеет никакого богословского толкования, и уж, тем более не связано с грехопадением. Народная традиция освящать в этот день яблоки на Руси появилась вместе с внедрением греческого календаря празднеств. В день Преображения Господня греки благословляли «плоды лозные новые», т.е. виноград, который поспевал к этому времени. Поскольку в наших широтах виноград – редкий гость на столе, его заменили яблоками. И строго соблюдали правило – до Яблочного Спаса яблоки и блюда из них в пищу не употреблять.

Приметы на Ореховый Спас

Как и все православные торжества, Ореховый Спас имеет свои приметы, благодаря которым прадеды на Руси могли с легкостью предугадать будущую погоду:

  • 29 августа гроза случилась — осень обещает быть теплой;
  • журавли улетели в теплые края — 14 октября морозы ударят;
  • попался червовый орех — жди неприятностей.

Хорошо в Ореховый Спас также избавляться от сглаза и порчи. Для этого первый найденный орех нужно съесть самому, а второй отдать первому встречному.

При подготовке публикации использовался источник https://www.1rre.ru/

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!

Можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса?

Традиция воздержания от употребления яблок в пищу до праздника Преображения (Яблочного спаса) имеет свою длинную историю. Корнями она уходит еще в Ветхий Завет. Люди того времени благодарили Бога за все его дары человеку, будь то земледельческий урожай, улов рыбы или поголовье скота и приносили часть их в жертву. При этом в этом не было языческого символизма, желания умилостивить Бога. Жертва Богу была выражением благодарности человека.

Позже, в раннехристианские времена, когда образ жизни человека был в основном земледельческий, существовали различные чины освящения. Сейчас они в большинстве своем забыта. В наше время Церковью торжественно освящается лишь мед и виноград (яблоки).

Стоит ли сейчас соблюдать это правило (конечно не из суеверных предтавлений), – вопрос открытый. Но, действительно, в Типиконе есть указание на «воздержание от вкушения плодов до их освящения» для монахов. Это правило можно назвать реализация неписаного принципа: «сначала – Богу, потом – нам»

С Яблочным Спасом связаны и другие традиции — после праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей – и только в последнюю очередь ели сами.

Начало Успенского поста. Медовый Спас. Православный календарь на 14 августа

14 августа (1 августа по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Пятница 10-й седмицы по Пятидесятнице (десятой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). В церковной традиции сегодняшний день всегда является началом Успенского поста. Это один из четырёх продолжительных православных постов, в период которых верующие воздерживаются от увеселений и скоромной пищи (пищи животного происхождения).

Успенский пост является довольно строгим. Несмотря на свою краткость (две недели), он во многом напоминает Великий пост. Но если последний является предуготовлением христиан к событиям Страстной седмицы, а соответственно, и Светлого Христова Воскресения — Пасхи Господней, — то пост Успенский готовит нас к великому двунадесятому празднику Успения Пресвятой Богородицы (28 августа по «новому стилю»).

Как предписывает церковный Устав, сегодня на трапезе благословляется варёная пища без растительного масла. В реальной современной жизни уставные строгости соблюдаются редко, однако воцерковленным христианам необходимо знать об этом идеале соблюдения поста, любые же послабления согласовывать со своим духовником.

На 14 августа в Православном календаре приходится празднование Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, а также Празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице и память целого ряда ветхозаветных и христианских святых. Расскажем коротко об этих празднествах и угодниках Божиих.

* * *

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Один из самых любимых в русском народе праздников, часто именуемый Первым или Медовым Спасом. В этот день миллионы православных приносят в храмы для освящения всевозможные сосуды с мёдом. Однако далеко не все помнят, что сам праздник связан не только с новым урожаем самого любимого русского лакомства — мёда, — но и с большим церковным праздником Происхождения или, иначе, Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня.

На Руси в этот день всегда вспоминали её Крещение равноапостольным князем Владимиром, а также русские победы над волжскими булгарами, одержанные святым благоверным князем Андреем Боголюбским. Изначально же этот праздник связан с утвердившейся в Византии ещё в IX веке традицией крестных ходов с Животворящим Крестом Господним. Как об этом свидетельствует греческий Часослов:

По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней…

В древнем Царьграде было принято совершать эти крестные ходы в течение двух недель вплоть до самого праздника Успения Пресвятой Богородицы. На протяжении всего этого времени в Церкви с древних времён установлен особый пост, Успенский. Короткий, но строгий.

Фото: www.pravoslavie.ru

С 14 по 27 августа включительно православным следует воздерживаться от любой пищи животного происхождения: мяса, яиц и молочной продукции. Даже рыбу благословляется отведать лишь раз — на праздник Преображения Господня 19 августа. И, разумеется, в преддверии великого праздника Успения Пресвятой Богородицы нам следует ограничивать себя не только в еде, но и в развлечениях, уделяя как можно больше внимания молитве и добрым делам.

* * *

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Этот русский православный праздник напрямую связан с предыдущим. Он был установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году от Рождества Христова.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар. Эти ветхозаветные святые пострадали в 166 году до Рождества Христова. В те времена нечестивый сирийский правитель-язычник Антиох Епифан ввёл в Иерусалиме и всей Иудее эллинистические идолопоклоннические обычаи и даже осквернил ветхозаветный Храм Господень, где установил статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев. Многие евреи в те годы отпали от Бога, но были и те, кто проявил стойкость в вере. В числе последних был 90-летний старец Елеазар, которого подвергли пыткам, во время которых он скончался. Также мужественно отказались принести жертву идолам ученики святого старца — семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Все они приняли мученическую смерть, но эти святые страдания воодушевили Иуду Маккавея, который поднял восстание против Антиоха Епифана и одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов.

