6 советов, когда нужно менять школу и почему это совсем не страшно, а иногда даже полезно

Переход в другую школу – трудное испытание для школьника. «Новичку» предстоит пройти этап адаптации к коллективу, учителям и условиям в классе. Особенно сложно ребенку или подростку, у которого переход в другую школу совпадает с переездом, разводом родителей или другими семейными переменами.

Адаптация к новой школе может пройти за несколько дней, а может затянуться на 2-3 месяца. С какими неприятностями может столкнуться «новичок», как себя вести в новом классе и что могут сделать родители, чтобы легко пережить смену школы? О стрессе при переходе в другую школу и психологической поддержке «новенького» рассказывает KidsVisitor.

Стресс при смене школы

Важно понимать психологическое состояние ребенка:

Переход в другую школу – это целый комплекс перемен: смена учителей, одноклассников, предметов, правил, обстановки. Даже смена здания школы с его новыми коридорами и поворотами – целое испытание для «новенького».

Такие перемены закономерно вызывают тревогу и страх. Далеко не каждый школьник с оптимизмом воспримет смену привычной школьной жизни.

Дети разных возрастов, сходятся специалисты, по-разному могут воспринимать эти перемены.

  1. Школьники 1–4 классов в первую очередь больше сосредоточены на учебе. Для них смена школы – это в целом интеллектуальная перемена, и если им показать плюсы новой школы (увлекательные кружки и секции, интересные предметы), то «выход из зоны комфорта» пройдет легко.
  2. Если же переводят подростка 11-13 лет, то помимо вопросов с учебой, могут возникнуть проявления «переходного периода». Будьте готовы к протесту, резкому негативу, агрессии с его стороны. Главное – не давите на него, снизьте уровень притязаний на время привыкания. Завышенные требования только усложнят адаптацию. Найдите хорошую мотивацию (сильный учитель по предмету, близость к дому, новые знакомства, возможность создать себе новый имидж).
  3. Старшеклассники 9-11 классов тяжелее переносят такие перемены. Они сами себе сейчас задают вопросы: «Кто я?», «Что я?», «На что я способен?», «Как я могу предъявлять себя этому миру?», «Что со мной происходит?». Вместе со сменой привычной обстановки и расставанием со старых друзьями по школе подросток может впасть в уныние. Отсюда и психологическая установка на неуспех – «новый класс меня не примет». В этом случае нужно показать ему, что он не беспомощен, дать возможность поверить в свои силы.

Сменить школу из-за отсутствия контакта

Бывает еще и такая ситуация, что ребенок ни с кем особенно не конфликтовал, но не нашел себя в старом классе. Тогда задача психолога – понять, почему не случился контакт. Была достаточно агрессивная среда, в которой ребенок не смог прижиться, или причина в самом ребенке, что он не умеет устанавливать контакт? Если дело в среде, то мы тесно работаем с ребенком, наблюдаем, как он будет реагировать на коллектив, как одноклассники примут его. При необходимости помогаем.

А бывает и так, что родители сами довольно интровертированы, то есть не нуждаются в обществе. Интроверты – не замкнутые, они ничем не уступают экстравертам. Просто у них нет потребности в общении с большим количеством людей, они достаточно насыщены своим внутренним миром. И дети по модели своих родителей растут, не нуждаясь в большом количестве контактов.

Тогда мы придерживаемся следующей тактики: объясняем ребенку, что в школу мы приходим в первую очередь учиться, брать знания. Конечно, большим плюсом будет налаживание хороших контактов. Но если нет потребности, если отношения с одноклассниками не приносят радость, то можно строить отношения по формальному типу: мы взаимовежливы, здороваемся, не делаем гадостей-пакостей, но при этом не лезем друг другу в душу. Скажем так, общаемся спокойно, нейтрально, не особо близко.

У родителей других детей такая модель поведения вызывает панику. Они живут иллюзией, что ребенок, придя в новый класс, срочно должен со всеми подружиться, родители тоже должны подружиться и дружба должна длиться до конца жизни. Это ошибка! Если взять любого среднестатистического человека и спросить, со сколькими одноклассниками он общается, то выйдет 2–3, максимум 5. Мы оказались в ситуации, когда мы сидим в одном кабинете под одной крышей и учимся одним и тем же предметам. Но не обязательно, что мы должны быть супердружными, душа в душу. Я прошу родителей представить, что их сейчас поместят в компанию из 25 незнакомых человек. Возможно ли быть близким с каждым из них?

Это нормальный социальный процесс, когда в классе появляются группировки: по интересам, мальчики и девочки отдельно (1–5 класс). Мальчики и девочки вновь сблизятся в 5–6 классах, когда появится интерес к общению с противоположным полом, и в 9–11 классах, когда наступит период первых романтических влюбленностей.

Похожие статьи:

Детская агрессия

В мечтах родителей их дети всегда самые лучшие, послушные, добрые и достойные исключительно похвалы….

Чтобы школа была в радость

Начался учебный год. Судя по отзывам многих моих друзей и знакомых, большого энтузиазма это событие …

Как подготовиться к 1 сентября?

Когда ребёнок впервые идёт в школу, начинается новый, ответственный и важный этап его жизни. Важно п…

Как не испортить себе выпускной бал?

Последний звонок, потом месяц экзаменов, потом выпускной бал и «прощай, школа!». Мамы будут деликатн…

Не хочу учиться

Ваш ребенок учится во втором или третьем классе. Вроде бы первый барьер привыкания к школе пройд…

Почему дети врут?

Маленькие врунишки и большие фантазеры: почему дети врут? Практически все родители рано или позд…

Трудности перехода

Взвешивая все за и против перевода в другую школу, не забывайте о возможных проблемах. Механизм адаптации к новым условиям может привлечь за собой снижение успеваемости или ухудшение поведения.

У «новичков» также могут быть проблемы с отношениями в коллективе:

  • В отношении любого незнакомца у нас включаются различные защитные механизмы, которые сильно затрудняют общение. Грустного или замкнутого в себе «новичка» могут принять за «слабака» и выдумают для него насмешки. А того, кто заискивает перед новыми одноклассниками, захотят «проучить».
  • «Новичок» входит в коллектив, где пространство уже освоено, роли распределены, и он в классе часто оказывается «лишним».

Перейдя в новую школу, никому не избежать пристального изучения со стороны одноклассников. Так что ждать, что «новенького» сразу примут в компанию не стоит, ведь классу точно также нужно время, чтобы адаптироваться к незнакомцу.

Как проходит адаптация в средних и старших классах?

В младших классах обычно появление новых учеников в классе проходит спокойно. Дети в этом возрасте зависимы от мнения учителя, их психика более гибкая, чем у детей постарше, а иерархия в группе еще неустойчива. Новичок перестанет считаться таковым уже через пару недель. Роль учителя в начальных классах огромная: как отнесется к новенькому ученику при первом представлении его классу – так класс его и воспримет. Поэтому особенно важно познакомиться с учителем заранее.

У школьников 5–8-х классов есть определенные отношения в коллективе, которые не всегда очевидны взрослым. Уже сформирован «костяк» класса – есть лидеры, есть и свои аутсайдеры. Очень многое зависит именно от того, как ребенка воспримут лидеры – их оценка влияет на отношение остальных учеников, более ведомых. В пользу ребенка говорят следующие факты:

  • Самостоятельный для своего возраста, умеет вступать в контакт с ровесниками и может постоять за себя.
  • В семье благополучные, доверительные отношения.
  • Есть какое-нибудь увлечение, в котором ребенок достиг успеха.
  • Есть друзья помимо школы, например, в кружках, секциях (если меняется только школа, а семья осталась жить на старом месте) и на курсах.

В старших классах вопрос принятия новенького стоит не так остро, потому что ученики уже достаточно сильно загружены учебой и подготовкой к экзаменам. Но большее значение приобретает внешность. Лишний вес, проблемная кожа, заикание – все это может стать причиной неуверенности в себе.

Что сделать перед переходом в новую школу

Лучший вариант, когда переход совпадает с началом учебного года в сентябре. За каникулы связи и роли в устоявшемся детском коллективе ослабевают, и занять «своё» место становится проще. Неплохо, если перед этим ребёнок отдохнул в лагере или пошел на кружок, курсы и получил положительный опыт общения со сверстниками.

За несколько недель до начала учебного года придите с ним в школу. Вместе пройдитесь коридорами, выучите расположение кабинетов, узнайте, где туалет и столовая, где взять воду для питья. Изучив обстановку, ребёнку не будет страшно в первый учебный день.

Пообщайтесь с классным руководителем. Поинтересуйтесь о правилах в классе, учителях, детском коллективе и др. Расскажите педагогу о своем ребёнке: об основных чертах характера, темпераменте, увлечениях, умениях и навыках, слабых сторонах. А также поделитесь вашими ожиданиями на счёт нового класса.

Если ребенок посещал какие-то секции в спортивной школе или обучающие кружки, то не бросайте их. Или найдите альтернативу вблизи новой школы.

Что делать, если отношения не складываются?

Прежде всего помните, что любой коллектив – это живой организм и ситуация в нем может поменяться. Нужно поговорить с ребенком, чтобы понять, какая обстановка сложилась в классе.

Если с ребенком никто не хочет дружить

Возможно, ваш ребенок слишком застенчив, замкнут. Для начала можно попробовать найти хотя бы одного друга.

  • Узнайте, с кем ребенок сидит за одной партой. Предложите позвать этого одноклассника в гости.
  • Спросите, чем увлекаются одноклассники: ходят в спортивные секции, или, может быть, в школе есть театральный кружок? Участие во внеклассной активности поможет влиться в коллектив.
  • Если ребенок будет успешен в учебе, это даст ему достаточную уверенность в себе, что позволит и во внеклассной жизни проявить себя. Дополнительные развивающие занятия, например, курсы ментальной арифметики помогут с легкостью справляться с нагрузкой на уроках уже через месяц.

Если ребенка обижают

Буллинг (термин из американской психологии), или по-простому травля – явление, которое может встретиться и в простой школе, и в элитной гимназии. Чаще всего оно возникает в возрастной группе от 9 до 13 лет. Это уже не просто отсутствие друзей. Если в классе:

  • систематически оскорбляют ребенка, доводят до слез, придумывают обидные клички;
  • портят, прячут или выбрасывают его вещи;
  • толкают, щипают, бьют – это насилие, и здесь срочное вмешательство родителей необходимо.
  • Начать нужно с общения с классным руководителем. Нередко учителя устраняются от решения таких сложных проблем, делая вид, что не знают о травле. О насилии в классе должны быть в курсе классный руководитель, директор и школьный психолог. И не просто знать, а предпринимать действия по преодолению ситуации в группе детей (именно в группе, так как по отдельности дети не способны поддерживать травлю, это проблема коллектива).
  • Дома стоит уделять ребенку максимум внимания, ни в коем случае не обвинять его, но и не делать вид, что проблемы не существует.

Чего делать нельзя?

  • Оставлять ребенка один на один с проблемами, советовать «дать сдачи» и «учиться постоять за себя» или, как вариант, «не обращать внимания». Когда дело доходит до реального насилия (в том числе и психологического), это недопустимо.

Нельзя искать причину травли в том, что ребенок не такой, как все (имеет лишний вес, носит очки, хуже всех одет, физически слабый и так далее). Поиск причин в личности самого ребенка негласно приводит к выводу, что виновата жертва, а не преследователь и что насилие можно оправдать.

Переход в новый коллектив не всегда дается просто. Но если ваш ребенок гармонично развит и успешен в учебе, скорее всего, период адаптации будет недолгим.

Как упростить адаптацию «новичка»: советы родителям

  • Не запрещайте общаться с бывшими одноклассниками и друзьями со старой школы.
  • Настройте себя и школьника на позитивный лад, найдите несколько положительных сторон перевода.
  • Уделяйте много времени общению: вместо привычного «Как дела в школе?» задавайте более конкретные вопросы: «Что нового ты сегодня узнал?», «С кем сегодня познакомился?», «Сталкивался ли ты со сложностями сегодня?», «Что делал на переменах?», — так вы сможете получить больше информации.
  • Каждый день на период адаптации помогайте с подготовкой уроков. Но не делайте домашние задания вместо ребенка. Помощь должна заключаться в совместном поиске информации, обсуждениях и под.
  • На время адаптации освободите ребёнка от выполнения домашних обязанностей.
  • Не обсуждайте и не осуждайте при нём старую школу, педагогов, одноклассников, даже если школьнику стало сложнее учиться.
  • Устраивайте совместные развлечения: это поможет ребенку отвлечься и зарядиться хорошими эмоциями.
  • Поддерживайте новые знакомства чада, помогите устроить вечеринку или просто соберите новых друзей у вас дома.
  • С согласия ребенка, запишите его на секцию, кружок или курсы, на которые ходят его сверстники. Это поможет ему найти точки соприкосновения с новыми одноклассниками.

Как вести себя в новом классе: советы школьникам

  • Быть приветливым, аккуратным и следить за осанкой;
  • выбрать позицию не слишком активного, но наблюдательного участника класса. Наблюдения помогут быстро реагировать на неожиданные ситуации;
  • не ждать, что ты сразу подружишься со всеми. Ведь классу тоже нужно время, чтобы привыкнуть к тебе;
  • не подхалимничать и не покупать внимание подарками;
  • не рассказывать о том, как было хорошо в прежней школе;
  • не хвастаться и не врать о себе;
  • не ябедничать;
  • отвечать на придирки спокойно, с улыбкой, не повышая голос. Это поможет избежать конфликтов;
  • не изменять себе, не соглашаться на то, что считаешь неправильным;
  • задавать вопросы и спрашивать совета у тех, кому доверяешь;
  • не привлекать к себе излишнее внимание;
  • если становится сложно и одиноко – представлять за собой родителей и друзей.

Помогите своим школьникам перейти в новую школу, оставаясь самим собой!

Полезна ли эта статья
Да (1) Нет (0) Facebook Twitter

Как облегчить первые недели в школе. Советы родителям

Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Кто-то легко привыкает к новой жизни, а у кого-то адаптация проходит тяжело. Родители тоже иногда подливают масла в огонь, неосознанно совершая ошибки. Чего не стоит делать во время адаптации детей к школе, рассказывает психолог Галина Швец.

С началом школы у детей меняется режим дня, повышаются требования к ним, для многих это большой стресс. Поэтому в период адаптации ребенок может стать капризным, невнимательным, беспокойным и тревожным. Могут нарушиться сон и аппетит, обостриться хронические заболевания. Родителям первые недели сентября тоже даются нелегко: они ждут праздника, а получают не очень послушного ребенка.

Многие почему-то ошибочно полагают, что адаптация ребенка к школе — это задача учителей. Но это неправильно, убеждена психолог. Именно родители могут помочь ребенку быстрее привыкнуть к новым условиям или, наоборот, затормозить процесс адаптации. Вот какие типичные ошибки выделила специалист:

Не приучаем к режиму заранее

Еще до школы стоит постепенно переходить на «школьный режим». Нужно ложиться спать в определенное время, утром вставать рано, плотно завтракать, планировать вместе с ребенком его день. Это поможет будущему первокласснику быстрее адаптироваться к активному школьному ритму.

Не рассказываем ничего про школу

Для ребенка не должно стать сюрпризом, как проходят занятия в школе, как там нужно себя вести. Поэтому обязательно нужно рассказывать ему про уроки, про учителей, про требования на занятиях. Можно также показывать тематические фильмы и мультфильмы, читать сказки и рассказы о школе. Тогда адаптация пройдет проще.

Рассказать ребенку про школьную жизнь можно и с помощью игры. — Возьмите любимые игрушки, приведите их в школу, рассадите за парты. Пусть придет учительница, дети ее внимательно будут слушать, потом будут отдыхать и веселиться на переменах, а затем пойдут домой с мамой. Так, через игру у ребенка сформируется ясная картина перед глазами, что нужно делать в школе и как себя вести. Благодаря этому он будет чувствовать себя более уверенным и спокойным.

Проецируем свои опасения на ребенка или, наоборот, игнорируем его страхи

Иногда родители начинают проецировать на ребенка свои собственные страхи, касающиеся школы. Они постоянно спрашивают, все ли хорошо, не обижали ли ребенка в школе. В итоге, даже если у него не было проблем, он может начать бояться школы, стать тревожным и беспокойным. Но ваш школьник — отдельная личность, у него совсем необязательно будут те же проблемы, что были у вас.

Бывает, наоборот: родители не обращают внимания на чувства ребенка и его переживания и говорят, что «в школу ходят все, нечего бояться, ты уже большой». Это обесценивает чувства ребенка. Проблема от этого никуда не уйдет, а ребенок может просто закрыться от родителей.

— Нужно докопаться до причины того, почему ему сложно адаптироваться. Это может быть конфликт со сверстниками или учителем, переживания, что у него ничего не получится. Поможет спокойный разговор без обвинений и претензий. Если таким образом изменить ситуацию не удалось, можно воспользоваться терапевтическими сказками о школе. В них раскрываются многие важные моменты: почему нужно учиться, как правильно общаться с учителями и сверстниками. С помощью таких книг можно проработать любую проблему, которая возникла во время адаптации, например, страх подойти к учителю или выйти к доске.

Ребенок может открыто не рассказывать о своих проблемах, но будет неосознанно инсценировать такие ситуации во время игр. Например, если у ребенка произошел конфликт со сверстником, можно взять его любимые игрушки и попробовать проиграть эту ситуацию. Вы узнаете, что произошло, и сможете ненавязчиво показать, как себя вести во время конфликта.

Запрещаем брать в школу любимые игрушки

Многие родители запрещают детям брать в школу игрушки. Считается, что в школе детям нужно учиться, а не игры устраивать. «Ты уже большой», — говорят родители. При этом забывают, что любимая игрушка напоминает про дом, про привычную обстановку и обладает терапевтическим эффектом — снимает напряжение, помогает справиться с трудностями адаптации.

Покупаем вещи для школы без участия ребенка

Порой родители сами покупают все школьные принадлежности для ребенка, чтобы не ходить с ним по магазинам. А зря. Ребенка должны окружать в школе те вещи, которые ему нравятся, а не то, что по своему усмотрению купили ему родители. Лучше, чтобы ребенок вместе с родителями покупал необходимое к школе. Пусть он сам выберет портфель, который ему по душе, или даже просто ручку, которая ему очень нравится. Тогда он с удовольствием будет ей писать. Такие вещи будут наполнять ребенка положительными эмоциями, что поможет быстрее адаптироваться к новым условиям.

Создаем страх перед учителем

Пытаясь рассказать ребенку о школе, родители порой создают пугающий образ учителя, которого нужно слушаться во всем. И ребенок уже заранее начинает бояться учителей и школы в целом.

— Как до школы, так и уже в процессе адаптации говорить об учителях нужно только с положительной стороны. Стоит объяснить ребенку, что он всегда может обратиться к педагогу за помощью. А если что-то непонятно, он может вежливо задать свой вопрос во время урока или перемены. Это поможет ребенку быстрее наладить связь с учителем. Ругаем за неуспеваемость Главная задача родителей — сформировать у ребенка положительное отношение к учебе, подчеркивает психолог. В первом классе еще не ставят отметки, но любое замечание учителя родители иногда воспринимают слишком серьезно. — Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за то, что у него что-то не получается. Плохо, когда школа становится между вами и ребенком. Сорры из-за учебы могут плохо повлиять на его самооценку, а еще школьнику банально перестанет хотеться ходить в школу.

Не замечаем успехов ребенка, считая их несерьезными

Порой родители сравнивают успехи своего ребенка с достижениями других детей. И если сравнение не в пользу ребенка, игнорируют то, что уже хорошо получается. — Отмечать успехи ребенка очень важно, даже если они кажутся вам не такими уж значительными. Первоклассник аккуратно написал слова, посчитал правильно задачу, выучил стихотворение? Порадуйтесь за него и не сравнивайте с другими детьми.

Не учим общаться со сверстниками

Обязательно нужно проговаривать, как выходить из конфликтных ситуаций со сверстниками: что делать, если ударили или сам ребенок кого-то обидел, можно ли брать чужие вещи. Ведь ребенок просто может не знать, как правильно вести себя в той или иной ситуации. А вспомнив домашний разговор, он примет верное решение.

Превращаем сборы в школу в спринт

Утренние сборы в школу порой часто похожи на скоростной забег: родители подгоняют ребенка и кричат на него из-за того, что он собирается слишком медленно. В итоге школьник приходит на занятия уже в плохом настроении. Вот почему очень важно организовать все так, чтобы времени утром хватало и чтобы ребенок в спокойной атмосфере собирался в школу. — Нужно научить школьника заранее собирать сумку и готовить одежду на завтра, делать зарядку и завтракать, не отвлекаясь на мультики и игрушки. Выходите из дома заранее, чтобы не бежать спринт, а превратить дорогу в школу в приятную прогулку. По пути можно многое обсудить и поделиться планами на день.

Наш канал в Telegram

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]