12 идей для тематической прогулки с детьми 2-5 лет – интересные прогулки для развития ребенка

В песках городской «пустыни»

Задача: познакомить малышей со свойствами песка.

Во время этой тематической прогулки мы устанавливаем рыхлость и сыпучесть песка, изучаем его в сухом и влажном виде, вспоминаем – откуда песок берется (прим. – мелкие частицы осыпавшихся скал, гор), и как он пропускает воду. При возможности можно изучить разные виды песка – речного и морского.

Чтобы лекция была интересной, проводим эксперименты вместе с ребенком, а также учимся рисовать на песке, строить замки, оставлять следы.

С собой берем формочки и бутылку воды (если, конечно, вы не живете на море, где недостатка в песке и воде нет).

Внесение подкормок

Осенью под садовые культуры вносят фосфорные и калийные удобрения, которые обеспечивают:

  • укрепление древесины;
  • усиление корневой системы;
  • накопление питательных веществ;
  • повышение морозостойкости;
  • улучшение вкусовых качеств будущего урожая.

Статья по теме:

Дрожжевая подкормка для рассады помидоров

Азот из подкормок в это время года исключают, так как он провоцирует усиленный рост побегов и тормозит вызревание древесины. Это приводит к тому, что неокрепшие части растений вымерзают даже при слабых морозах.

Внекорневые подкормки осенью проводить нецелесообразно, так как листва уже неспособна их впитать. Единственное, что можно сделать – опрыскать насыщенным раствором мочевины (600 г на 10 л воды), чтобы ускорить разложение опавших листьев.

Откуда берется снег?

Задача: изучить свойства снега.

Конечно, дети знают, что такое снег. И наверняка ваше чадо уже каталось на санках и делало «ангела» в сугробе. Но знает ли ваш карапуз, что такое снег, и откуда он берется?

Рассказываем ребенку, откуда берется снег, и как он формируется из огромного количества снежинок. Изучаем свойства снега: он мягкий, рыхлый, тяжелый, очень быстро тающий при воздействии тепла и превращающийся в лед при минусовой температуре.

Не забудьте рассмотреть снежинки, которые падают на одежду: вы никогда не найдете двух одинаковых снежинок.

А еще из снега можно лепить (сооружаем снеговика или даже целую снежную крепость).

Если осталось время – играем в снежный дартс! Закрепляем на дереве заранее нарисованную мишень и учимся попадать в нее снежками.

Во что можно поиграть с ребенком на улице зимой?

Где и как гулять осенью с ребёнком?

Если на осеннюю прогулку отправляется новорождённый, особого вопроса «где и как?» не стоит. Прогулка проходит по дорожкам парка, аллеям, спокойным дворам.

Ваш малыш уже сидит? Ему будет интересно понаблюдать за летящими листьями, послушать их шелест. Мама может дать крохе в руки большой разноцветный кленовый лист. Будьте внимательны, ведь тщательно изучив объект, ребёнок попытается отправить его в рот.

Как же повезло тем годовалым малышам, у которых недалеко от дома есть парк! Это целый полигон для исследований и развлечений! Мамы могут организовать интересный отдых:

  • Бегать и ловить падающие листочки.
  • Собрать шишки для домашних поделок.
  • Составить осенний букет из листьев.
  • Накидать целую кучу сухих осенних листьев и падать в неё, зарываться с головой.

Можно взять высохшую пушинку и поиграть в «Подуй»: нужно дуть так, чтобы пушинка не падала на землю (подойдет и воздушный шарик, мыльные пузыри). Игра не только увлекает малышей, но и тренирует лёгкие, способствует оздоровлению.

Ваш малыш любит возиться в песочнице? Осенью возможны игры с песком в тёплую и сухую погоду. Песочница обязательно оборудуется скамейкой, ребёнку нельзя садиться на сырой песок. А вот пересыпать песчинки, камушки можно не только лопаткой, но и руками. Главное, маме нужно следить, чтобы ручки малыша были тёплыми. В идеале – копать и пересыпать самой. Запаситесь влажными салфетками, запасными варежками и терпением.

Не отметайте возможность гулять под дождем. На ножки – резиновые сапоги и вперед, покорять лужи. Сами тоже не отставайте, поверьте, это просто восхитительно, топать по воде и смотреть, как вокруг разлетаются фонтаны брызг!

Приучаем малышей к труду

Задача: воспитание уважение к чужой работе, формирование у ребенка естественного желания – приходить на помощь.

Предварительно, до прогулки, изучаем с малышом в картинках и поучительных детских фильмах, как важно трудиться. Рассматриваем возможные варианты работы на улице, объясняем – как тяжел каждый труд, и почему он важен.

На прогулке изучаем трудящихся на конкретных примерах – уход за растениями (например, у бабушки на даче), полив овощей, кормление птиц и животных, уборка территории, покраска скамеек, уборка снега и проч.

Изучаем инструменты/инвентарь, которые используются в разных профессиях.

Предлагаем ребенку выбрать ту работу, которая для него была бы сегодня по душе. Вручаем кисть (грабли, лопатку, лейку) – и за дело! Обязательно устраиваем веселые перерывы с чаепитием – все по-взрослому! Можно также связать из прутиков свой маленький веник – это будет полезно для развития мелкой моторики, и для расширения кругозора.

После прогулки рисуем самые яркие воспоминания о первой трудовой деятельности.

Игры из детства

Для организации досуга на улице с ребенком постарше, вспомните и покажите игры из собственного детства: салки, классики, игры в мяч, лапта, а в ветряную погоду запускайте воздушного змея или надувайте мыльные пузыри.

Наверняка каждый взрослый человек в детстве рисовал мелом на асфальте. Так почему бы не вспомнить столько увлекательный процесс, который направит ребенка на развитие творческих способностей.

Ранней весной, когда вовсю бегут ручейки, будет кстати вспомнить о бумажных корабликах и вовлечь в это развлечение ребенка. Удивительно, но большинство людей до сих пор завороженно смотрят на подобное зрелище и предаются собственным воспоминаниям.

Родителям тоже не будет лишним размяться и поучаствовать в совместной игре с детьми. Напомните детям о самокате, бадминтоне и скакалке — эти полезные вещи помогут выплеснуть излишки энергии в нужном направлении и весело провести время.

Букашки-таракашки

Задача: расширение знаний о насекомых.

Конечно, идеальные «подопытные» — это муравьишки, изучение которых не только познавательно, но и увлекательно. Желательно, найти в лесу муравейник побольше, чтобы жизнь крохотных трудоголиков была для ребенка более наглядна. Знакомим чадо с образом жизни букашек, рассказываем о том, как именно они строят свой дом-муравейник, кто у них главный, как они любят трудиться, и какую пользу приносят природе.

Обязательно связываем свою «лекцию» с общими правилами поведения в лесу – формируя правильное отношение в целом к природе и к живым существам, в нем обитающим.

Конечно же, устраиваем в лесу пикник! Куда же без него! Но без костров и шашлыков. Термос с чаем, бутерброды и прочие кулинарные радости берем с собой из дома – ими и наслаждаемся под пение птиц и шелест листвы. Непременно убираем за собой весь мусор после пикника, сопровождая уборку интересной лекцией на тему – как губителен для растений и животных оставленный в лесу мусор.

На муравейнике не забудьте оставить специальный знак (пусть его нарисует ребенок, табличку захватите с собой из дома) – «Не разоряйте муравейники!».

Дома можно посмотреть фильм или мультик о муравьишках и увенчать прогулку пластилиновой скульптурой муравья.

Зима пришла

На этой прогулке изучаем общие особенности зимнего периода: как меняет цвет небо зимой, как скидывают «одежду» деревья и засыпают растения, как прячутся в норки и гнезда звери и птицы.

Акцентируем внимание на том, что солнышко зимой не поднимается слишком высоко и почти не греет. Рассматриваем вопросы – откуда берется ветер, почему качаются деревья, что такое метель и снегопад, почему нельзя гулять в сильную вьюгу и почему возле деревьев более толстый слой снега.

Конечно, закрепляем рассказ соревнованиями, снежными играми и (дома, после горячего чая с плюшками) зимними пейзажами.

Как одевать ребенка на прогулку зимой, чтобы он не заболел?

Изучаем деревья

Эта прогулка более интересна летом, хотя зимой ее можно повторить, чтобы продемонстрировать – какие деревья избавляются от листвы. Впрочем, она будет хороша и весной, когда деревья только-только просыпаются, и на ветках появляются почки. Но именно летом есть возможность – сравнить разные виды листьев с их цветом, формой и прожилочками.

С собой можно взять альбом или книжку, чтобы было куда складывать листочки для гербария. Изучаем лиственные и хвойные деревья, их цветы и плоды, кроны.

Если погода позволяет – можно зарисовывать каждое дерево в альбом (возьмите с собой раскладывающийся маленький табурет для ребенка) – вдруг у вас растет будущий художник.

Не забудьте рассказать, откуда берутся деревья, как посчитать их возраст по кольцам на пеньке, почему важно деревья беречь, зачем белят кору и что человек производит из дерева.

Уборка урожая

Перед выполнением всего комплекса работ сначала убирают урожай. При этом ни на ветках, ни под ними не должно ничего остаться. Неубранные на зиму плоды и ягоды (особенно падалица) могут стать источником личинок вредителей и возбудителей инфекций. Неподходящие для употребления в пищу экземпляры можно использовать для разных целей в зависимости от состояния – пустить на переработку, добавить в компост или утилизировать.

Снимать урожай нужно вовремя – в соответствии с особенностями культуры и сорта, а также с учетом климатических условий в регионе. Как правило, все плоды и ягоды должны быть убраны в сентябре, в некоторых случаях – не позднее первой декады октября. Оставаясь на ветках дольше положенного времени, они теряют свое качество и не дают растению полноценно подготовиться к зимовке.

Чьи следы?

Отличный вариант тематической прогулки для малышей. Проводить ее можно и зимой (на снегу), и летом (на песке).

Задача мамы – научить чадо отличать следы птиц и зверей (естественно, следы рисуем самостоятельно), а также изучить – кто может оставлять следы, чем звериные следы отличаются от птичьих и человеческих, кто умеет путать свои следы, и пр.

Не забудьте про веселые загадки, игру в «следы динозавра», хождение по веревочке, натянутой прямо на песке, рисование следов дома по памяти.

Подзимние посадки

Саженцы деревьев осенью лишь приобретают, поскольку в это время самый широкий выбор в питомниках. До весны их прикапывают, располагая под наклоном кроной на южную сторону, в месте, защищенном от холодных ветров и прямых солнечных лучей.

Под зиму высаживают ягодные кусты и клубнику. Из цветов – раннецветущие луковичные и холодостойкие однолетники, семена которых высевают прямо в подмерзшие борозды. Это позволит сократить объем посадочных работ в весеннее время.

Дикие и домашние животные и птицы

Цель этой прогулки – познакомить малышей с миром городской, домашней или сельской фауны.

Изучаем – чем отличаются дикие от домашних животных, как называются детеныши животных, какие части тела у птиц и зверей, почему домашние звери зависят от людей, и почему дикие называются дикими.

По ходу прогулки придумываем клички всем встречным собакам и кошкам, изучаем породы, крошим хлеб для птичек.

Дома заранее проводим лекцию «на тему» и делаем кормушку, которую на прогулке ребенок сможет повесить «для самых прожорливых птичек».

Побелка, защита от грызунов

На зиму стволы деревьев белят, используя садовую краску на качественной клеевой основе с фунгицидными добавками. Мероприятие преследует 2 цели:

  • уничтожение вредителей и патогенных микроорганизмов, спрятавшихся в коре;
  • защита от солнечных лучей, вызывающих ожоги.

Чтобы предотвратить повреждение коры грызунами, стволы и скелетные ветки обматывают нетканым материалом.

Статья по теме:

Знаки зодиака, которые в 2020 году будут особенно удачливы в финансах

Олимпийские игры

Эту прогулку-поход лучше организовывать 2-3 семьями, чтобы была возможность устроить детям соревнование.

Учим детей владеть спортивным инвентарем (берем с собой мячи, скакалки, обручи, ленты, бадминтон, кегли и проч.), изучаем разные виды спорта и самых знаменитых спортсменов. Воспитываем в детях дух соперничества, при котором все же проигрыш воспринимается не как поражение, а как повод заниматься активнее и двигаться дальше.

Заранее продумайте программу соревнований на каждый вид спорта и закупите медали с грамотами и призами.

Не помешают также заготовленные спортивные загадки, большой детский кроссворд по теме прогулки и цветные мелки, которыми вся команда будет рисовать свой символ олимпиады.

В гостях у лета

Еще одна прогулка-поход (в лес, на луга, в поле), цель которой – знакомство ребенка с растениями.

Знакомим малыша с цветами, изучаем части цветка, их значение в природе, лекарственные растения. По ходу прогулки пробуждаем интерес и к миру насекомых, особенно, тех, что участвуют в жизни растений.

С собой можно взять лупу, чтобы лучше разглядеть букашек и части цветка.

Заранее готовим загадки по теме прогулки и интересные игры, которые можно провести на природе. Дома обязательно закрепляем материал – устраиваем выставку рисунков с изображениями изученных цветов и насекомых, делаем гербарий из трав и аппликацию по теме.

Не забудьте с собой сачок для ловли бабочек, бинокль и фотоаппарат, коробочку для интересных луговых находок.

Важно также изучить и луговые правила: нельзя убивать насекомых, рвать цветы без острой необходимости, мусорить и трогать птичьи гнезда в кустарниках.

Чем заняться с ребенком на прогулке?

Вспомните свое детство.

Что было интересно для вас, за чем или кем вы могли наблюдать часами? Все это наверняка будет интересно и для вашего малыша. Помните только два самых важных правила: Правило №1. Будьте искренними и перестаньте смотреть бесконечно на часы, удивляясь, как медленно ползет стрелка. Если ребенок увидит, что вас действительно интересует все то, что интересно ему, вы станете настоящими друзьями. Правило №2. Будьте немногословны, за потоком слов иногда теряется смысл сказанного. Называйте каждый предмет, его свойства четко и внятно, без сравнений. Например: Хотите чтобы ребенок научился различать цвета, запомнил какой-то конкретный цвет? Найдите в окружающем желаемый цвет и просто показывая на предмет — назовите ЖЕЛТЫЙ, и при этом не продолжайте уточнять, кто или что выкрашено в этот цвет в данный момент, и что еще бывает такого цвета. За потоком информации потеряется важное, а именно – желтый цвет!

Итак, мы вышли гулять. В любое время года, а особенно летом и весной, берите с собой фотоаппарат, и мешочек для коллекций. Начнем с песка. Песок – это кладезь знаний для малыша. Можно его перебирать, рассыпать, просеивать. Сравните цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой — рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Что общего, чем отличаются. Проверьте с помощью осязания. На даче проведите опыт: посадите семя в почву и в песок. Через некоторое время проверить, где есть всходы. Если вы на берегу реки, моря, можно дать маленькому ребенку понятие: холодный, теплый, горячий песок. Предложите малышу найти, где песок холодный (в тени), горячий (на солнце). Где песок сухой, мокрый (в месте прибоя). Сделайте так, чтобы поверхность песка была ровной и влажной, и пусть ребенок что-нибудь нарисует на нем палочкой. Попробуйте сделать отпечатки рук и ног на мокром песке. Для коллекции можно собрать в баночку разноцветный песок (если вы путешествуете: песок у пруда, у реки, моря, мелкий, крупный и пр.) Сделайте фотографии малыш на песке, сложите немного «коллекционного» песка в баночки из-под детского питания (подпишите, откуда песок привезен) и дома, показывая фотографии всем родным и знакомым, попросите ребенка подобрать баночку из своей коллекции с песком.

А теперь вспомним о воде: расскажите о ее свойствах: жидкая, льется, может иметь разную температуру (на солнышке нагревается, из крана — холодная). Вода прозрачная, в ней все видно. В жаркий день вода быстро нагревается в тазике. Понаблюдаем, как быстро высыхает разбрызганная по асфальту вода. Давайте экспериментировать! Какие предметы тонут в воде, какие плавают. Можно понаблюдать за дождем. Какие бывают дожди? Грибной, моросящий, ливень (проливной дождь), грозовой (с грозой), косой и т.д. и т.п. А еще дождь можно нарисовать! И малышу это под силу! Провести по бумаге короткие и длинные, прямые и косые линии. Дождь можно послушать, и, не только дома, сидя у окна. Как шумит дождь в машине, какой звук дождя, если стоишь под железной крышей, зонтом? В теплый день, после дождя, дайте ребенку побегать по лужам! Разве Вы не мечтали об этом в детстве? Одежду можно выстирать, обувь на солнце высохнет. А счастье, радость и благодарность любимым родителям останется с ребенком на всю жизнь! Для коллекции можно сфотографировать идущий дождь, лужи и «рисунки дождя» на них. Как приятно в теплой и уютной квартире рассматривать фотографии и вспоминать названия дождя, где он вас застал, как спасались и т.д. Какое поле для развития речи вашего ребенка!

Идем в парк или лес. Давайте подойдем к деревьям: сосна, ель, береза, рябина, пальма, магнолия, и пр.пр.пр. А если их сфотографировать для коллекции? Собрать шишки, желуди, орехи, листья? Какой богатый материал для тактильных ощущений, сравнений по величине, игр из серии «Узнай по …» форме, цвету, запаху и т.д. А если вы сфотографируете малыша справа от березы, слева от рябины, под сосной, перед елью, за пальмой.… Чувствуете, мы рассматривая фотографии изучаем предлоги! И без сидения за партой, просто смотрим и находим себя на фото! Где ты? Я за, под, справа, слева. Можно послушать шум ветра. Определить какой ветер: сильный, слабый. Мы не только развиваем слух ребенка, учим его наблюдать природу, но и успокаиваем его нервную систему. Для детей 4,5 лет можно сделать карточки для «чтения». Небольшая фотография, а под ней название дерева, куста, цветка. Печатными или письменными буквами. Показывая фотографию со знакомым ребенку растением из его «коллекции прогулок» мы проводим пальцем по надписи и читаем. Например «БЕРЕЗА». А потом, предлагаем ребенку «прочитать». Узнавая изображение, слушая ваше чтение, малыш уверенно «читает» — БЕРЕЗА. Прочитав несколько раз для папы, мамы, тети Маши, Глаши и еще для 10 знакомых. Ребенок, во-первых – заражается желанием научится читать, во-вторых – запоминает начертание слова и находит его в других текстах.

Таким же образом можно наблюдать за птицами, насекомыми. Насекомые: Рассмотрите, как ползают жуки, некоторые из них — летают. Обратите внимание на длинные усы жуков-усачей. Покажите божью коровку, она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотрите бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Муравейник. Из чего он состоит? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Муравьи дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся. Понаблюдайте, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. В течение лета они опыляют огромное количество цветов. Если повезет, понаблюдайте за земноводными – лягушками, тритонами, ящерицами. Все они живут в пруду у Рубина. Запишите звуки весенней и летней природы на телефон. Вечером, перед сном послушайте всей семьей. Это и успокаивает и объединяет. Хотите подготовить вашего ребенка к усвоению сложностей русского языка? Глагол, существительное, прилагательное? Задавайте почаще ребенку вопрос: «Воробей что делает? Жук что делает?». Понятно, о том, что на данный вопрос отвечает глагол, вашему сыну или дочери расскажут в школе, но уже сейчас, когда он (она) еще мал, в этот самый момент, ваш гениальный малыш отметит движение объекта. На вопрос «Какой?» – цвет, форму, объем и пр. параметры прилагательного. На вопрос «Что это?» – сам объект.

Мамы и папы! Бабушки и дедушки! Все вы необычайно творческие люди. И каждый из вас может сталь любимым писателем для своего ребенка! Из материалов коллекций и наблюдений на прогулке можно сделать для детей замечательные книжки. У вас не займет это много времени. Было бы желание. На одной половине листа фотография, на другой (если ребенок 2-3 лет) название либо (если ребенок старше 3 лет) небольшой, буквально из 4-5 предложений рассказ об объекте. И так практически после каждой прогулки. Уверяем вас! Это будут САМЫЕ, САМЫЕ любимые детские книги! Я – наблюдал, рассказал, а мама (папа, бабушка, дедушка) – написала!

Гуляя по улице рассмотрите дома. Они бываю: высокие, низкие, широкие, узкие, повыше, пониже, совсем низкие, очень высокие. Папы, можете сфотографировать, скачать в интернете логотипы всех марок машин. А потом, выходя на прогулку, предложите найти малышу ту или иную машину по логотипу. Если ребенок нашел палку, не торопитесь ее выбрасывать. Найдите другую. Пусть малыш возьмет свою за концы, если ручки широко расставлены, значит палка – длинная, теперь дайте свою , ручки почти сошлись вместе – короткая. Вспомните мультфильм «38 попугаев», предложите ребенку от 3 лет измерить свою тень найденной палкой, сначала его, потом вашей. А потом можно померить еще чего-нибудь. Веселая математика и без принуждения.

Если вы на берегу моря соберите ракушки. Но не надо ограничиваться тем, что в ракушке слышен шум моря. Маленьким детям это совсем не понятно. А вот сравнить две ракушки по величине, форме. Провести пальчиком по гладкой и шероховатой поверхности. Почувствовать температуру – холодная или теплая. Все это развивает стереогностическое чувство ребенка. Т.е. у ребенка от соприкосновения с ракушками, шишками, камешками развивается способность узнавать предметы наощупь. Здесь одновременно начинает работать не только анализаторы: зрительный, тактильный, барический (вес), но мелкая мускулатура пальчиков, происходят сложнейшие мыслительные функции: анализ и синтез. А шум моря можно послушать и без ракушки, просто лечь около моря, либо записать на телефон и включать малышу дома перед сном.

Каждая прогулка это полет вашей фантазии. Выходите гулять в хорошем настроении, и тогда вам повезет увидеть чудеса в лесу, на море, реке, в городе! Будем рады, если вы поделитесь на нашем сайте своими находками, открытиями, фотографиями! Ждем с нетерпением!

Источник; https://montessori-perm.ru/informatsia/detail.php?ID=499

Прививаем любовь к чистоте

В процессе прогулки изучаем – что такое мусор, почему важно содержать дом и улицы в чистоте, почему нельзя мусорить. Выясняем – куда деть бумажку от мороженого или фантик от конфеты, если рядом нет урны.

Знакомимся с работой дворников, которые следят за порядком на улицах. При возможности знакомимся и с работой специальной техники – снегоуборочные машины, поливочные машины и др. Если вблизи такой техники не наблюдается, изучаем ее дома на картинках и видео – заранее или после прогулки.

Рассказываем о «мусорной цепочке»: мы бросаем мусор в урну, оттуда его убирает дворник и несет на помойку, потом специальная машина забирает мусор и везет на свалку, где частично мусор отправляют на переработку, а остальное сжигают.

Обязательно изучите – что именно можно назвать мусором, как правильно его убирать, почему для природы мусор опасен.

Закрепляем материал легкой уборкой садовой территории (берем грабли или веник) и своей детской комнаты.

Обработка почвы

Осенние работы с почвой проводятся в такой последовательности:

  • после опадания листвы перекапывают приствольные круги, переворачивая слой почвы, а затем разравнивают поверхность граблями;
  • после этого мульчируют органикой – компостом, травой, листвой, не закрывая при этом основания стволов, иначе корневая шейка может подопреть.

Перекопку и мульчирование рекомендуется совместить с внесением подкормок. Кислые почвы дополнительно известкуют мелом, доломитовой мукой, известью или золой.

Поливы осенью обычно не нужны. Садовые растения нуждаются в увлажнении только при сильно засушливой погоде. В любом случае почву обильно поливают перед наступлением морозов, чтобы повысить ее теплоемкость и защитить корни от температурных перепадов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]