Нефертити – красота грядётТекст


Нефертити брила голову и носила четыре серьги

Компьютерная реконструкция лица Нефертити.

Британский египтолог Джоанна Флетчер искала знаменитую царицу Нефертити всю жизнь. Два последних года она провела в экспедициях, изучая древние мумии. И вот на днях Флетчер сделала сенсационное заявление: ее команде удалось не только найти и «опознать» мумию Нефертити, но и воссоздать облик красавицы.

Джоанна — известный специалист по древнеегипетским прическам. В Каирском музее она увидела рядом с мумией парик в нубийском стиле. Такие носили только правители 18-й династии — именно тогда, в XIV веке до нашей эры, древней страной правил фараон Эхнатон и его жена Нефертити! Флетчер ухватилась за эту ниточку и стала копать дальше. Оказалось, что мумия самой знаменитой египтянки была найдена в гробнице под номером KV35 в Луксоре. Но до сих пор никому не пришло в голову, что это и есть легендарная Нефертити!

На помощь Флетчер пришли два эксперта-криминалиста — Дамиан Шофилд и Мартин Эвисон — мастера по реконструкции облика жертвы убийства по черепу. Лебединая шея и точеный профиль были видны сразу, хотя мумии почти 3 тысячи лет! А вот лицо женщины было основательно повреждено — видимо, над ней надругались расхитители гробниц.

На трехмерную компьютерную модель черепа эксперты «нарастили» виртуальные мышцы и кожу, выразительные восточные глаза, пухлые губы… А когда к портрету добавили царскую корону, все ахнули: с монитора смотрела Нефертити! Ее лицо известно каждому благодаря знаменитому бюсту, хранящемуся в Берлинском музее. «Я была поражена! — вспоминает Джоанна. — Красота Нефертити так индивидуальна, что ее ни с кем не спутаешь!»

Кстати, в реальности жена фараона немного походила на современного панка! Красавица Нефертити брила голову, чтобы можно было носить огромную корону. А в каждом ухе у нее было по две серьги! Криминалисты подтвердили: у мумии мочки ушей проколоты, а на голове волос не было. Затем мумию просветили рентгеном. Оказалось, что в проломленной грабителями грудной клетке сохранились золотые украшения царицы.

Египтяне отнеслись к открытию Джоанны Флетчер скептически. «Ее выводы могут быть ошибкой, а доказательства — неубедительны! — заявил глава Египетского совета по древностям Захи Хавасс. — Нельзя утверждать, что мумия принадлежит Нефертити только потому, что она похожа на скульптуру. В те времена художники изображали приукрашенный облик правителей, а не реальные черты лица».

Нефертити

Нефертити — это красивейшая и счастливейшая египетская царица, любимая и единственная жена фараона Эхнатона. Раскопки, которые были проведены в XX веке, привели к тому, что вокруг имении Нефертити легенд стало все больше. Но есть и достоверные сведения о ее жизни, любви и смерти.

Нефертити — одна из самых известных Древне Египетских цариц

Принято считать, что Нефертити не была египтянкой. Она была родом из Месопотамского государства Митанни, страны ариев. Можно даже сказать, что в Египет она явилась от самого Солнца, ведь ее народ — арии — поклонялись Солнцу. Как только на египетской земле появилась 15-летняя принцесса по имени Тадучепа, появился и новый бог — Атон.

Нефертити стала женой фараона Аменхотепа III, однако этот брак был чисто политическим. Юную красавицу обменяли на тонну украшений, золота, серебра и слоновой кости и привезли в египетский город Фивы. Там ее назвали Нефертити и отдали в гарем фараону Аменхотепу III. Когда фараон умер, Нефертити по наследству досталась его сыну Аменхотепу IV. Стоит отметить, что фараон не сразу полюбил красавицу. Однако спустя некоторое время это произошло, в результате чего молодой фараон решил распустить гарем отца и объявить жену своей соправительницей.

Супруга Нефертити иногда изображали слабым, странным и болезненным юношей, который стремился к равенству, миру и дружбе между людьми и разными народами. Именно Аменхотеп IV провел религиозную реформу, на которую не решался ни один из правителей, занимавших престол в Египте.

Был построен огромный храм Атона из белого камня. Новая столица Египта была заложена в долине между Фивами и Мемфисом. Город назывался Ахетатон («Горизонт Атона»). Супруга фараона сыграла в этом событии немалую роль, она была вдохновительницей. Самого фараона стали называть Эхнатоном, что значит «угодный Атону», а Нефертити — «Нефер-Нефер-Атон». Переводится это имя очень красиво — прекрасная красотой Атона, или ликом подобная солнцу.

