И снова вместе: католики и православные празднуют «Троицу» в один день


Эта статья — о церковном праздновании. О славянской обрядности см. Троицын день.

Запрос «Сошествие Святого Духа» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Запрос «Пятидесятница» перенаправляется сюда; о иудейском празднике см. Шавуот.

День Святой Троицы
Эль Греко. «Пятидесятница»
Типхристианский, в ряде стран государственный
ИначеНеделя святыя Пентикостии, Пятидесятница, Троицын день, Троица
Установленв честь сошествия на апостолов Святого Духа в 50-й день по Пасхе
Отмечаетсябольшинством христиан мира
Дата50-й день (8-е воскресенье) по Пасхе, 10-й день по Вознесению
В 2020 году4 июня (католицизм) 22 мая (4 июня) (православие)
В 2020 году20 мая (католицизм) 14 мая (27 мая) (православие)
В 2020 году9 июня (католицизм) 3 июня (16 июня) (православие)
Празднованиебогослужения, фестивали, народные гулянья
Связан сПасхой и Днём Святого Духа
День Святой Троицы на Викискладе

День Свято́й Тро́ицы

(сокр.
Троица
),
Троицын день, Пятидеся́тница
[1] (греч. Πεντηκοστή),
Неде́ля Святой Пятидеся́тницы
[2][3], (греч. Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής[4]), иногда
Духов день
[5][6] — один из главных христианских праздников.

Православные церкви празднуют День Святой Троицы в воскресенье в день Пятидесятницы

— 50-й день после Пасхи (Пасха — 1-й день). Праздник входит в число двунадесятых праздников.

В западнохристианской традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, или сошествие Святого Духа на апостолов, а собственно День Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье (57-й день после Пасхи).

В Новом Завете

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Шавуот) описано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»

(Деян. 2:2-4).

В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и так как «каждый слышал их говорящих его наречием»

(Деян. 2:6), все пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и
«говорили: они напились сладкого вина»
(Деян. 2:13). В ответ на такую реакцию:

Троица в православии

Пятидесятницу отмечали задолго до возникновения христианской религии. По этой причине многие традиции, обряды, народные поверья, обычаи и приметы, связанные с этим праздником, уходят корнями в эпоху язычества. Люди верили, что Духов день является границей между летним и весенним циклом. На Пятидесятницу было принято устраивать пляски, петь песни и летние «зазывалки», водить хороводы, проводить определенные ритуалы, гадать.

Женщины и незамужние девушки украшали свои дома букетами, состоящими из зеленых трав, ветвей деревьев и первых летних цветов. Чем больше свежей зелени имелось в доме, тем лучше. Считалось, что таким способом можно договориться с добрыми духами о том, чтобы они оберегали семью и оказывали всяческую помощь до наступления следующей Троицы.

Пятидесятница – день, когда из водоемов, озер, рек, морей и океанов на землю выходили русалки, кикиморы, водяные, мавки и другие морские сущности. Трава и растения, которыми было украшено жилище, оберегали людей от этих духов. Например, русалка могла легко принять облик прекрасной девицы, соблазнить понравившегося парубка, завлечь его в озеро и утопить. Что касается мужских сущностей, чаще всего к незамужним девицам являлся водяной. Он оборачивался молодым красивым парнем, увлекал девушку в камышовые заросли и душил.

После праздника зелень не выкидывали, а использовали в качестве лекарственных средств. Эти народные «медикаменты» обладали огромной целебной силой. Их применяли для лечения мигреней, болезней желудка и кишечника, а также для избавления от бесплодия. Из молодых побегов определенных растений, которые собирали в лесу и строго на восходе солнца, готовили снадобья, помогающие нейтрализовать злое магическое воздействие (сглаз и даже смертельную порчу).

Когда православной веры не существовало, а люди почитали исключительно языческих богов, праздник называли Семиком или Зеленым воскресеньем. В этот день верующие почитали тех, кто управлял земным существованием людей. Согласно одному из языческих учений, ими были три Божества – Перун, Сварог и Святожич.

Первое Божество олицетворяло справедливость и даровало защиту всем, кто в ней нуждается. Второй Бог сотворил Вселенную, управлял Космосом, посылая на Землю благодатные энергии. Третий Бог являлся хранителем созданной Вселенной. Святожич следил за тем, чтобы на Землю поступал Божественный Свет, а в Небесное Царствие не вторгались недоброжелатели.

Название и толкование

Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога. Что пишет по этому поводу Иоанн Златоуст:

„И наполнил весь дом“. Бурное дыхание было как бы купелью водною; а огонь служит знаком именно обилия и силы. Этого никогда не случалось с пророками; так было только теперь — с апостолами; а с пророками — иначе. Например, Иезекиилю дается свиток книжный, и он съедает то, что должен был говорить: „и было“, говорит он, „в устах моих сладко, как мед“ (Иез. 3:3). Или еще: рука Божия касается языка другого пророка (Иер. 1:9). А здесь (все делает) сам Дух Святой и таким образом является равночестным Отцу и Сыну[7]

В день Пятидесятницы, по мнению епископа Александра (Милеанта), была образована вселенская апостольская Церковь (Деян. 2:41-47)[8].

В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его»

(Деян. 1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «
Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?
».

Богослужение

В православии

(церк.-слав. Нєдѣ́лѧ свѧты́ѧ Пєнтико́стїи[2], греч. Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής[4]) В этот день в православных храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. Накануне, в субботу вечером служится праздничное всенощное бдение, на Великой вечерни которого читается три паремии: первая из них рассказывает о том, как Святой Дух сходил на праведников в Ветхом завете (Чис. 11:16-17 + Чис. 11:24-29), вторая (Иоил. 2:23-32) и третья (Иез. 36:24-28) паремии, по вере Православной церкви, являются пророчествами о сошествии Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу; впервые после Великого поста поётся на стиховне знаменитая стихира шестого гласа Царю небесный, которая повторяется ещё дважды после этого на утрене всенощного бдения; начиная с этого дня молитва Царю небесный становится первой молитвой обычного начала как церковных, так и домашних молитв. На утрене служится полиелей и читается Евангелие от Иоанна, 65-е зачало (Ин. 20:19-23); на утрени поются два канона этого праздника: первый написан Космой Маюмским, второй Иоанном Дамаскиным. В сам праздник служится праздничная литургия, на которой читается Апостол, 3-е зачало (Деян. 2:1-11) и читается составное Евангелие от Иоанна, 27-е зачало (Ин. 7:37-52 + Ин. 8:12). После литургии служится девятый час и великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, во время вечерни трижды молящиеся во главе со священником совершают коленопреклонение — встают на колени, а священник читает семь молитв (первый и второй раз коленопреклонения иерей читает по две молитвы, а третий раз — три молитвы) о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «
во аде держимых
») — этим завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов.
Тропарь, кондак и задостойник в Неделю святой Пятидесятницы

На греческомНа церковнославянском(транслитерация)На русском
Тропарь праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ’)Εὐλογητὸς εἶ, Χριστὲ ὁ Θεὸς ἡμῶν, ὁ πανσόφους τοὺς ἁλιεῖς ἀναδείξας, καταπέμψας αὐτοῖς τὸ Πνεῦμα τὸ ἅγιον, καὶ δι’ αὐτῶν τὴν οἰκουμένην σαγηνεύσας, φιλάνθρωπε, δόξα σοι.Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, и́же прему́дры ловцы́ явле́й, ниспосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную: Человеколю́бче, сла́ва Тебе́Благословен Ты, Христе Боже наш, явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!
Кондак праздника, глас 8 (Ἦχος πλ. δ’)Ὅτε καταβὰς τὰς γλώσσας συνέχεε, διεμέριζεν ἔθνη ὁ Ὕψιστος· ὅτε τοῦ πυρὸς τὰς γλώσσας διένειμεν, εἰς ἑνότητα πάντας ἐκάλεσε, καὶ συμφώνως δοξάζομεν τὸ πανάγιον Πνεῦμα.Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.Когда сошел Всевышний и языки смешал, Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.
Задостойник праздника, глас 4 (Ἦχος δ’)«Χαίροις Ἄνασσα, μητροπάρθενον κλέος. Ἄπαν γὰρ εὐδίνητον εὔλαλον στόμα. Ῥητρεῦον, οὐ σθένει σε μέλπειν ἀξίως. Ἰλιγγιᾷ δὲ νοῦς ἅπας σου τὸν τόκον Νοεῖν ὅθεν σε συμφώνως δοξάζομεν»Ра́дуйся, Цари́це, матероде́вственная сла́во, вся́ка бо удобообраща́тельная благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут, Тебе́ пе́ти досто́йно, изумева́ет же ум всяк Твое́ Рождество́ разуме́ти. Те́мже Тя согла́сно сла́вим.Радуйся, Царица, матерям и девам слава! Ибо никакие подвижные красноречивые уста, ораторствуя, не могут Тебя воспевать достойно; изнемогает и всякий ум, стремясь постигнуть рождение от Тебя Христа; потому мы Тебя согласно славим.

По русской традиции, пол храма (и домов верующих) в этот день устилается свежескошенной травой, иконы украшаются берёзовыми ветвями, а цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа (в других православных Церквах употребляются также облачения белого и золотого цветов). На следующий день, в понедельник отмечается День Святого Духа.

В католицизме

Основная статья: День Святой Троицы (римский обряд)

В Католической церкви и в лютеранстве празднование Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа) и дня Святой Троицы разделено, день Святой Троицы отмечается в следующее воскресенье за Пятидесятницей. В католической традиции праздник сошествия Святого Духа открывает так называемый «цикл Пятидесятницы». В него входят:

  • День Святой Троицы (воскресенье, 7 день по Пятидесятнице)
  • Праздник Тела и Крови Христовых (четверг, 11 день по Пятидесятнице)
  • Праздник Пресвятого Сердца Иисуса (пятница, 19 день по Пятидесятнице)
  • Праздник Непорочного Сердца Девы Марии (суббота, 20 день по Пятидесятнице)

Праздники сошествия Святого Духа и день Святой Троицы имеют в римском литургическом календаре высший статус — торжества. Цвета облачения священников в день Пятидесятницы — красные, в напоминание об «огненных языках», сошедших на апостолов; а в день Святой Троицы — белые, как и в другие великие праздники. В день сошествия Святого Духа служится две мессы по различному чину — месса навечерия (в субботу вечером) и месса днём (в воскресенье днём).

Боже, тайной сегодняшнего праздника Ты освящаешь Церковь Твою, в которую призваны все народы. Ниспошли всему миру обильные дары Духа Святого и соверши в сердцах верующих те чудеса, которые Ты сотворил в начале проповеди Евангелия. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков

— Коллекта мессы днём праздника Пятидесятницы

В некоторых восточноевропейских странах (Польша, Белоруссия) и в католических храмах России также существует традиция украшать храм ветвями деревьев (берёзы).

Гадания на Троицу

Троицкое гадание «Накорми птичек»

В первой половине дня, после посещения храма, незамужние девушки проводили гадание, которое могло рассказать, состоится ли сватовство в этом году. Девушки отправлялись в лес. С собой они брали по одной козуле, испеченной специально для гадания. Эту булочку начиняли рисом, который символизировал замужество, изобилие и достаток в браке.

Каждая девушка выбирала березовое дерево и вешала свою булочку на ветку. Чтобы случайно не спутать булочки, рядом с ней к ветке привязывали ленточку определенного цвета. Затем девушка произносила такие слова: «Березка-девица, скажи, захочет ли на мне кто-то жениться?»

Козуля оставалась висеть на ветке на протяжении 3 суток. По истечении указанного времени девушки возвращались в лес и оценивали результат. Если булочка была полностью склевана птичками, значит, к девушке непременно вскоре посватаются. Если же булочка осталась нетронутой, либо птицы склевали ее только наполовину, значит ходить девушке незамужней до следующей Троицы.

Гадание в праздник Троицы на характер мужа

Любая незамужняя девушка, наверняка, желает узнать не только о том, когда же состоится долгожданная свадьба, но и о характере, а также внешности будущего супруга. С этой целью девушки собирались в хате и раскладывали на большом столе 9 определенных предметов. Для каждой девицы гадание проводилось отдельно. Одной из девушек завязывали рушником глаза, раскручивали вокруг своей оси и подводили к столу. Девушка должна была вслепую указать пальцем на один из предметов. По выбранному предмету и судили о главном качестве, которым будет обладать ее будущий муж.

Толкования предметов

  1. Чугунок – покладистый муж, который во всем будет слушаться жену.
  2. Тарелка – ленивый супруг.
  3. Блюдце – мужчина с очень привлекательной внешностью, заботливый и любящий.
  4. Мялка для картофеля – муж будет лысым или с большими залысинами, волосы потеряет рано.
  5. Чашка – доброта, отзывчивость и готовность помочь во всем.
  6. Ложка – очень состоятельный супруг.
  7. Черпак – супруг будет «ходить налево».
  8. Вилка – работящий и мастеровитый муж.
  9. Нож – муж-скандалист и скупердяй, обладающий злым и мстительным характером.

Гадание на Троицу «Кто родится – мальчик или девочка?»

Этим гаданием занимались незамужние девушки, которые желали узнать пол своего будущего первенца. Также в гадании могли принимать участие и замужние женщины, имеющие детей и планирующие зачатие еще одного ребенка. На Руси крайне редко можно было встретить семью, не имеющую домашней скотины. Практически в каждом дворе имелись куры.

Чтобы выяснить, кто родится у девушки/женщины, нужно вечером накануне Духова дня войти в курятник и произнести: «Мои милые курочки, несушки и квочки, скажите, кто у меня народится – сыночек или дочка?» Рано утром в Троицу опять нужно пойти в курятник и собрать все снесенные курами яйца, принести их в дом и посчитать. Если выйдет четное число, родится мальчик, если нечетное – девочка.

Гадание в день Святой Троицы на зеркале

Старинное гадание, которое расскажет о ближайшем будущем (на год). Понадобится небольшое зеркало и зола с печи. Вечером в канун Троицы перед тем, как лечь спать, необходимо зажечь свечу и, поводив над ее пламенем зеркальной поверхностью, сказать: «Гори свеча, зеркало пламенем оближи, а наутро мое будущее расскажи. Зола поможет тебе поведать о моей судьбе».

После этого нужно потушить свечку, обильно посыпать зеркало золой, поместить его под кровать (в изголовье) и лечь спать. Зеркало следует класть очень осторожно, чтобы не нарушить слой золы. Проснувшись, необходимо аккуратно достать зеркало и оценить, какие изменения произошли.

Трактовка символов

  1. Линии. Прямые – удача во всем, волнистые – мелкие препятствия. Тонкие – проблемы в семье, толстые – дальняя дорога.
  2. Точки – взаимная любовь.
  3. Завитки, узоры – проблемы со здоровьем.
  4. Кружок – мечты сбудутся.
  5. Прямоугольник – слезы, разочарования.
  6. Треугольник – верные друзья помогут.
  7. Квадрат – опасность предательства со стороны избранника или родственника.
  8. Поверхность осталась нетронутой – скучная жизнь, лишенная значимых событий, отсутствие оптимизма, депрессивное состояние.

Совет! Если на зеркальной поверхности появились образы предметов, людей или животных, смотрите толкования, которые подходят для гаданий на кофейной гуще.

Троицкое гадание на лепешках

Для этого гадания специально выпекали козули – круглые маленькие лепешки. Вместо начинки внутрь булочек клали мелкие предметы, каждый из которых что-то обозначал. Вечером незамужние девушки и неженатые парни собирались у костра. Каждый брал по одной лепешке и разламывал. То, что оказалось внутри, характеризовало жизнь человека в будущем браке.

После того, как предмет извлекался из теста, булочку можно было съесть. Если гадающих людей было много, пекли большое количество козуль, а предметы, которые закладывались внутрь, могли повторяться. Например, могло быть 3 или 4 булочки с одинаковой начинкой.

Толкования предметов

  1. Пуговица – тяжелый труд, можете полагаться только на себя.
  2. Бусина – много поклонников/поклонниц.
  3. Булавка – слезы, печаль, неудачи в любви.
  4. Серьга – в этом году свадьбы не предвидится.
  5. Кольцо – сватовство.
  6. Брошь – жизнь в роскоши.
  7. Березовый листочек – крепкое здоровье.
  8. Гвоздь – зависть, сплетни вокруг вашего имени.
  9. Наперсток – много детей.
  10. Кусочек ленты – радость, исполнение желаний.
  11. Монета – безбедная жизнь.

Троица – это возрождение природы, ее окончательное пробуждение от зимнего сна. В этот день люди славят Господа, благодарят его за то, что через крещение даровал им новую жизнь, донеся главную истину мироздания и всего сущего на Земле. В день сошествия Святого Духа, которое произошло на вершине Синайской горы, все вокруг цвело и зеленело. Пусть и в вашей жизни все так же цветет, зеленеет и сияет Божественным Светом. С Троицей!

Иконография

Подробнее по этой теме см. Православная иконография Троицы.

Сошествие Святого Духа
(Евангелие Рабулы, VI век)

Купол Сошествия Святого Духа
собора св. Марка в Венеции. Огненные языки исходят от этимасии с голубем; ниже апостолов между окнами изображены представители разных народов

Сошествие Святого Духа
(икона из Святодуховского храма Новодевичьего монастыря, XVIII век)

Развитие иконографии праздника начинается с VI века, его изображения появляются в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционно изображается Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест (исторически являющийся жестом оратора или проповедника[9]).

Традиционными персонажами сцены сошествия Святого Духа являются:

  • 12 апостолов, причём место Иуды Искариота обычно занимает не Матфий, а Павел;
  • иногда — Богородица (известна уже по миниатюрам VI века, затем исчезает в восточной традиции (сохраняясь в западной) и вновь появляется на иконах с XVII века)[10].

Пустое место между Петром и Павлом (в композициях без Богородицы) напоминает о присутствии духа отсутствующего на этой второй «Тайной вечери» Иисуса Христа[11]. Апостолы, как правило, располагаются подковообразно, что также близко иконографически к «Христу между учителями». Эту же композицию, связанную с переносом на плоскость традиционного изображения Сошествия в куполе храма, будут повторять изображения Вселенских соборов, поскольку их задача — выражать идею соборности, общности, отчётливым образом выраженную здесь[10].

«Сошествие Святого Духа на апостолов».
Архиепископская мастерская в Великом Новгороде. Рубеж XV—XVI веков.

В верхней части иконы обычно изображаются лучи света или пламени. Этот нисходящий огонь — основанный на библейском описании (Деян. 2:3) способ изображения сошествия Святого Духа, наряду с которым, особенно в западной традиции, может использоваться образ опускающегося голубя, перенесённый из описания Крещения Господня.

В нижней части, внутри подковообразной композиции оставлено тёмное пространство, обозначающее первый этаж дома в Иерусалиме, под горницей, где произошло событие. Оно может оставаться не заполненным, ассоциируясь таким образом с пустой гробницей Христа и будущим воскресением мёртвых либо с миром, ещё не просвещённым апостольской проповедью Евангелия. На средневековых миниатюрах здесь обычно изображались (вслед за подкупольными композициями) толпы народа из разных стран, бывшие свидетелями сошествия Святого Духа.[12] Позже их сменяет (изредка изображается вместе с ними[13]) фигура царя с двенадцатью малыми свитками на полотне. Существует трактовка этого образа как царя Давида, чьё пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Пётр в своей проповеди (Деян. ) и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей. Менее распространены толкования его как пророка Иоиля, также цитируемого Петром, Адама, отпавшего Иуды (ср. Деян. 1:16) или Иисуса Христа в образе Ветхого Денми, пребывающего со своими учениками до скончания века.[14]

Современная греческая икона Пятидесятницы. На первом этаже показаны представители разных народов на празднике в Иерусалиме, во врезке — Давид и Иоиль с текстами цитируемых Петром пророчеств.

Традиционным, хотя и поздним толкованием является понимание царя как образа народа, к которому обращена евангельская проповедь и который представлен правителем.[10] В руках царь держит растянутое покрывало, на котором уложено 12 свитков, — они символизируют апостольскую проповедь (либо, по другому толкованию, совокупность народов империи). В связи с этим толкованием рядом с фигурой стала помещаться греческая надпись κόσμος — «мир»[15], по которой образ царя получил наименование «Царь-Космос»[16].

По мнению философа Евгения Трубецкого образ царя на иконе символизирует Космос (Вселенную). В своей работе «Умозрение в красках» он писал:

…внизу в подземелье, под сводом томится пленник — «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это — тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот[17].

Данная трактовка, основанная на расширенном толковании греческого слова «κόσμος», встречается и у ряда искусствоведов[18]. В церковной среде используется понятие Царь-Космос, но в значении мира (Вселенной), без трактовок, свойственных светской философии[19].

Народные традиции

В Италии, в память о чуде схождения огненных языков, было принято разбрасывать лепестки роз с потолка церквей, в связи с чем этот праздник на Сицилии и в других местах Италии называлась Pasqua rosatum

(Пасха роз). Другое итальянское название,
Pasqua rossa
, произошло от красного цвета священнических одежд Троицы[20].

Во Франции во время богослужения было принято дуть в трубы, в воспоминание звука сильного ветра, который сопровождал сошествие Святого Духа[20].

На северо-западе Англии в Троицу (иногда на Духову пятницу после Троицы) проводились церковные и часовенные шествия, так называемые «Духовские прогулки» (англ. Whit Walks)[21]. Как правило, в этих шествиях участвовали духовые оркестры и хоры; девочки были одеты в белое. Традиционно проводились «Духовские ярмарки» (иногда называемые «Троицкими элями»). С Троицей были связаны традиции варить пиво, танцевать мореску, устраивать сырные гонки и турниры лучников[22].

Согласно финской поговорке, если не найти себе пару до Троицы, весь следующий год останешься одиноким.

В славянской народной традиции день называется Троицей или Троицыным днём и отмечается как праздник либо один день (воскресенье), либо три дня (с воскресенья по вторник), а в целом период троицких праздников включает Преполовение, Вознесение, Семик, предшествующую Троице неделю, саму троицкую неделю, отдельные дни недели, следующей за троицкой, которые празднуются во избежание засухи или града или как поминки по нечистым покойникам (прежде всего четверг), а также Петровское заговенье. Троица завершает весенний цикл, и по прошествии следующего за ней Петровского поста начинается новый — летний сезон[6].

Подробнее по этой теме см. Троицын день.

См. также: Майское дерево

Что нельзя делать на Троицу. Народные приметы.

Троица

На Троицу советуют посетить храм и принести туда букет из цветов и трав. По церковным правилам работать и заниматься физическим трудом в этот день нельзя. Допустима лишь некоторая работа по дому: готовка еды и кормление скота. Уборки в этот день запрещены.

Нельзя шить, стирать, резать, стричься, а еще копать землю, сажать растения, косить траву и рубить деревья. Также нельзя обижаться на близких, думать о плохом и грустить. Венчания на Троицу не проводят.

Хорошей приметой на Троицу считается дождь. Это означает, что лето будет теплым и солнечным, и будет хороший урожай. А вот, если на Троицу стоит жара — лето будет засушливым.

Существует интересный обряд на Троицу, как притянуть к себе богатство. Для этого нужно разложить на подоконник зеленую травку или березовые веточки.

По народным приметам на Троицу лучше не купаться в водоемах, чтобы не утянули русалки.

Пятидесятница на разных языках

От греч. Πεντηκοστή «Пятидесятница»
Латыньлат. Pentecoste (аналогично в большинстве западноевропейских языков)
Старославянскийст.‑слав. Пентикостія, Пятидесятница
БолгарскийПетдесетница
НемецкийPfingsten
ШведскийPingst
СловенскийBinkošti
(заимствовано из немецкого)
ВенгерскийPünkösd
(заимствовано из немецкого)
От лат. Rosālia, Pascha rosata «Праздник роз, розовая Пасха»
ИтальянскийPasqua rosatum, Pasqua rossa
НеаполитанскийPasca rusata
Греческийгреч. Ρουσάλια
РумынскийRusalii
АлбанскийRrëshajët, rrushajët
Древнерусскийдр.-рус. Рѹсалиѩ
От ст.‑слав. Троица
РусскийТроица, Троицын день
СловацкийTuríce
ВепсскийStroicanpäiv
МокшанскийТройця
МарийскийТройчын
УдмуртскийТрочинь
От «Дух»
СербскийДухови
ХорватскийDuhovi
МакедонскийДуховден
АмхарскийPäracliṭos
— от греч. παράκλητος «Утешитель (эпитет Святого Духа)»
От «Белое воскресенье» (по цвету одежд катехуменов)
АнглийскийWhitsun
— от
White Sunday
ВаллийскийSulgwyn
— от
(Dydd) Sul
«воскресенье» +
gwyn
«белый, святой, благословенный»
ФарерскийHvítusunna
ИсландскийHvitasunnu-dagr
Другое
ФинскийHelluntai
— от др.-сканд. hælgho dagher «святые дни»
ЛатышскийVasarsvētki
«летний праздник»
ЧешскийLetnice
ОсетинскийКæрдæгхæссæн
«перенос травы»

Примечания

  1. Печатнов, 2020, с. 89.
  2. 12
    Триодь Цветная
  3. Настольная книга священнослужителя. Том 4. — Триоди постная и цветная — Святая Троица. Пятидесятница — Глава 2. Неделя Святой Пятидесятницы. День Святой Троицы. — C. 474.
  4. 12
    ΠΕΝΤΗΚΟΣΤΑΡΙΟΝ (недоступная ссылка)
  5. Катовiч, Крук, 2009, с. 105.
  6. 12
    Агапкина, 2012, с. 320.
  7. Иоанн Златоуст. Толкования на книгу Деяний святых апостол. Беседа 4.
  8. епископ Александр (Милеант) «Праздник Святой Троицы — день сошествия Святого Духа на Апостолов» День рождения Церкви. Архивная копия от 2 июня 2020 на Wayback Machine
  9. Дмитрий Марченко.
    «Рокерская коза» на православных иконах, или Что важно помнить о жестах в иконографии Архивная копия от 12 мая 2013 на Wayback Machine
  10. 123
    А.Моисеенков Иконография праздника Пятидесятницы. Как сошествие Святого Духа на апостолов изображалось в разные эпохи
  11. Alfredo Tradigo. Icons and Saints of the Eastern Orthodox Church. Getty Publications, 2006. С. 151. (англ.)
  12. Символизирующие апостольское свидетельство «до края земли» варвары и кинокефалы на армянской миниатюре XIII века
  13. Иконография изображения «Сошествие Святого Духа на апостолов»
  14. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота
  15. Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница, Троица)
  16. Кн. Е. Трубецкой. Умозрение в красках
  17. Игнашина Е. В., Комарова Ю. Б.
    Русская икона XI—XIX веков в собрании Новгородского музея. Путеводитель по экспозиции. — М.: Северный паломник, 2004. — С. 98.
  18. Протоиерей Николай Погребняк.
    Рождение Церкви Христовой. Заметки об иконографии Сошествия Духа Святого на апостолов (недоступная ссылка) // Московские епархиальные ведомости. 2003. № 4—5.
  19. 12Holweck F.
    Pentecost (Whitsunday) // The Catholic Encyclopedia. Vol. 15. New York: Robert Appleton Company, 1912.
  20. Whit Friday: Whit Walks Архивная копия от 9 мая 2008 на Wayback Machine
  21. ‘Feasts and Festivals’: 23 May: Whitsun Ales

Смысл дня Святой Троицы

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

«Пятидесятница — это день рождения Церкви Христовой. Господь объединяет вокруг себя всех верующих людей — тех, кто желает следовать Ему, жить по Его заповедям, побеждать Его смертью свою смерть.

Вавилонское рассеяние народов, о котором мы читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в дне Пятидесятницы. Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением. И все для того, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное».

Литература

  • Троица / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 320–325. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Катовiч А., Крук Я.
    Летнiя святы. Книга 1. Навуковае выданне. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2009. — 368 с. — ISBN 978-985-6029-99-1. (белор.)
  • Пятидесятница / Печатнов В. В. // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2020. — С. 89-90. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: