Я у деда дурачок
На самом деле Пьера Ришара зовут по-другому. Это лишь часть имени, полностью же оно звучит так: Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефе. Его дедушка Дефе владел текстильной фабрикой и большим замком с прилегающим к нему парком — он происходил из старой, слившейся с аристократией буржуазии и окончил Политехническую школу, французский аналог Гарварда. Второй дедушка, Аргимиро, был итальянским иммигрантом, в молодости таскавшим на своей спине рельсы: строительный бизнес он начал на копившиеся годами медяки. Итальянец Аргимиро разбогател и купил небольшой замок, но при этом остался простолюдином.
Пьер Ришар рос между двумя мирами: в одном шофер возил его в школу на «Роллс-Ройсе» и снимал каскетку, распахивая дверь машины, во втором вся семья ела из одного блюда политые растопленным колбасным жиром спагетти. Отец Ришара, молодой человек из семейства Дефе, бросил его мать (позже он пустил по ветру все семейное состояние), так что детство будущего мсье Перрена безоблачным не было. Особенно туго приходилось ему в закрытых пансионатах: там мальчика безжалостно лупили, и, чтобы отделаться от обидчиков, он научился их смешить. Учиться он не любил и не собирался этим заниматься: чтобы дедушка Дефе от него отстал, мальчик талантливо изображал дурачка. Так рождалась маска, которая позже принесла ему славу. Большим ударом для мальчика стал визит посетивших деда учителей из его католического пансиона, аббатов, видавших и не таких хитрецов. К своему величайшему изумлению, дедушка Дефе узнал, что у его внука острый ум. Учиться ему все-таки пришлось, бакалавром он стал, но надежды аристократических родственников Пьер Ришар все равно растоптал.
Актер, преступник, сердцеед: 5 лучших ролей Пьера Ришара
«Игрушка» (Le jouet, 1976, реж. Франсис Вебер)
История мужчины, неожиданно для себя ставшего в прямом смысле живой игрушкой для избалованного сына влиятельного босса. Фильм содержит отчетливый социальный подтекст с критикой потребительского образа жизни, но мы помним его в первую очередь за очаровательную роль Пьера Ришара. Его открытость и искренность в отношении своего нового хозяина, а потом и друга, подкупают зрителя.
Благодаря неординарному комическому таланту актера журналист Франсуа стал хрестоматийным персонажем в кинематографе, с которого списали многие роли — см. даже наш российский «Подарок с характером».
«Укол зонтиком» (Le coup du parapluie, 1980, реж. Жерар Ури)
Уморительная пародия на фильмы о Джеймсе Бонде и криминальные итальянские картины 70-х одновременно, пропитанная черным юмором. Пьер Ришар играет незадачливого актера, который, согласившись на роль киллера в постановке, случайно стал членом мафии и впутался в криминальную историю.
Восхищает умение Ришара удержаться на грани между откровенным издевательством над жанром и драматизмом. По пятам за его героем идет настоящий убийца, и в кадре периодически возникает напряжение не хуже, чем в фильмах Альфреда Хичкока — все из-за удивительного обаяния забавного дурачка.
«Невезучие» (La chèvre, 1981, реж. Франсис Вебер)
Дуэт Вебера и Ришара подарил зрителям ряд прекрасных комедий. Компанию Пьеру регулярно составлял Жерар Депардье в расцвете своей карьеры. Так, в «Невезучих» эта парочка разыгрывает странный союз профессионального детектива и бухгалтера-неудачника, чей «талант» встревать в неудачные ситуации должен вывести на след похищенной девушки, которой тоже не везет.
Сыгравший второго героя Ришар забавляет зрителя своим невротичным перфекционизмом и уморительными, но ни к чему хорошему ни приводящими попытками взять расследование в свои руки.
«Беглецы» (Les fugitifs, 1986, реж. Франсис Вебер)
И еще один фильм от трио Ришар — Депардье — Вебер, и снова пародия на криминальные фильмы. Безработный Франсуа Пиньон (Ришар) пытается организовать вооруженное ограбление банка. Разумеется, все идет не по плану: полиция окружает его со всех сторон, и единственное, что приходит неопытному преступнику в голову — взять заложника. Им оказывается экс-бандит Жан (Депардье), который вышел на свободу после «отсидки» и собирался завязать с криминальным прошлым навсегда.
Можно в очередной раз удивиться тому, как Ришар умудряется наполнить обаянием и человечностью даже не слишком симпатичную роль. Даже преступники в его исполнении обретают шанс быть понятыми зрителем — Пиньоном движет не жажда наживы, а забота о дочери.
«1001 рецепт влюбленного кулинара» (Shekvarebuli kulinaris ataserti retsepti, 1996, реж. Нана Джорджадзе)
Пьер Ришар всегда был необычайно близок по духу зрителям стран СНГ — неудивительно, что грузинский режиссер Нана Джорджадзе заманила его в свой международный проект с участием россыпи звезд кино (от Александра Роднянского в качестве продюсера до композитора Горана Бреговича).
Ришар с удивительной теплотой играет роль знатно покутившего в молодости повара-путешественника, который случайно попадает в далекую Грузию, где находит массу приключений и свою последнюю любовь. Эта авантюрная комедия доказывает, что талант актера безграничен — он хорош и как комедийный актер, и как пожилой сердцеед.
Как Ришара за эксгибициониста приняли
К славе он шел медленно, поднимаясь к ней с самого дна профессии — из кабаре, театров-кафе, со сцен мюзик-холлов. Вместо того чтобы поступить в университет, Ришар пошел на драматические курсы, после них начал работать в театре Жана Вилара — Национальный Народный театр был чрезвычайно серьезным учреждением культуры, настоящим храмом Мельпомены, но там у него не задалось.
У Вилара он не получал больших ролей, а ему хотелось быть первым актером в серьезном классическом репертуаре. В дальнейшем нереализованное юношеское желание изменило его судьбу, но пока что все вело Пьера Ришара в другую сторону — где его ждали деньги и слава. Пластичный и сильный, великолепный танцор (ему прочили балетную карьеру), Ришар во многом походил на своего Перрена — он был таким же растяпой и временами оказывался также нелеп. Получив роль солдата в «Макбете», он прекрасно умер — согнулся и упал в конвульсиях так, что ему поаплодировали. А затем уснул на сцене и проспал смену декораций — в следующей сцене убитый солдат оказался в спальне леди Макбет, зрители обнаружили его из-за сильного храпа. Самым ужасным оказалось то, что Ришара никак не удавалось растолкать.
Позже, в пору успеха, поднявшись на свой этаж в отеле, Ришар увидел человека в одних трусах. Решив, что на этаже есть бассейн, он вышел из номера в плавках и с полотенцем через плечо — тут-то его и схватили. Охрана разыскивала разгуливавшего по этажам эксгибициониста, Ришара приняли за его сообщника.
При этом Ришар оставался цепким и хватким деловым человеком, видимо, складывались гены обоих дедушек. Тайминг и расход пленки он контролировал лучше помрежей, позже он основал собственную кинокомпанию. И при этом мог пролить томатный соус на костюм сидевшего рядом с ним на банкете, не ждавшего такого подвоха Жерара Депардье — с этого и началась их многолетняя дружба.
С Перреном Пьера Ришара роднило еще одно важное свойство. Этому недотепе феноменально везло с женщинами. Ришар говорил журналистам, что постельная гимнастика лучший способ сохранить бодрость и физическую силу. Женился он в 1970 году на балерине Гранд-опера Даниэль Миназзоли, тогда ему было 36. Она родила ему двоих сыновей, и через 12 лет они мирно разошлись. После этого Ришар жил с актрисой Мюриэль Дюбрюль, потом с марокканкой Айшей, которая была моложе него на 34 года. Вторая жена, бразильянка Сеула Ласерда, моложе Ришара на 30 лет. До знакомства с ним европейского кино она не смотрела и понятия не имела, кто за ней ухаживает. Но это ничему не помешало.
Кинематограф
Начал сниматься в кино в 33 года. Его первым фильмом стал «Блаженный Александр». А в 1972 году после роли в ленте «Высокий блондин в черном ботинке» к актеру пришел невероятный успех. За Пьером тут же закрепилось амплуа комедийного артиста, а зрители стали воспринимать его, как комика.
Своим любимым фильмом Пьер назвывает картину «Игрушка».
«Это мой любимый фильм. У меня личные причины любить эту ленту. Она сильно перекликается с моей жизнью в детстве. Я был ребенком очень богатого человека. Но у меня не было ничего. Мне очень не хватало внимания. И в этом фильме очень хорошо видны отношения сына и отца. Никакой игрушкой нельзя заменить отношения родителей и детей. А вторая сюжетная линия тоже реалистична. Она о том, как власть может мешать человеку жить, как она может мешать человеку быть настоящим и достойным», — рассказывает актер.
Ришар работал с такими известными французскими режиссерами, как Клод Зиди, Франсис Вебер, Жерар Ури. Всего Ришар сыграл почти в 80 картинах, в числе последних — мелодрама «Бумажные души» (2013) и телефильм «Агафья» по рассказам Чехова (2015). В конце 1980-х основал кинокомпанию Fideline Films.
Осень Перрена
Как прекрасна судьба состоявшегося человека, который может не думать о том, что ему надо казаться успешным! Ришар жил, как хотел, — не в квартире, а на пришвартованной к набережной Сены барже. После того как у него украли «Порше» (видимо, тут вновь сказались гены его Перрена), ездил на стареньком «Ситроене». Гонял по проселочным дорогам на дребезжащем от древности мотоцикле. Носил купленную в незапамятные времена одежду.
Ришар был нонконформистом и не хотел идти проторенными дорогами, повторять путь де Фюнеса, игравшего одни и те же роли до тех пор, пока он намертво не слился со своей маской. Он искал новое — порой за этим следовала удача, иногда все было по-другому. Фильмы Франсиса Вебера «Игрушка», «Невезучие», «Папаши», «Беглецы» принесли ему новый успех (но кассовым он был далеко не всегда). Потом Вебер уехал в Голливуд, и Ришар остался без своего режиссера. Он по-прежнему много снимался, иногда по несколько раз в год, искал новое, разочаровывая полюбивших Перрена зрителей, и от него медленно, но верно ускользал статус «звезды» первой величины. Что ж, не беда — Пьер Ришар вернулся на театральную сцену и много играл. В 1996-м он снялся в Грузии в фильме Наны Джорджадзе «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара». Ришар получил приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Карловых Варах, но прежний успех это не вернуло.
Спокойная жизнь, наступившая после большой славы, тоже может быть интересной. Пьер Ришар в свое удовольствие играет в театре и снимается, когда хочет, много занимается поместьем и виноградными лозами. Он борется с ложной мучнистой росой и филлоксерой — и ни о чем не жалеет.
Любовь к России
Впервые приехал в Москву в 1993 году для участия в фестивале французского кино. Впоследствии неоднократно посещал Россию и снимался у российских режиссеров (8-серийный фильм «Парижане», 2005, реж. Стас Егерев, Сергей Полянский; «Продавец игрушек», 2012, реж. Юрий Васильев).
Российские журналисты на пресс-конференции не преминули поинтересоваться, почему Пьер Ришар так привязан к нашей стране.
«А вы поставьте себя на мое место. Во всех городах России, куда бы я ни приехал, меня везде очень хорошо принимают. Мне кажется, я знаю Россию больше, чем некоторые русские. Я вижу, что меня здесь знают. И я очень привязан к этой стране. Как я могу не любить народ, который так уважает и ценит меня? Поэтому я так часто приезжаю сюда», — сказал артист.
Пьер Ришар – обладатель ряда наград, в том числе главной кинопремии Франции «Сезар» за вклад в киноискусство. Он также является автором мемуаров «Как рыба без воды» и «Я ничего не знаю, но все скажу».