Археологам из Франции удалось восстановить облик Нефертити: черные брови, волевой подбородок, полные, изящно изогнутые губы. Фигура царицы была достаточно хрупкой и миниатюрной, прекрасно сложенной. Носила она дорогие одежды, чаще всего белые прозрачные платья из тонкого полотна. Излюбленным головным убором ее был высокий синий парик, обвитый золотыми лентами и уреем, который был символом ее связи с грозными богинями, дочерьми Солнца. Нефертити воспевалась как нежная красавица, любимица Солнца, несущая мир всему на свете.

Нефертити

Эхнатон называл свою жену «усладой своего сердца» и желал ей жить «вечно-вековечно». Считалось, что у Эхнатона и Нефертити была идеальная семья, что они прожили в семейном счастье до самой смерти. Этот миф стал всемирным. Однако археологи все же докопались до трагедии, которой была омрачена жизнь прекрасной Нефертити. Оказалось, что у нее была соперница. Как им удалось это выяснить? Конечно же, в этом им помогли иероглифы и изображения на каменных плитах. Дело в том, что царь и царица обычно изображались как неразлучная пара. Они были символами взаимного уважения, вместе встречали знатных гостей, вместе молились диску Солнца, раздавали подарки подданным. А в 1931 году в Армане французы обнаружили таблички с иероглифами, на которых имя Нефер-Нефер-Атон кто-то тщательно соскреб, имя фараона было оставлено.

Потом находки стали еще более удивительными. Например, была найдена известковая фигура дочери Нефертити с уничтоженным именем матери, а также профиль самой царицы, у которой царский головной убор был залеплен краской. Только фараон мог приказать сделать это. Исходя из всего этого, египтологам ничего не оставалось, как предположить о том, что в доме фараона произошла драма. Семья распалась. Произошло это за несколько лет до смерти Эхнатона. Нефертити была изгнана из дворца. Она поселилась в загородном доме и воспитывала мальчика, который должен был стать мужем ее дочери — будущего фараона Тутанхамона.

Место под изображениями царственной четы не стало пустовать. Там появилось другое женское имя — Кийа. Именно так и звали соперницу Нефертити. В 1957 году археологи обнаружили и изображение новой царицы, у которой было очень юное лицо, широкие скулы, правильные дуги бровей, взгляд был невозмутим. Удивительно, но за год до смерти Эхнатон удалил и эту свою жену.

Нефертити прожила в изгнании до восшествия на престол Тутанхамона. Она умерла в Фивах. А когда умер Эхнатон, жрецы Египта поспешили вернуться к старому богу. Имя Нефертити было проклято вместе с богом Атоном.

Согласно другой версии жизни Нефертити, царица предстает в совершенно другом образе. Она опытная в любви, сластолюбивая и жестокая. Эта Нефертити рассказывала влюбленному в нее юноше басню о женщине, которая не хотела быть «презренной». Поэтому за свою любовь она потребовала, чтобы влюбленный отдал ей все, что имеет, прогнал жену, убил детей и бросил их тела собакам. Царица воплощала в жизнь сюжет басни. Она прогнала несчастного. Эта Нефертити сама раздувала огонь вражды в своем муже Эхнатоне, она его ненавидела и желала смерти. Каждый год она рожала ему дочерей, обвиняя его в том, что это он не может иметь сына.

Нефертити – красота грядётТекст

Алина Реник

Нефертити – красота грядёт

Глава 1

1887 год, Египет

Утро застало женщину в пути. Восток светлел, в сероватой дымке медленно поднималось багровое солнце, розовые тени скользили по склонам гор, придавая им необычайно красивые очертания. Но женщине было не до красот раннего утра. Путь ей предстоял долгий, а ноша была тяжела, верёвка от мешка врезалась в плечо и содержимое его при каждом шаге больно било ей по ногам. Но она всё шла и шла, и песок засыпал её следы…

Пески зыбко перемещались, приоткрывая тайны вечного Египта…

* * *

Несколько дней назад на своём крошечном участке земли, женщина откопала странные глиняные таблички, испещрённые палочками, точками и царапинами. Табличек было так много, и сохранились они настолько хорошо, что даже неграмотная крестьянка поняла – это возможность заработать. В другой стране такие находки проходят мимо внимания местных жителей, но только не египетских феллахов!

1

Феллах – оседлый крестьянин.

Европейцы щедро платят за любую древность.

Женщина шла в Луксор продать свою находку – таблички, на которых только палочки и точки.

Пройдя долгий путь, уставшая и обессиленная, она вошла в Музей древностей. В нерешительности остановилась у дверей, со вздохом облегчения сняла с плеча тяжёлый мешок. Она боялась пройти вперёд, боялась обратиться к сотруднику музея, который переносил с места на место какие-то коробки, боялась, что её находка вызовет лишь смех у такого серьёзного учёного. И было стыдно отрывать его от очень важной работы.

Несколько раз она пыталась заговорить с ним, но он лишь отмахивался. Ему было не до неё! Привезли новые артефакты – мумии культовых ибисов – и всё необходимо принять, произвести опись и отсортировать. Хасану, недавно получившему место в музее, так хотелось проявить себя, показать усердие, что женщина с большим мешком только раздражала своей назойливостью и никчемными глиняными табличками. На таких табличках в Древнем Египте дети учились грамоте, пока, им не разрешалось писать на более дорогом материале – папирусе. И таких табличек в хранилище уже тысячи!

Но, бросив ещё раз беглый взгляд на табличку, что она держала в руках, и…

* * *

И его внимание привлекли ровные чёткие знаки. Они не были похожи на детские каракули!

К сожалению, перетаскивая таблички в мешке, женщина сильно повредила некоторые, превратив их в пыль.

– Откуда вы, уважаемая? – спросил он.

– Из Амарны, – тихо ответила женщина.

– Да?.. – удивлённо протянул он, припоминая, что уже был вблизи этого селения. – Помню, помню… Очень интересное место! У вас там и межевые стелы, и гробницы в горах! Почему их так много? В них же никого не хоронили?!

Женщина устало пожала плечами:

– Не знаю…

– Уважаемая, подождите минуточку, я что-нибудь придумаю. Но мне кажется, эти таблички не представляют особой ценности, скорее всего, это школьные тетради, – сказал он, косясь на мешок, а у самого почему-то засосало под ложечкой. В душу закралось сомнение. – Подождите!

«Надо показать их Саиду, – подумал Хасан, – Он знает древние языки и уж точно отличит историческую ценность от «хлама истории».

Хасан бегом спустился в хранилище.

– Саид. Саид, – голос звонко разносился по лабиринтам хранилища и отзывался гулким эхом.

– Что там такое? – откликнулся Саид, выходя из самой дальней комнаты.

– Глиняные таблички! Женщина принесла целый мешок! Говорит – нашла. Она из селения Тель-эль-Амарна.

– Никогда не слышал о таком, – сказал Саид, подходя ближе. Он был невысок и худощав.

– Это деревня в небольшой долине, с трех сторон окружённая горами, с четвёртой, естественно, Нилом. Горы там с провалами гробниц.

– Уф, Алла, как сказал! Как прочёл, – улыбнулся Саид.

– Да, я… я был там, – зарделся Хасан, помолчал немного и вновь затараторил. – Целый сезон вели раскопки в этих горах, вернее сказать, в гробницах, но, похоже, что в них никто так никогда и не покоился, хотя сами усыпальницы очень красивые. Таких рисунков я нигде не встречал. Они нарисованы как-то не так, как-то необычно… словно живые.… Ну, люди на них словно живые. Но сама долина ничем не приметна, там нет даже храмов или каких-то построек. Только пограничные стелы, наподобие тех, что любила ставить Хатшепсут. Только они, может, и имеют какую-то ценность. Я думаю, что женщина принесла или школьные таблички, или архив одного из номов. Жаль её, такой путь прошла!

– Ну, пойдём, дружище, посмотрим. Стелы царицы Хатшепсут что-то да значат, – сказал Саид.

– Нет, нет, там не было никаких стел Хатшепсут, их-то я хорошо знаю, – заволновался Хасан. – Я так просто сравнил те из Амарны, со стелами Хатшепсут, что стоят здесь. – И он махнул рукой в сторону, словно указывая на величественные обелиски, что возвышались над городом вот уже более трёх тысяч лет.

– Ну, ну, не суетись, – Саид похлопал его по плечу. – Идём посмотрим.

Они вышли в холл, где ждала хоть какого-то ответа уставшая путница. Руки свисали плетьми, мешок с табличками лежал на полу. Она переминалась с ноги на ногу и перебирала кисточки на стареньком платке, нервничая, что пришлось проделать такой путь из-за никчёмных табличек.

– Мир вам!

– И вам!

– Уважаемая, что заставило вас прийти?

– Я нашла вот это. – Она присела и открыла мешок, где было несколько десятков глиняных табличек, половина из которых уже напоминали простые черепки. – Их там очень много, они были в больших ящиках, но дерево уже истлело и рассохлось. Да и как бы я их принесла…

Саид наклонился, взял одну из табличек: глина гладкая, знаки очень чёткие и ровные, но ничего особенного! Обычная клинопись.

– Уважаемая, мне очень жаль, что вы проделали такой долгий путь, но я не могу у вас их купить, – говоря это, Саид посмотрел на бедную женщину, – сердце сжалось от отчаяния в её глазах. – Хорошо… я дам вам немного… вот, возьмите…

Протянул ей несколько

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: