14 вещей и аксессуаров, которые в моде всегда.


Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.

Статью следует согласно стилистическим правилам Википедии.

Франческо Ренальди — Индианка с кальяном (1789). Женщина в Дакке, одетая в бенгальский муслин
Изучение истории одежды и текстиля

отслеживает появление и использование текстиля и других материалов. Изучение истории текстиля также помогает отслеживать развитие технологий изготовления одежды в течение человеческой истории. Ношение одежды является исключительно человеческой характеристикой и является особенностью большинства человеческих обществ. Неизвестно, когда люди начали носить одежду, но антропологи считают, что шкуры животных и растительность были использованы как защита от холода, тепла и дождя, особенно когда люди мигрировали в новый климат. Одежда и текстиль были важны в истории человечества, они показывают, какие материалы были доступны в разных цивилизациях в разное время и какие технологии были использованы для их создания. Социальная значимость готового продукта отражает их культуру.

Волокна можно валять, получая готовый материал или прясть, получая пряжу, которую можно использовать в вязании или плетении для получения ткани. Подобная ткань обнаружена на Ближнем Востоке во время позднего каменного века[1]. С древних времен и по сегодняшний день, методы текстильного производства постоянно развиваются и выбор доступных текстильных изделий повлиял на то, как люди одевались и украшали своё окружение[2].

Для изучения одежды и текстиля используют материальные останки, обнаруженные с помощью археологии. Изготовление различного текстиля и процесс его производства широко запечатлён в искусстве, что также помогает в изучении. Существуют документы, касающиеся изготовления, приобретения, использования и торговли тканями, инструментами и готовой одеждой. Изучение истории текстиля, особенно её ранних стадий, является частью исследований в области материальной культуры.

Содержание

  • 1 Первое использование одежды 1.1 Каменный век
  • 2 Древние цивилизации
      2.1 Древний Египет
  • 2.2 Древняя Месопотамия
  • 2.3 Античный мир
  • 2.4 Древний Китай
  • 2.5 Железный век в Европе
  • 3 Средневековье
      3.1 Византия
  • 3.2 Раннее средневековье
  • 3.3 Высокое Средневековье и расцвет моды
  • 3.4 Доколониальные цивилизации
  • 4 Эпоха Возрождения
      4.1 1450-е
  • 4.2 1470-е
  • 5 Раннее Новое время
      5.1 1525
  • 5.2 1540-е
  • 5.3 1580-е
  • 5.4 1630-е
  • 6 XVIII век
  • 7 XIX век
      7.1 1800-е
  • 7.2 1820-е — 1830-е
  • 7.3 1840-е — 1850-е
  • 7.4 1860-е
  • 7.5 1880-е
  • 7.6 1890-е
  • 8 XX век
      8.1 1900-е
  • 8.2 1910-е
  • 8.3 1920-е
  • 8.4 1930-е
  • 8.5 1940-е
  • 8.6 1950-е
  • 8.7 1960-е
  • 8.8 1970-е
  • 8.9 1980-е
  • 8.10 1990-е
  • 9 XXI век
      9.1 2000-е
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки
  • 12 Примечания
  • Первое использование одежды

    Существуют доказательства того, что впервые люди начали носить одежду ещё 100 000—500 000 лет назад[3].

    Генетический анализ нательной вши, которая живёт в одежде человека, показывает, что она отделилась от головной вши около 170 000 лет назад, что подтверждает теорию о том, что люди начали носить одежду примерно в это время[4].

    Использование швейных игл датировано по меньшей мере 50 000 лет (Денисова пещера, Сибирь). Самая старая (60 000 лет) игла (стержень и ушко отсутствуют) найдена в пещере Сибуду, Южная Африка. Другие ранние примеры игл, датированные 41 000-15 000 лет назад, были найдены в нескольких местах, например, Словения, Россия, Китай, Испания и Франция.

    Самая ранняя находка окрашенных льняных волокон датируется возрастом 36000 лет и была найдена в доисторической пещере в Грузии[5].

    Каменный век

    См. также: Этци § Одежда и обувь

    В Европе надолго похолодало: прошли времена господства мягкого тропического климата, когда люди думали скорее об украшениях, чем об одежде.

    Слонов, носорогов и бегемотов сменили северные олени, медведи и львы, чей мех и шкуры, сшитые с помощью сухожилий и волос, успешно играют роль теплой одежды: звериные лапы стали бретелями, а спинки с хвостами — юбками. Мужчины одевались скромней женщин, у одежды мужчин не было бретелек — они перевязывали шкуры животных через правое плечо.

    Украшениями служат клыки и кости животных, камни, янтарь.

    Древние цивилизации

    Нахт в схенти, его жена Тауи в каласирисе с накидкой и ожерельем усех сжимает менат. Гробница TT52, XV век до н. э.

    Древний Египет

    Основная статья: Костюм Древнего Египта

    Производство льняных тканей в Древнем Египте относится к 5500 году до н. э. Культивация и одомашнивание льна, возможно, импортируемого из Леванта, документируется 6000 годом до н. э. Волокна тростника, пальм и папируса использовались отдельно или вместе со льном для изготовления верёвок и других видов тканей. Данные о производстве шерсти в Египте в этот период скудны. Традиционной одеждой мужчин была набедренная повязка схенти

    , женщин — платье на широких бретельках
    калазирис
    . За свою продолжительную историю костюм древних египтян менялся незначительно, дополнялся накидками и аксессуарами, отвечая запросам общества и климатическим изменениям[6].

    Старейшее из известных сегодня платьев (англ.Tarkhan dress

    ) найдено в египетском Тархане в 1913 году и датируется 3482 — 3102 годами до н. э.[7][8].

    Древняя Месопотамия

    Основная статья: Костюм Древней Месопотамии

    Античный мир

    Основные статьи: Костюм Древней Греции

    и
    Мода в Древнем Риме
    Греки носили прямоугольные куски шерстяной или льняной ткани, закрепляя их на плечах двумя застежками-фибулами, а на поясе — ремнём.

    Женщины заворачивались в пеплос — отрез плотной ткани два метра длиной и полтора шириной. Хитоны — одеяния, меньшие по размеру и более лёгкие. Хитоны до колен служили для юношей нижней рубашкой. Надеваемый сверху короткий плащ, который застёгивали пряжкой на одном плече, назывался хламида. Другой вид плаща — гиматий — мог служить и ночным покрывалом.

    Этруски переделали греческий плащ, выкраивая его в форме вытянутого полукруга. Это — будущая римская тога. Очень большая — до семи метров, — она была так тяжела, что требовалась помощь, чтобы в неё задрапироваться. Закон гласил: должностные лица носят тоги белого цвета, полководцы-победители — пурпурные или золотые. Женщины выбирали на свой вкус.

    Древний Китай

    Дамы, делающие шёлк
    , картина XII века, художник Император Хуэй-цзун (ремейк оригинала сделан художником VIII века Чжан Сюань), иллюстрирует производство шёлковой ткани в Китае.

    См. также: Великий шёлковый путь

    Ранние свидетельства производства шёлка в Китае найдены в местах культуры Яншао в Ся, Шаньси. Об этом свидетельствует разрезанный кокон тутового шелкопряда, датирующийся 5000 — 3000 годами до н. э. Фрагменты примитивных ткацких станков примерно 4000 года до н. э. обнаружены в местах существования культуры Хэмуду в Юйяо. Обрывки шёлка 2700 года до н. э.найдены на месте культуры Лянчжу в Цяншаньяне, Хучжоу, Чжэцзян[9][10].

    Железный век в Европе

    Железный век в целом определяется как период с конца бронзового века (ок. 1200 год до н. э.) до начала Средневековья (500 год н. э.). Об одежде народов Европы этого периода можно судить благодаря сохранившимся захоронениям. Изученные предметы одежды на территории современной Дании указывают на шерстяные платья, туники и юбки[11]. Такая одежда оставалась бесформенной и закреплялась на фигуре кожаными ремнями, металлическими брошками или булавками. Одежда иногда расшивалась контрастными узорами часто по краям. Мужчины носили штаны, обёрнутыми на икрах отрезами ткани. Согревались люди шерстяными накидками и шкурами животных, которые, вероятно, носили мехом внутрь. Также надевали шапки из шкур мехом внутрь. Волосы заплетали в косы или делали сьевские узлы[12].

    Противоречия в развитии моды

    Из всего этого можно сделать вывод, что одежда способна не только сказать многое о человеке и его эпохе, но и раскрыть его самые потаенные мысли.

    Странное противоречие: с одной стороны, одежда отражает индивидуальность человека, его мировоззрения и культуру, но с другой, она является частью моды, которая вызывает общий инстинкт к подражанию. А всякое подражание, по мнению психологов, выступает частью самозащиты, нормальным рефлексом стадных существ, так или иначе напоминающих человеческое общество. Однако именно это противоречие, выражающее подражание, и выступает основной предпосылкой к развитию моды, ведь все происходящие в тенденциях моды трансформации и есть, по сути, слияние противоречий.

    Приспосабливаясь к окружающему миру, люди не только полностью следуют за модой, но и всячески стараются выделиться, осуществить самостилизацию, тем самым расширив мнение о своём внутреннем мире. Сегодня существуют все необходимые условия для того, чтобы выделиться и подчеркнуть свою индивидуальность.

    Средневековье

    Юстиниан I со своим двором. Мозаика в Сан-Витале (Италия)

    Византия

    Основная статья: Византийский светский костюм

    См. также: Византийский шёлк

    Византийский костюм отличает особая роскошь. Античная тога превратилась в плащ из золотой ткани, который надевают поверх туник, расшитых узорами и жемчугом. У женщин длинная вуаль покрывает голову, в прическах используются драгоценности. Узкие мужские брюки украшены россыпью цветов.

    Раннее средневековье

    Европейцы одеты в облегающие туники и штаны брэ, шлемы и кольчуги, поскольку хорошо умели обрабатывать металл. Готы, германцы, бургунды не знают себе равных в искусстве украшения металла чеканкой, эмалями и инкрустациями.

    Высокое Средневековье и расцвет моды

    См. также: Европейская мода XII века

    Одежда в Европе XII и XIII веков оставалась простой и однообразной как для мужчин, так и для женщин. Традиционное сочетание короткой туники со штанами для мужчин рабочего класса и длинной туники с верхней одеждой для женщин и мужчин высшего класса сохранилось. Одеяние простых жителей за 300—400 лет практически не изменилось[13]. В XIII веке проявился большой прогресс в окрашивании и обработке шерсти, которая шла на верхнюю одежду. Из льняных тканей шили одежду, прилегающую к телу.

    Рогир ван дер Вейден, иллюстрация из «Хроники Эно (нидерл.)» (1447)

    Крестоносцы принесли в Западную Европу из Леванта информацию о тамошних изысканных тканях и шёлке. В Северной Европе шёлк был импортным и считался очень дорогой роскошью[14]. Состоятельные люди могли позволить себе парчу из Италии или ещё дальше. Модный итальянский шёлк украшен узорами кругов и животных и покупался в османской Бурсе, куда привозился из Китая династии Юань по Шёлковому пути[15].

    Рукава женских платьев котт должны быть такими узкими, что каждый раз после надевания их нужно зашивать.

    Церковь требует, чтобы евреи носили отличительный предмет одежды — жёлтый остроконечный колпак.

    Середина XIV века знаменует собой появление «моды» в Европе[16]. С этого периода европейская мода значительно меняется и приобретает яркие отличительные черты от других цивилизаций и периодов[17]. Появляется более приталенный крой по фигуре, дополненный шнуровками и пуговицами[18]. Для мужчин в моду вошла одежда mi-parti

    , сшитая из двух контрастных тканей[19].

    Популярной обувью XIV—XV веков, занесённой с Востока[20], была кракове

    (или
    пулены
    ) с длинными узкими носками. Чем длиннее носок был у ботинка, тем богаче и знатнее считался его хозяин. Порою длина носка достигала таких размеров, что его приходилось подвязывать, чтобы он не мешался при ходьбе[21].

    1350-е

    Крестьяне освобождаются от сеньоров. Ремесленники и торговцы в городах образуют экономические группы — цеха, гильдии. В Италии и Франции у художников и поэтов новая цель: поиски красоты.

    Мужчины носят короткие костюмы. Одежду отныне подгоняют по фигуре шнуровкой.

    Появляются экстравагантные шляпы. Женщины создают конструкции из ткани, подкладывая под неё конусы или подушечки и закрепляя их длинными шпильками.

    Церковь рассматривает такие шляпы «с рогами» как дьявольский знак. Дети кричат вслед женщинам, одетым подобным образом, «au hennin!». С тех пор слово «геннин» означает высокий женский головной убор.

    Доколониальные цивилизации

    Основные статьи: Одежда ацтеков

    и
    Костюм майя

    Эпоха Возрождения

    Ян Ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини
    » (1434). Национальная галерея, Лондон

    Основная статья: Костюм эпохи Позднего Средневековья (Франция)

    Шерсть оставалась самой популярной тканью для всех классов, за ней следовали лён и конопля[15].

    1450-е

    Франция заканчивает Столетнюю войну, Англия — начинает войну Алой и Белой Розы. В Италии — эпоха Ренессанса: дамы говорят на древней латыни, возрождается просвещение. В Тоскане прядут шёлк. Для праздников создаётся «необычная» одежда. Женщины носят длинный расшитый упелянд с волочащимся шлейфом, под ним облегающий котт — нижнее платье. Верх мужских шапочек обматывают шарфом, конец которого спускается на верхнюю одежду. Встречаются короткие кафтаны турецкого происхождения.

    1470-е

    В Венеции лодочники-гондольеры украшают свои шапки-боннэ перьями страуса или павлина, носят пёстрые штаны. На головах венецианок приколоты шиньоны — накладные волосы, в руках — придуманные ими носовые платки. Члены Совета носят мантии — длинные одеяния, прямые и со складками. Здесь торговля шелком с Азией никогда не прекращалась. Теперь триумфальный успех среди венецианских ремесленников имеет бархат.

    Изобрели книгопечатание: прежде всего печатают Библию, но скоро появятся и модные гравюры.

    Женщины сбривают волосы надо лбом и придают большое значение убранству головы. Тонкие шарфы обвязаны вокруг высоких шиньонов, нежная ткань уложена конусом на лёгком каркасе из латуни, покрывала из чёрного бархата обрамляют лицо, подчеркивая его томную бледность. Вырезы-декольте становятся все глубже.

    При дворе Кастилии королева Жанна Португальская желает скрыть свою беременность — ведь она беременна не от супруга. Она вводит в моду юбку-каркас с ободами из незрелого тростника — вердуго, которая затем станет французскими вертюгалями и фижмами.

    Другое веяние моды: креве

    — разрезы на рукавах робы, богатого верхнего платья, сквозь которые видна вышитая нижняя сорочка.

    В Англии шляпы с клювом, в стиле Робин Гуда, имеют успех так же, как догалины из Италии — накидки с широкими, отвернутыми к плечам рукавами.

    Ренессанс охватил все страны Европы. Новые тенденции: мягкие ткани, глубокие декольте и широкие рукава. Мужчины носят плоские шляпы с перьями.

    Иллюстрация 1520 года из «Книги нарядов» М. Шварца, одной из первых книг о моде

    История моды

    На протяжении всей истории человеческой цивилизации, пожалуй, ни одна другая составляющая не отражала так красочно характеристики эпохи, как история создания моды. И если на заре возникновения человечества одежда носила сугубо практическое назначение, то уже довольно скоро к традиционной защитной функции добавляется эстетическая составляющая. История появления моды для западной цивилизации может быть отнесена к Римской эпохе. Римляне не только продолжают древнеегипетскую традицию посвящать разным божествам различные цвета одежды, но и привносят в цветовую палитру сословную окраску – благородный пурпур, к примеру, могли носить только патриции. Первым примером дресс-кода стала также римская тога – в сенат, суд и на стадион римляне могли появляться только в тогах. Тоги попроще изготавливались из шерсти или льна. Для создания более изысканных тканей использовались шелковые и даже золотые нити.

    После величественного Рима костюмы раннего средневековья выглядят просто и даже бедно. На первое место опять выходит функциональность. Мужские и женские наряды отличаются преимущественно длинной рубахой. Красители используются нечасто. Одежду создают изо льна, конопли и даже крапивы (вспомните сказку Андерсена!) Ситуацию в корне меняют крестовые походы. Именно XI-XII века большинство исследователей связывают с историей возникновения моды, считают началом ее становления.

    Мода средневековья и эпохи Возрождения

    Крестовые походы разительно меняют европейское общество. Именно с этих времен берет свое начало история женской моды и женского костюма. Культ прекрасной дамы вводит в моду декольте, приталенные платья, ниспадающие до пола рукава – максимально женственный образ резко отмежевывается от брутального мужского. Вскоре в средневековой моде появляется еще одна тенденция, задержавшаяся на несколько веков. «Неудобная мода» – конусообразные головные уборы, достигавшие у высшей знати метровой длинны, загнутые носки туфель, которые приходилось подвязывать, неимоверно длинные шлейфы – это все было призвано подчеркнуть статус знати и ее исключительность.

    Эпоха Ренессанса привносит свой вклад в историю моды и стиля. Жанна Португальская, дабы скрыть внебрачную беременность вводит в обиход юбки-каркасы (на пике расцвета они достигают 7 метров в диаметре). Еще один модный элемент – разрезы на рукавах верхнего платья, сквозь которые видна нижняя сорочка – приживается и в женском и в мужском костюме. Но не обходиться и без модных курьезов – чего стоят испанские штаны-буффы, короткие и округлые, набиваемые изнутри паклей, или громадные парики времен Людовика XIV в которых кроме украшений нередко можно было отыскать насекомых и даже мышей.

    Мода Нового времени

    Колоссальные изменения в историю развития моды внесла эпоха буржуазных революций. Члены якобинского клуба дали путевку в жизнь мужским брюкам, времена Наполеона вернули в моду античность, а в 1880 году появился женский корсет. XIX век ознаменовался появлением пиджака и непривычно высокими темпами смены модных веяний. К примеру, история шляпной моды зафиксировала смену за один сезон 30 (!) модных моделей. Чепцы, капоры, береты, тюрбаны, шляпки «биби» — XIX век не только поражает разнообразием женских моделей, но и широким спектром мужских головных уборов: от респектабельного цилиндра до появившейся в 1865 году ковбойской шляпы. Наступивший XX век создает настоящий прорыв в истории мировой моды. Танго и чарльстон значительно урезают длину и объем платьев, кокетливые шляпки-тюльпаны располагаются на коротко стриженых волосах. А в 1926 году Коко Шанель представляет миру маленькое черное платье, положившее начало истории современной моды.

    Раннее Новое время

    1525

    Во Франции и в одежде мужчин приняты вырезы-декольте. Пышные рукава камзолов и догалинов делают с разрезами. Нижняя часть шоссов стала длинными чулками из шелковых трико. Верхняя — короткими штанами с гульфиком.

    Появляется обувь с широким квадратным носком — «медвежья лапа».

    Костюмы женщин Лондона. Акварель из «Всемирного театра старинной и современной моды» Лукаса де Гира (англ.)русск.. Около 1575 г.

    В эпоху Ренессанса парфюм надолго заменил чистоту. Недобрая слава общественных бань и строгие предписания церковной Реформации убили средневековую привычку к частому мытью.

    1540-е

    После битвы при Павии (1525) победа досталась испанской чопорности. Конец декольте — теперь наглухо застегнутые робы с высоким воротником и подкладными плечами имеют жесткую форму пирамид. Преобладают чёрный и золотой цвета. Мужчины носят шпаги на боку.

    Исключением остаётся Венеция, избежавшая испанского влияния. Тут дамы ходят на подпорках, которые увеличивают их рост на 30 сантиметров. Самые смелые надевают под юбку для пышности штанишки-кальсоны. Добиваясь белокурого цвета своих шевелюр, венецианки носят шляпы без донышка: волосы светлеют, выгорая на солнце.

    1580-е

    У королевы Елизаветы Английской 6000 платьев и 60 париков. Она любит накрахмаленные воротники.

    А дамы при дворе Генриха III носят вертюгали с подложенными под юбки валиками (по англ. — фартингейлы). У мужчин подкладку камзолов-пансеронов набивают паклей или губкой для защиты от покушений, а ворот украшают гофрированными воротниками-фрезами. Носят очень короткие штаны-кюлоты.

    С приблизительно 1580 по 1635 годы в мужской и женской моде используется ребато

    (также
    пикадиль
    )— широкий стоячий воротник на каркасе с зубчатыми краями[22]. У женщин ребато порою возвышался гораздо выше головы, напоминая крылья[23][24].

    История одежды

    Одежда, являясь неотъемлемой частью жизни человека, способна не только выразить его внутренний мир, но и приблизить фигуру к принятому для данного периода времени идеалу. К примеру, ещё в Средневековье общепризнанной частью женского силуэта был выступающий живот, на смену которому пришла чрезвычайно тонкая талия – непременный атрибут стиля рококо. Переход к нормальным естественным линиям произошел только в 20-ом столетии, когда человечество решило, наконец, покончить с болезненными и довольно нездоровыми деформациями тела.

    Как показывают некоторые тенденции в истории, помимо изменения основного силуэта, довольно популярным было стремление человека к некоторому преувеличению размеров тела. Высокое положение в обществе или чувство собственного достоинства подчеркивалось не только благородными поступками, но и оптическим увеличением фигуры с помощью кринолина. Немаловажным фактором, указывающим на принадлежность к той или иной сословной группе во многие времена, была именно длина одежды или её составных частей.

    Особенности моды сквозь века

    Если говорить о европейских нормах приличия, принятых в моде, то здесь особых трансформаций не происходило. Однако появившаяся в начале 21 века возможность обнажать женские ноги стала настоящей революцией, которая вылилась в последующее стремление к обнаженности в одежде. Как правило, степень неприкрытого женского тела напрямую зависит от традиций или обычаев той или иной территориальной группы (к примеру, у мусульман женщинам принято прикрывать лицо от посторонних взглядов).

    Явным показателем благонравия, кроме всего прочего, служил и размах декольте. Ещё во времена античности греки знали немалое количество видов вырезов на женском платье, которые значительно расширили свой ряд в эпоху Ренессанса.

    В этот культурный период женщины не только корректировали силуэт с помощью корсета, но и допускали возможность кроя платьев с открытой спиной. А вот консервативной испанской модой чувственные радости в виде декольте напрочь запрещались до прихода эпохи барокко, когда увеличенные вырезы вновь вернулись в моду.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]