Здравствуйте, дорогие читатели блога «Медицина и здоровье». Вы зашли на эту страницу по простой причине: желаете узнать, как укрепить память, которая частенько подводит, особенно, если вам за 50. Статья обширная, вы найдете здесь немало полезных советов
Проблема памяти, а если точнее, ее снижения, волнует многих, особенно пенсионеров. Я знаю это не понаслышке. Редко кто из людей пожилого возраста, придя ко мне на консультацию, независимо от основной жалобы не отмечает, что у него «что-то стало» с памятью.
Многие обращаются именно по этой причине, чтобы узнать, как укрепить память и внимание. Вот я и решила, что неплохо было бы эту проблему обсудить с вами, мои дорогие читатели, тем более что я могу вам предложить вкусные рецепты, которые уже многим помогай в какой-то степени облегчить свое состояние.
Что и как человек помнит?
Удивительная это вещь — память! Некоторые слова хранятся в памяти до последнего вздоха. Глубже всего впечатано первое и главное, базовое слово «мама». Мамина улыбка, заботливые, натруженные руки — помню.
Ласковый взгляд мужа, его голос не только помню… слышу. Первая кукла, первая учительница — помню. Некоторые бессмысленные эпизоды, сцены, картинки, запахи — тоже помню. А вот то, что когда-то казалось важным — даты, знаменующие судьбоносные повороты в жизни, не вспомнить. Вылетело начисто.
Очень тонко описал эти свойства памяти А.П. Чехов.
«Бывает так, что на горизонте мелькнут журавли. Слабый ветер донесет их жалобный крик, а через минуту, с какой жадностью ни вглядывайся в синюю даль, не увидишь ни точки, не услышишь ни звука, — так точно и люди с их лицами и речами мелькают в жизни и утопают в нашем прошлом, не оставляя ничего больше, кроме ничтожных следов памяти».
Многим, особенно тем, кому за 50, очень свойственно нарушение так называемой краткосрочной памяти — на текущие, бывшие недавно и предстоящие события. Человек не помнит не только название фильма, который смотрел вчера по ТВ, но и сюжет, не может припомнить, кому надо позвонить по телефону, в нужный момент забывает номер своего телефона.
Пожилые люди на приеме у врача всегда спрашивают: «Как укрепить память и внимание?»
А кто из нас не испытал леденящего душу холода, когда, выйдя из дома и оказавшись на значительном от него расстоянии, вдруг возникают сомнения: а закрыл ли дверь на ключ, а выключил ли утюг или газ?
И самое страшное, что иногда действительно забыл. Не зря говорится, что память стариков подобна письменам на песке в отличие от памяти детей, которая подобна письменам на камне.
Практикуйте медитацию и правильное дыхание
Медитацию в наши дни активно пропагандируют как панацею от различных напастей. Она действительно способна принести вам реальную пользу и удовольствие.
Во-первых, медитация может ускорить частоту сердечных сокращений, тем самым увеличить приток крови к мозгу и обогатить его кислородом. Во-вторых, такая практика поможет вам расслабиться и сосредоточиться, что на удивление благотворно влияет на умственные способности и на общее самочувствие.
Большинство медитативных техник включает глубокое дыхание, которое также способствует улучшению памяти и снятию стресса. Всего за несколько минут в день вы улучшите собственное состояние здоровья, обретёте позитивный настрой и почувствуете себя более энергично. Кроме того, это бесплатно.
Анекдот на тему ухудшения краткосрочной памяти
Две подружки, которым было уже за 80 лет, решили навестить свою приятельницу. Назовем ее Татьяной. У Татьяны, как и у подружек, были проблемы с памятью. Поэтому она перед приходом гостей написала себе записку: «Не забыть предложить гостям чаю»,— и положила эту записку на кухонном столе. Когда выпили чай, Татьяна, выйдя в кухню, чтобы помыть чашки, увидела свою записку.
Снова заварила чай и угостила подружек. Войдя в кухню, опять увидела записку и снова заварила чай. Опять выпили. Наконец гостьи попрощались, поблагодарили и пошли по домам. А по дороге одна говорит другой: «Надо же, Татьяна нас даже чаем не угостила!», на что другая ей отвечает: «А разве мы у нее были?».
Как говорил М. Ю. Лермонтов: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».
Нарушение краткосрочной памяти или забывчивость часто сопровождается дефицитом внимания: человеку трудно сосредоточиться, несмотря на то, что он старается все внимательно выслушать и запомнить. Про таких людей говорят: «Смотрит и невидим, слушает и не слышит*. Как укрепить память таким людям?
Им трудно выполнять задания, с которыми они раньше справлялись играючи. А уж если появляется какое-либо дополнительное дело или, не дай Бог, несколько, то это становится просто невыполнимой задачей.
Понятно, что часто такие расстройства сопровождаются эмоциональными нарушениями, повышенной раздражительностью, тревожностью, страхами, а у некоторых даже агрессивностью. В результате у человека может развиться депрессия.
С другой стороны, события давно минувших лет люди пожилого возраста помнят отлично. Это долгосрочная память. Бабушка не помнит своего адреса, зато отлично, до мельчайших деталей может описать свое свадебное платье.
Особенно охотно пожилые люди делятся воспоминаниями прошлых лет, если они приятные. Порою кое-что приукрашивается. Ведь любому хочется, чтобы жизнь его выглядела красивее. Вот и в прошлом она представляется лучше, чем была на самом деле.
Для пожилого человека экскурсия в Свое прошлое — это не просто воспоминания. Это бальзам, лекарство, и не только для души. «Как путнику мираж мерещится в пустыне, так память о былом — отрада старикам», — писал французский поэт XIX века Беранже.
А многие ли из нас столь великодушны, чтобы отбросить в сторону хотя бы на полчаса дела, которым нет конца, и выслушать, пусть даже в сотый раз, воспоминания близких и дорогих нам людей?
А затем обсудить, удивиться, похвалить и отложить в сундучок своей долговременной памяти — в память сердца на всю жизнь. Ведь это так нетрудно для нас и так важно для рассказчика.
Положительные эмоции — это один из 3 китов, на котором держится наше здоровье — и старых, и молодых, и маленьких.
Не надо «слепнуть» и «менять ориентацию»
Также доказано, что на самом деле не работают такие популярные способы «подзарядки» памяти.
«Ослепнуть», то есть время от времени делать привычные действия с закрытыми глазами. Например, разбирать что-то на столе, есть, чистить зубы или передвигаться по квартире. Наш эксперт невролог Анна Горенкова считает, в результате этого упражнения вы скорее всего получите «встряску для мозга» в виде здоровенной шишки, когда налетите сослепу на шкаф. Память же от этого точно не улучшится. Внезапное «лишение» какого-то органа чувств вгоняет мозг в очень дискомфортное состояние (даже если это игра), начинают активно вырабатываться гормоны стресса — кортизол и ацетилхолин, которые, не улучшают работу мозга, а напротив, ее тормозят.
Также никакой особой пользы не приносит «смена ориентации». В смысле — правшам становиться на время левшами, а левшам правшами. И обычные бытовые действия делать не «ведущей» рукой (набирать номер телефона, переключать пульт, гладить белье). Раньше считалось, что это укрепляет нейронные связи между левым и правым полушариями мозга. Но последние исследования Сиднейского Универститета показали, что это бесполезно и, напротив, путает мозг. Правшами и левшами мы рождаемся, это заложено генетически (за исключением случаев, когда человек вынужден менять «ведущую» руку из-за травмы, например).
— Помните, в советской школе было популярно, а потом признано провальным и очень вредным переучивание в школах левшей на правшей, — говорит наш эксперт Анна Горенкова. — Есть данные, что «переученные» дети хуже усваивали информацию, хуже справлялись с заданиями на логику и пространственное мышление, были более раздражительными и подверженными стрессам по сравнению с «непереученными» левшами.
Способы улучшения памяти и внимания
Можно ли сохранить хорошую память на всю жизнь и можно ли восстановить или хотя бы значительно улучшить, если она начала подводить? На протяжении многих десятилетий считалось, что у человека, особенно в пожилом возрасте, отмирает около 100 тысяч нейронов в год, чем и объяснялось то, что мы забываем многие события нашей жизни.
Отсюда родилась популярная в народе фраза: «Нервные клетки не восстанавливаются». В действительности, как показали современные исследования, здоровые нейроны не отмирают, и их работоспособность надо и можно восстанавливать.
Дело в том, что некоторые нервные клетки «впадают в спячку», сохраняя при этом накопленные знания и опыт. Чем больше такие клетки не работают, тем труднее восстановить их жизнедеятельность.
Снижение памяти неизбежно в первую очередь для тех, кто ведет «серый образ жизни», не удовлетворен ее качеством.
«Одна треть пожилых людей сохраняют поразительную память до последних дней своей жизни и ни в чем не уступают молодым. У большинства отмечается некоторое снижение функции памяти. И только 12% пожилых людей отмечают выраженное ухудшение работы мозга»
Но годы в этом не виноваты. Великие люди древности знали, как укрепить память. Древнегреческий драматург Софокл написал свои наиболее известные произведения, перешагнув 80-летний рубеж.
Расцвет творческой жизни композитора Гайдна наступил после 60 лет. И в жизни каждого человека наверняка найдется знакомый или близкий, который, несмотря на возраст, обладает отличной памятью.
Моя свекровь в возрасте 72 лет не имела записной книжки, все номера, имена, адреса, как старые, так и новые, помнила наизусть. Мама одного моего знакомого, занимающего ответственную должность, в возрасте 89 лет является его внештатным личным секретарем.
Каждый вечер она ему отчитывается о том, кто звонил, о чем говорил, напоминает, когда и куда надо ему пойти, с кем встретиться.
Немаловажно, что обе эти женщины, несмотря на возраст и болезни, следили за своей внешностью, независимо от того, находятся ли дома, где их никто, кроме своих, не видит, или куда-то выходят. Обе они постоянно читали, интересовались событиями в стране, любили детей своих и внуков. Одним словом, имели цель и интерес к жизни.
Любовь к жизни, как правило, взаимна. Уважайте свой организм, прислушивайтесь к нему, не травите его всякой гадостью — и он будет служить вам верой и правдой долгие годы.
Вы никогда не задумывались, почему такое большое количество долгожителей на Кавказе? Потому что там, с одной стороны, люди старшего поколения пользуются особым почтением и уважением. С ними считаются, советуются, окружают теплотой и вниманием.
Там к старости относятся не как к времени угасания, а как к периоду житейской мудрости, духовной высоты и богатого жизненного опыта. С другой стороны, такое отношение обязывает старого человека постоянно работать над собой как в умственном, так и в физическом плане, что позволяет преодолеть возрастные трудности и сохранить оптимизм, самоуважение и достоинство до последних дней.
Узнавайте что-то новое
Память, как автомобиль: если вы её не используете, то вы её теряете.
Чтобы улучшить память и сохранить производительность мозга, как можно чаще узнавайте что-то новое. Нет рецепта долголетия, но для всех долгожителей характерна общая черта (кроме здорового питания): они постоянно используют свой ум. Выучите новый танец, новый язык, новую игру. При этом вы ещё и обретёте новых друзей, а общительность также очень важна, но об этом чуть позже.
Как укрепить память и внимание в домашних условиях народными средствами
- Итак, первая мера профилактики — не терять интерес к жизни, «быть вечным студентом».
Для того чтобы память была лучшей, ее надо тренировать, как мышцы. Не случайно раньше в школе была зубрежка. Все ее критиковали и в конце концов ликвидировали. А вместе с ней выплеснули на помойку хороший тренажер памяти. Очень полезно заучивать иностранные слова, учить стихи, песни. Чем больше надо будет запоминать, тем лучше, будет с памятью.
- Затем идея умственная и физическая активность.
Великий немецкий поэт Гете отмечал, что в старости нужно гораздо больше работать головой, чем в молодости. Почему многие быстро стареют, выходя на пенсию? Они выпадают из дисциплинарного круга социальной деятельности, когда надо рано встать, привести себя в порядок, поехать, а еще лучше — пойти на службу быстрым шагом (если это недалеко от дома), общаться с сотрудниками, принимать какие-то решения, выполнять поставленные задачи.
А выйдя на пенсию, ничего этого делать уже не надо. Наконец-то можно «отдохнуть и душой, и телом». Вот этот отдых-безделье, а не физический и умственный труд губит людей, снижает здоровье и продолжительность жизни.
Много ли найдется таких людей, которые, несмотря на то, что уже не надо торопиться утром на работу, заставят себя встать пораньше, «навести красоту и здоровье на лицо» и поторопиться выйти на воздух, чтобы быстрым шагом пройтись, повторяя про себя или заучивая на ходу куплеты песен, стихов, иностранных слов?
Думаю, что большинство предпочтет подольше понежиться в теплой постели и вместо заучивания чего-то нового посмотреть ТВ. Причины («уважительные») всегда найдутся — плохой сон, глаза уже не так хорошо видят, суставы «поскрипывают», настроение плохое, голова тяжелая…
- Ухудшают нашу память усталость и стрессы. Поэтому отдых на природе, вообще смена обстановки оказывают положительное воздействие на механизмы нашей памяти.
- И, наконец, правильное питание.
Продукты, улучшающие работу головного мозга
Можно ли с его помощью улучшить свою память? Французский ученый Даниель Парро утверждает, что наш мозг страдает от некачественной еды не меньше, чем желудок. Нашему мозгу нужна полноценная, сбалансированная еда.
Белки животного происхождения содержат все аминокислоты, в том числе те, которые организм сам не синтезирует. Вот почему нужно съедать в сутки хотя бы небольшое количество мяса или рыбы.
Белки содержатся также и в продуктах растительного происхождения, но набор аминокислот у них неполный. Поэтому вегетарианцам для укрепления памяти необходима сбалансированная диета. Больше всего белков в орехах, злаковых и бобовых, гречихе, рисе, чечевице, красной и белой фасоли.
Углеводы расщепляются в желудочно-кишечном тракте до простых сахаров. Они бывают медленные и быстрые. Медленные нужны организму постоянно. Они являются топливом для нейронов. Мы получаем их из макаронных изделий, хлеба, картофеля, некоторых фруктов.
Быстрые углеводы (сахар, конфеты, пирожное, мороженое) мгновенно насыщают ткани глюкозой, которая так же быстро и сгорает, если нет поступления новых порций.
Возникает гипогликемия (уменьшение содержания сахара в крови ниже 70-80 мг%), которая проявляется усталостью, головокружением, нарушением памяти, головной болью. Поэтому от них по возможности лучше отказываться или употреблять в ограниченном количестве. Исключением являются сладкие фрукты.
Из жиров (липидов), содержащих ненасыщенные жирные кислоты, состоит одна треть структуры головного мозга. Если в организме имеется их дефицит или они некачественны, возникают провалы в памяти.
Кроме того, они способствуют уменьшению вязкости крови, улучшению кровообращения, в том числе и мозгового, увеличению притока питательных веществ к клеткам головного мозга. Достаточно ненасыщенных жирных кислот содержится в рыбьем жире, растительных маслах (льняное, оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое, рапсовое).
Благотворное воздействие на память оказывают продукты, содержащие фосфор и йод, — рыба, креветки, морская капуста, водоросли. Блюда из морепродуктов должны быть на столе минимум 3 раза в неделю, а лучше — каждый день.
Жирную рыбу благородных пород (лососевые, тунец, скумбрия и т. д.) следует отваривать. В брюшко можно положить тархун, укроп, розмарин, чеснок. Затем остудить и полить лимонным соком.
Бульон рыбный очень полезен. В нем содержатся биоактивные вещества, в том числе и желатин, который разжижает кровь и, нормализуя кровообращение, способствует улучшению памяти. Поэтому бульон надо использовать либо для супа, либо для студня.
Финики благодаря высокому содержанию микроэлементов, витаминов группы А и В помогают восстановить силы и повысить работоспособность. Кроме того, они содержат дофамин — вещество, активизирующее мыслительные процессы.
Курага — настоящий кладезь полезных для сосудов головного мозга веществ: фосфора, калия, магния. Для улучшения памяти рекомендуется съедать 50 г сушеных абрикосов в день.
Еще древние медики утверждали, что употребление изюма в пищу способствует подавлению гнева. Современные исследования показывают, что изюм защищает нервные клетки от истощения и способен активизировать работу памяти.
Грецкий орех врачи называют «праздником для мозга». Такое определение не случайно — в орехах содержится лецитин, помогающий лучше усваивать информацию, и селен, улучшающий память. Если давать ребенку каждый день горсть орехов, от рассеянности не останется и следа, а новый материал на уроках будет легко запоминаться.
Пасты для улучшения памяти
- Это блюдо поможет улучшить не только память, но и поддержать сердце, сосуды, нормализовать работу желудочно-кишечного тракта, поднять уровень гемоглобина больным с железодефицитной анемией.
Смешать пропущенные через мясорубку курагу, изюм и грецкий орех в равных количествах. Ежедневно надо съедать несколько ложек этой смеси.
- А этой пастой хорошо заправлять бульон из курицы, рыбы и мяса.
Ею можно не только украшать бульоны, но и есть как отдельное блюдо или намазывать на хлеб. Можно использовать как соус к вареным яйцам, содержащим лецитин, который улучшает деятельность мозга.
Тыквенные семечки (200 г), грецкие орехи (200 г), сельдерей (2 средних пучка), чеснок (2 средние головки) — провернуть через мясорубку либо измельчить в блендере. Добавить по вкусу специи (имбирь, куркума, тмин, шафран, базилик, чабрец, хмели-сунели), морскую соль, сок лимона по вкусу (приблизительно от одного большого). Можно присовокупить еще кедровые орешки, не измельчая. Пасту держать в холодильнике. Рецепты двух блюд, которые хороши для завтрака.
- Замочить на ночь зерна цельной пшеницы. Утром про» и варить на небольшом огне до размягчения. Перед концом варки посолить. Добавить изюм, измельченные грецки орехи и мед по вкусу.
- Прорастить или купить пророщенные семена пшеницы овса, гороха, фасоли. Посолить, полить растительным мае лом и лимонным соком, добавить лимонную цедру.
Настойка из ядер грецкого ореха
- Измельчить 15-20 ядер грецких орехов, залить 0,5 л водки и настаивать в теплом светлом месте 14 дней, процедить, разлить по бутылкам и поставить в холодильник.
Интеллектуальные игры не спасают
Принято думать, что продлить молодость мозга и память лучше всего помогают интеллектуальные упражнения, например, разгадывание кроссвордов или игра в шахматы. Однако же, как утверждают ученые из Эдинбургского университета, это не совсем так. После 60 лет именно физические упражнения, а не умственные, помогут остановить усыхание мозга и отдалить проявления признаков старения. Рузультаты исследования опубликованы в очень уважаемом медицинском журнале «Neurology». Данные томографического обследования 638 человек пенсионного возраста показали: у тех, кто активно занимался физкультурой на протяжении трех лет, объем мозга уменьшался медленнее.
Причем упражнения не должны быть изнурительными и соответствовать возрасту, то есть щадить сердце и суставы. Достаточно каждый день проходить пешком по 2-3 километра и делать по утрам небольшой комплекс физкультуры (с упором на плавные аэробные упражнения — то есть связанные с тренировкой дыхания — и укрепление мышц).
А вот обследования тех, кто не занимался физкультурой, предпочитая лишь «пищу для ума», показали: только лишь интеллектуальная подзарядка, увы, не замедляет темпов усыхания мозга.
«Что с тобой произошло?»
Существует прекрасная игра для работы памяти и работы мозга детям. Называется она «Что с тобой произошло?». Для неё не понадобится каких-либо карточек, ручек и прочих канцелярских принадлежностей. В неё можно играть прямо по дороге от садика до дома.
Следует задавать малышу простые вопросы: «Что ты ел в саду?», «Какие были занятия?», «Назови имя воспитателя?», «Во что была одета девочка Маша?», «Какую игрушку принёс с собой мальчик Гриша?».
Такие занятия нужно проводить ежедневно. Они одновременно улучшают память и речь малыша. Сначала, вероятнее всего, рассказы будут сбивчивыми, постепенно они будут становиться объёмными и интересными.
Какие упражнения, развивающие память, можно использовать для детей разных возрастов?
Развитие памяти происходит по-разному на различных этапах роста и взросления ребенка, и потому нуждаются в различных вспомогательных упражнениях. Рассмотрим основные способы тренировать память для нескольких возрастных групп.
До 1 года
Казалось бы, как можно развивать память у таких несмышленых малышей? Оказывается, очень даже можно и нужно. Это упражнения, которые многие родители выполняют интуитивно. Так, например, даже грудничкам не помешает рассказывать о различных предметах и их свойствах. Это может быть кошечка, которая говорит «мяу», телефон, по которому можно говорить с бабушкой и дедушкой, стол, имеющий форму круга, и так далее.
С ребенком в возрасте 7-8 месяцев уже можно «читать» книжки с картинками, рассказывая ему о том, что изображено на их страницах. Можно просить их найти спрятанные предметы (только прятать их нужно совсем недалеко и буквально на виду у малыша), играть в пальчиковые игры. Все это заложит основы для становления и развития хорошей памяти на последующих этапах взросления ребенка.
От 1 года до 3 лет
В это время вам стоит по-максимуму рассказывать ребенку об окружающих его предметах и явлениях, объяснять смысл различных слов, обсуждать с ним события просмотренных мультфильмов, и даже разучивать несложные стишки.
Также в это время можно начинать играть в более серьезные игры на запоминание. Например, вы можете показывать ребенку картинку, убирать ее, а затем просить малыша вспомнить, что на ней было нарисовано. Можете выкладывать перед ним 3-4 предмета, затем убирать один из них или менять их месторасположение (естественно, предварительно сказав ребенку отвернуться), после чего просить его рассказать, что изменилось.
От 3 до 6 лет
Малыши дошкольного возраста – ребята серьезные, и с ними можно проводить еще более сложные тренировки и игры. Например, вы можете просить их запомнить определенные последовательности слов и воспроизвести их. Чтобы сделать задание более увлекательным и научить малыша запоминанию по ассоциациям, можете последовательно показывать ему какие-либо предметы, затем спрятать их все и попросить восстановить очередность увиденного.
Очень полезным будет и простое упражнение с воспроизведением всех тематических слов. Тема может быть любой: продукты, животные, погода и так далее. Чтобы тренировка была интереснее, можете устроить своеобразное соревнование по количеству вспомненных слов, и периодически его повторять. Это простимулирует ребенка активнее запоминать новую информацию.
От 6 до 9-10 лет
Это, по сути, последний этап, на протяжении которого можно улучшить память школьника одновременно с ее развитием, а не по его завершении. Постарайтесь не упустить эту возможность, ибо впоследствии память вашего ребенка будет откликаться на попытки ее развития уже гораздо менее активно.
Дети младшего школьного возраста от конкретных предметов и тематической лексики могут переходить к числам и абстракциям. И это очень важный аспект развития их мыслительных способностей. Суть упражнений остается той же: это запоминание последовательности каких-то элементов, попытки вспомнить все подходящие слова для какой-либо ситуации (вместо определенной темы вы можете, например, просить школьника подобрать подходящие эпитеты для называемых вами существительных). Только эти элементы уже могут быть числами, а, например, эпитеты – разнообразными, а не только описывающими цвет и форму предметов.
Найти предмет
Расположите на столе предметы, например, ручку, чашку, ложку и т. д. Пусть ребенок посмотрит на расположение, а затем отвернется. А вы тем временем уберите один предмет. И когда малыш повернется, спросите, чего не хватает на столе.
Можно проделать такой тренинг с его игрушками. Расположите их в ряд: медведь, собака, машинка или кукла…Приблизительно около 10-15 игрушек. А затем одну игрушку спрячьте. А когда ребенок повернется, задайте ему вопрос, какой игрушки не хватает и где она располагалась. И если он ответит правильно, попросите найти ее.
Заучить стихотворение наизусть
Возьмите, например, стишок «Наша Таня громко плачет». Прочтите ребенку первую строчку сами, а затем попросите повторить. Когда ребенок повторил, попросите его показать жестами или мимикой «что же делала эта Таня или как она это делала». Во-первых, так быстрей запоминается, а во-вторых, если он забудет, то жест или мимика поможет ему вспомнить.
Кстати, зарифмовать можно буквально все: таблицу умножения, правила грамматики, какую-нибудь информацию о животных и т. д. Таким образом, ребенок будет не только тренировать свою память, но и получать полезную и нужную информацию.