Мученики Маккавеи. Фото: www.pravoslavie.ru

Мученики Леонтий, Аттий, Александр, Киндей, Минсифей, Кириак, Минеон, Катун и Евклей Пергийские (Памфилийские). Эти святые пострадали за Христа и Его Церковь в памфилийском городе Пергии во времена царствования одного из самых лютых гонителей христиан — императора-язычника Диоклетиана (284-305 годы от Рождества Христова). Мученики решились разрушить капище Артемиды, за что были брошены на растерзание диким зверям, которые чудесным образом даже не тронули святых. Это чудо привело ко Христу многих язычников. Сами же святые страдальцы были усечены мечом.

Обретение мощей преподобной Софии Суздальской. Святые останки этой великой русской святой XVI столетия от Рождества Христова были обретены в 1995 году. Из монастырской усыпальницы их перенесли в Покровский собор Суздальского Покровского монастыря. Мощи оказались нетленными, однако вскоре после вскрытия истлели, осыпались. Теперь они хранятся в закрытой раке.

Преподобная София Суздальская. Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Димитрий Павский, пресвитер. Святой XX столетия, пострадавший в годы советских богоборческих гонений. Прославлен в числе новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также новомучеников, в земле Белорусской просиявших (23 священномученика Минских).

* * *

Поздравляем православных христиан с началом Успенского поста, сегодняшними праздниками и памятью святых этого дня! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Стихи о Яблочном спасе

Борис Пастернак «Август»

АВГУСТ

Как обещало, не обманывая, Проникло солнце утром рано Косою полосой шафрановою От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою Соседний лес, дома поселка, Мою постель, подушку мокрую И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу Слегка увлажнена подушка. Мне снилось, что ко мне на проводы Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами, Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня Шестое августа по старому, Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная как знаменье, К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский, Нагой, трепещущий ольшаник В имбирно-красный лес кладбищенский, Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами Соседствовало небо важно, И голосами петушиными Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста, Смотря в лицо мое умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически Спокойный голос чей-то рядом. То прежний голос мой провидческий Звучал, нетронутый распадом:

«Прощай, лазурь Преображенская И золото второго Спаса, Смягчи последней лаской женскою Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины. Простимся, бездне унижений Бросающая вызов женщина! Я — поле твоего сраженья.

Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство».

Александр Блок «Преображение»

В светлый день Преображенья Дух безумца поражен: Из неволи, из смятенья Голос Твой услышал он.

Ныне скорбный, ныне бедный, В лоне Вечного Отца, Близ Тебя, в лазури бледной Жаждет нового конца…

Сергей Есенин «Преображение»

Зреет час Преображенья, Он сойдет, наш Светлый Гость, Из распятого терпенья Вынуть выржавленный гвоздь.

От утра и от полудня Под поющий в небе гром, Словно ведра, наши будни Он наполнит молоком.

Ореховый Спас: что нельзя делать в этот день

Существует ряд запретов на Ореховый Спас:

  • Нельзя отказываться от работы и лениться, потому что во время Третьего Спаса люди собирали урожай и готовились к зиме.
  • Нужно обязательно помогать тем, кто нуждается и нельзя отказывать детям, бедным и больным.
  • Во время Третьего Спаса нельзя выходить в лес без какого-то оберега, потому что там можно встретиться с злыми силами.

Ореховый спас 2020 - что можно что нельзя делать - инфографика

Поделки из яблок к Яблочному спасу

Поделки из яблок и из бумаги для детей к Яблочному Спасу

Для изготовления бумажного яблока вам понадобится картонный рулончик от туалетной бумаги.

Яблочко из бумаги

  1. Наше яблочко будет из бумаги, потому нам пригодится цветная бумага, клей, ножницы.
  2. Красноватую цветную бумагу порезать на длинноватые полосы шириной 2 см.1-ые 2 полосы сложить крестиком и склеить в центре. Последующие полосы приклеивать к ним, также фиксируя их в центре.
  3. Концы полосок поднять и склеить меж собой. Яблоко готово.
  4. Сейчас необходимо сделать листок. Сложим гармошкой наискосок маленький прямоугольник из зеленоватой бумаги.
  5. Ножницами «закруглим» концы гармошки. Развернем — вышел гофрированный листик. Из коричневой бумаги вырежем черенок.
  6. Приклеим листик и черенок к яблоку. Из зеленоватой бумаги вырежем гусеницу и вставим ее меж красноватыми полосами. Нитяную петельку проденем в черенок яблочка.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебный или Ореховый Спас, приурочен к церковному празднику, в честь обретения Образа Нерукотворного Спасителя нашего Христа.

29 августа, в праздник Спаса освящали хлеб, испеченный из муки нового урожая. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым, хлеб, должен попробовать самый старший мужчина в семье.

На Третий Спас люди шли в лес, собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большем кругу гостей.

Три Спаса в августе — важные праздники для каждого православного человека. В них заключены вековые традиции, которые следует помнить.

Понравилась статья? Ставьте лайки!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: