Смелая и красивая: Николь Кидман — 50
Сегодня Николь Кидман отмечает пятидесятилетие. Ограничившись замечанием о том, что поверить в это сложно, разбираемся, как сложилась кинокарьера перфекционистки, выбирающей сложные проекты и одним своим видом возвращающей в Золотой век Голливуда.
В работе над ролью Кидман привыкла полагаться на себя. Она не боится устать или перетрудиться, но помнит и о пресловутой «химии» между артистом и режиссером. Без нее в кино, как и в жизни, никуда.
Недавно отгремевший Каннский фестиваль, где Николь Кидман представляла четыре проекта, включая второй сезон детективного сериала «Вершина озера» и три авторских фильма — «Убийство священного оленя» Йоргоса Лантимоса, «Роковое искушение» Софии Копполы и «Как разговаривать с девушками на вечеринках» Джона Кэмерона Митчелла, подарил ей звание «королевы бала»: пресса решила так еще до старта юбилейного смотра. Незадолго до этого актриса отметилась в номинациях на премии «Золотой глобус» и «Оскар» за фильм «Лев», запавший в душу ассоциации иностранной прессы и киноакадемикам. Впрочем, дальше номинаций тогда дело не пошло. В перерыве между этими событиями HBO показал мини-сериал «Большая маленькая ложь» с Кидман в одной из главных ролей.
Все это стало поводом для появления многочисленных материалов о жизни и судьбе Кидман, анализирующих ее карьеру, перечней ее лучших фильмов и воспоминаний о браке и разводе с Томом Крузом, чью славу, по мнению журналистов, ей в свое время непременно нужно было превзойти, чтобы променять статус «бывшей жены» на статус «большой звезды». Очередной такой повод — сегодняшний день, в который актрисе, кроме прочего, не миновать разговоров о том, как она выглядит в свои пятьдесят: миру глянца, моды и красоты она принадлежит ничуть не меньше, чем миру кино. Такие уж правила. Против них всегда сдержанная Николь выступать не берется, но ясно дает понять: работа — кино и недавно вернувшийся в ее жизнь театр — прежде всего.
«Большая маленькая ложь»
«Роковое искушение»
И хоть карьеру Кидман принято мерить важными вехами — съемки в последнем фильме Стенли Кубрика, знакомство и работа с Ларсом фон Триером, кабаре База Лурмана и его оглушительный успех, роль Вирджинии Вульф, принесшая «Оскар», — разгромная критика в ее адрес звучала не реже. Например, совсем не оценили в прокате комедию Норы Эфрон «Колдунья», где героиня Кидман от сцены к сцене забавно подергивала носом.
Философское отношение актрисы к неудачам говорит о ней не меньше, чем каждый новый триумф. Кидман вообще типичный трудоголик. Красной нитью через все ее интервью проходит идея о том, что на съемочной площадке нужно выкладываться максимально, предварительно вжившись в своего героя настолько, чтобы поверить самой себе. Режиссеры, с которыми она работала, от Ларса фон Триера до Ли Дэниелса, не устают говорить о храбрости актрисы и ее требовательности к себе. И эти слова, повторяемые из раза в раз, от проекта к проекту, совсем не кажутся протокольными комплиментами. В отношении Кидман к актерской работе есть кое-что от близкого ей по духу фермерства: понимание, что без тяжелого, изматывающего труда ничего не выйдет.
Выбирая новые проекты, она руководствуется принципом, которому во время съемок «С широко закрытыми глазами» ее научил Стэнли Кубрик: никогда не говорить «нет», не попробовав. Этим и объясняются обилие в ее арсенале таких разных ролей, уводящих далеко за пределы больших студийных проектов, и трудных фильмов, в работе над которыми можно испытать себя на прочность и взять новый рубеж.
«С широко закрытыми глазами»
В профессии Кидман оказалась не случайно. Росшая в Австралии, она вместо того, чтобы ехать в выходные на пляж, мчалась на занятия по актерскому мастерству. Завидная самодисциплина привела к раннему дебюту: уже в 15 Кидман появилась на австралийских экранах. Роли становились все более значительными, проекты — заметными, а взгляд назад подтверждает: перфекционизм, доверие режиссеру и желание работать были в ней всегда.
Например, в «Умереть во имя» Гаса Ван Сента, за роль в котором Кидман получила свой первый «Золотой глобус», она превращается в миловидную провинциалку Сьюзан, которая для достижения собственных целей готова пойти не на многое, а просто на все. Актриса так глубоко вжилась в этот образ, что не поверить ей невозможно: между Сьюзан и ее мечтой о карьере на телевидении лучше не вставать.
«Умереть во имя»
Точно так же сложно не проникнуться историей звезды кабаре Сатин из мюзикла База Лурмана «Мулен Руж!», в жизни которой все пошло не по плану после встречи с полунищим поэтом. Сейчас кажется, что ничем, кроме громкого успеха, съемки закончиться не могли, но на момент производства уверенности в этом не было. Неоднозначный жанр, танцующие и поющие актеры, будто перепутавшие экран с бродвейской сценой, китчевые декорации — все то, что в итоге привело к признанию, могло привести и к провалу. Кидман же, после раздумий о том, сможет ли со своей стороны справиться с задачей, все же решила рискнуть и не прогадала. А мы узнали, что с пластикой и вокалом дела у нее обстоят ничуть не хуже, чем с мастерством перевоплощений: все номера и она, и Юэн МакГрегор, другой любитель проверить себя на прочность, исполняли без помощи дублеров.
«Мулен Руж!»
Красота, так и сочащаяся с экрана в «Мулен Руж!», блекнет и исчезает в «Часах» Стивена Долдри. У героини Николь Вирджинии Вульф в запасе есть не только талант, но и депрессивное расстройство и бесконечная сигарета в руках. Каждый съемочный день, те несколько часов, что нос Кидман превращали в нос Вульф, она тратила на то, чтобы и самой ощутить себя писательницей, чьей жизнью завладел кризис. Работа над ролью, по собственному признанию актрисы, давалась ей непросто. Развод, так часто вспоминаемый прессой, она переживала тяжело и впоследствии не раз говорила в интервью, что слова, которые Вирджиния Вульф должна была произносить по сценарию, не в меньшей степени относились и к ней самой. В результате актриса получила «Оскар» за лучшую женскую роль, переборола собственный кризис и доказала, что умеет играть не только броских красавиц.
«Часы»
Говоря все в тех же интервью о том, как сильно ей хочется поработать с Ларсом фон Триером, она быстро добилась своего. Режиссер позвал ее в свой экспериментальный «Догвиль», а Кидман с блеском прошла очередное испытание, сыграв списанную Триером во многом с нее самой Грейс.
«Догвиль»
Эти несколько примеров из фильмографии актрисы можно разбавить десятками других: снимается Николь Кидман много, выбирая не коммерческие проекты, а те, в которых есть история. «Большая маленькая ложь» — мини-сериал HBO, собравший в кадре вместе с Кидман Риз Уизерспун, Лору Дерн и Шейлин Вудли, рассказывает о благополучном калифорнийском Монтерее, где несколько матерей ведут своих детей в первый класс, давая старт истории о дружбе, соперничестве и несчастьях, которых достаточно в каждой, с виду даже самой благополучной семье. По задумке режиссера Жан-Марка Валле с первой же серии о героях судят и второстепенные персонажи — другие родители, что-то заметившие, услышавшие, видевшие и теперь дающие показания. Быстро оказывается, что у каждого свое сформировавшееся мнение о главных героинях. Одна — излишне амбициозная и влезающая в каждый спор, другая — красивая, но надменная, потому что молчаливая, третья — карьеристка, а значит автоматически плохая мать, четвертая — скрытная, одинокая и совсем не обеспеченная, следовательно, не соответствующая образу города. О них судят, не зная их самих, и в этом мир сериала напоминает мир, в котором часто вынуждены жить голливудские звезды. Так что нет ничего удивительного в том, что шумным вечеринкам Николь Кидман предпочитает собственную ферму и производство домашнего джема — такого же авторского, как и фильмы с ее участием.
Образы Николь Кидман: от ведьмы до идеальной женщины
В эфире новый выпуск Style Files
— серии постов, где я анализирую типажи и образы знаменитостей. Сегодня продолжим разбор типажа Николь Кидман и посмотрим, как особенности её внешности влияют на образы и стиль её героинь на экране.
Мы с вами уже разобрались, что в облике Николь есть впечатление опасности, коварства, «ведьминские нотки», что можно приписать тонким, заостренным, «лисьим» чертам лица. И это впечатление усиливает рыжий цвет волос актрисы. Так что ничего удивительно, что в её послужном списке есть роль настоящей ведьмы.
кадр из фильма «Практическая магия»
Однако образ, который художники по костюмам выбрали для ведьмы Николь, больше напоминает лесную нимфу.
Наряды зеленых цветов, украшенные растительными принтами символисчо напоминают о лесе, о близости к природе, смягчают образ и выглядят скорее романтичными, недели говорящими об опасности.
Куда опаснее и жестче получается у Николь образ злодейки-блондинки, холодной и интеллектуальной. Здесь стилисты действуют с точностью до наоборот: меняя рыжину на блонд, природные локоны на четкую «интеллектуальную» стрижку, одевая актрису в вещи с четким силуэтом, напоминающие броню или имитирующие мужскую одежду.
Этот имидж отвергает натуральность, здесь как бы все искусственное, за счет чего и возникает неприязнь к героине.
И здесь это то, что нужно, ведь речь о главной злодейке, негативной героине.
И между этими крайностями — целый диапазон образов, где в разных пропорциях сочетаются свойственные типажу Кидман коварность и утонченность, интеллект, аристократизм и опасность.
Так, Сюзанна, главной героини «Умереть за…» / «To Die For», где Кидман демонстрирует гротескный стиль коварной куклы Барби.
Наряды героини сочетают классический силуэт с яркими цветами и игривым рисунком. Как результат, образы Сюзанны выглядят энергичными, но несколько кукольными вплоть до инфантильности.
А т.к. по сюжету Сюзанне нравится ощущать себя опасной и даже роковой женщиной, то художники по костюмам снабжают её соответствующими вещами. Крупный и яркий животный принт (намеренно контрастирующий с тонкими чертами актрисы) выглядит грубыми, создавая впечатление дешевизны и вульгарности:
Похожие приемы, но уже в абсурдно-превосходной форме использовали художники по костюмам в фильме «Paperboy», сделав из утонченной Кидман королеву пластикового трэша.
Здесь все намеренно преувеличенно, избыточно, неестественно. В этой женщине все слишком: слишком белые волосы, слишком много загара, слишком яркий макияж и накладные ресницы, слишком яркие наряды. Вульгарная интерпретация на тему той же куклы Барби. И опять же «эффект искусственности» на Николь вызывает неприязнь, впечатление, отталкивающее от героини.
Интересно, что к этому мотиву идеальной куклы [Барби] художники ко костюмам обращаются еще не один раз. Из саркастичной темволосой интеллектуалки в белокурую «куклу» превращается героиня Кидман в фильме «Степфордские жены». Резкая смена экранного имиджа символично отражает внутренние перемены героини:
Еще один образ идеальной женщины на перекрестке Бриджит Бардо и куклы Барби — Клаудия, женщина-муза в новой экранизации «Девять». В платьях с туго затянутой талией, с золотыми локонами, Николь Кидман в этой роли — золотая статуэтка, фактически «Оскар» в живом женском обличьи. В этих образах акцент сделан на изысканности, на утонченности, характерной внешности актрисы (тонкая талия, светлый золотистый колорит, акцент на гладких мерцающих фактурах). Она женщина-мечта, эфемерная и недосягаемая.
И наконец, еще одна женщина-идеал в воплощении Кидман — это Грейс Келли:
И обращаясь к стилю… В создании образов этих идеальных женщин художники используют похожие приемы: всегда светлая цветовая гамма, всегда женственный силуэт, всегда гладкие мерцающие фактуры.
И вместе с этим, акценты в каждом образе ставятся по-другому, меняя общее впечатление.
Так, в образе Клаудии аристократизм Николь Кидман дополняется чувственностью — прическа напоминает Бриджит Бардо, наряды более сексуальны, открыты.
А вот в «Степфордских женах» Кидман похожа на «правильную» голливудскую принцессу:
И наконец её принцесса Монако — идеальная картинка в стиле 50х. Нужно отметить, что в отличие от самой Грейс Келли, обладающей классическим типажом, более динамичная Николь выглядит стиснутой в рамки в части этих нарядов.
И напоследок, еще один идеальный фасад, который героиня Кидман транслирует посредством стиля:
Здесь образ идеальной женщины более современный и реалистичный и больше созвучен с типажом актрисы . Её наряды сочетают природность с аристократической изысканностью, что для типажа актрисы более гармонично.
Кстати, подробно о стиле этой героини, Селесты из «Большой маленькой лжи», я уже здесь писала.
А кто, на ваш взгляд, самый стильный персонаж Николь Кидман?
Нравятся такие посты? Тогда пишите, образ и стиль какой знаменитости вам бы хотелось здесь увидеть. И не забудте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить следующий выпуск!
Источник Александра Вайль