Ирина Хакамада: «Для меня табу в моде — кожаные брюки и шпильки!»


Ирине Хакамаде 60: редкие фото и факты биографии

Ирина Хакамада // Фото: Starface

13 апреля политику, экономисту, писательнице и просто красивой женщине Ирине Хакамаде исполняется 60 лет. В это трудно поверить, ведь начиная с 90-х годов прошлого века наша именинница ничуть не изменилась: верна своему стилю и убеждениям, всегда ухожена, подтянута, привлекательна и доброжелательна.

На своем примере Ирина Хакамада сумела убедить российских женщин: у них есть право быть активными, отстаивать свои права, конкурировать с мужчинами. В 1993, когда Хакамада стремительно ворвалась в только зарождавшуюся после краха СССР политику, она не смогла оставить равнодушными никого: ее обсуждали, ее критиковали, восхищались и завидовали одновременно. Дважды восточную красотку признавали женщиной года, по версии журнала Time Хакамада попала в список 100 известных женщин мира.

О своем первом появлении в Госдуме после выборов 1993 года Хакамада вспоминала так: «В парламенте все сходили с ума. Такого они еще не видели – на затылке то иероглиф, то бабочка…», имея в виду свою смелую по тем временам прическу: короткую стрижку с выбритыми элементами. Стиль Ирины оказался в новинку, но ей невероятно шел: практически ноль косметики, очки в строгой оправе, но в тоже время некая нотка расслабленности – длинные юбки, свободные брюки, модные серебряные украшения. Кстати, невольным соавтором образа Ирины стал политик Константин Боровой. Именно он посоветовал ей сменить фамилию первого мужа – Злобина – на экзотическую фамилию отца. Дикторы и журналисты быстро научились выговаривать «Хакамада» без запинки.

Ирина Хакамада в детстве

В юности политик мечтала избавиться от восточной внешности

Политик признается, что домашним хозяйством заниматься не очень любит

Ирина Хакамада на заседании Госдумы. 1994 год

В политике Ирина Хакамада пробыла в общей сложности до 2008 года, когда заявила о смене сферы деятельности. Активная фаза пришлась на десятилетие с 1993 по 2003 годы. В 2004 она единственная из женщин баллотировалась на пост президента России, но получила всего 3,84 % голосов. Порой действия и решения Ирины Хакамады казались парадоксальными, но отказать ей в отнюдь неженском уме, логике и опыте было нельзя. Именно она являла собой тот образ женщины-политика, просвещенной и образованной, который сейчас, к сожалению, сошел со сцены. Этот тренд почуствовала и сама Хакамада, говоря позднее с оттенком горечи: «Женщины-политики у нас появятся реально тогда, когда проблемы власти не будут решаться в бане с водкой, пивом и девочками. Женщина, идущая в политику, – это женщина идущая за любовью. Она хочет, чтобы ее любили все».

Впрочем, успешный человек успешен во всем, и новая жизнь Ирины преподнесла ее поклонникам немало сюрпризов. Были книги – причем с весьма провокационными названиями, например роман «SEX в большой политике». Была история об успехе «SUCCESS в большом городе», тренинги, радиопередачи и даже коллекция одежды, которую Хакамада создала вместе с дизайнером Еленой Макашовой.

На выборах 2003 года Ирина Хакамада не прошла в парламент

С Борисом Немцовым и активистами «Союза правых сил»

А еще – было смелое признание в том, что воспитывает особую дочь. Младшая Маша родилась у Ирины Хакамады с диагнозом «синдром Дауна». Позднее девочке пришлось пережить борьбу с онкологическим заболеванием, но сейчас, к счастью, все позади. Дочь часто сопровождает знаменитую маму на светских мероприятиях, Хакамада и не думает ее скрывать. «Машина болезнь — это история удивительного сплочения нашей семьи», — говорит она. Ирина не раз говорила, что сама девочка в самые трудные периоды заражала родителей позитивом. «Мама, не переживай, выздоровлю», — обещала Маша и действительно поправилась. «Самурайский характер», — с гордостью констатирует звездная мама.

Помимо Маши у Ирины Хакамады есть старший сын Даниил от первого брака. Он уже успел сделать политика счастливой бабушкой, хоть в это и трудно поверить. Сейчас Ирина больше занята своей семьей, хотя все же является яркой фигурой светской хроники.

Держать себя в форме Хакамаде помогают не только восточная мудрость, но и простые правила: «Каждое утро у меня начинается в семь часов, и я сразу выпиваю стакан сока: полгрейпфрута, половина лимона, целый апельсин. Просыпаешься от него. Потом включаю телевизор, иду на велотренажер и минут 20 кручу педали, затем беру гантели и еще минут 10 делаю самые элементарные упражнения. Потом иду в душ – включаю горячую воду, затем – на несколько секунд холодную и опять горячую»,- рассказывает она.

Почти невозможно себе такое представить, но эта эталонная во всех смыслах женщина в детстве мечтала стать блондинкой. Даже упросила маму купить светлый парик, но эксперимент провалился. Так что вот уже более 20 лет Хакамада верна своему стилю: ее легко узнать по короткой стрижке и очкам. И второй такой удивительной фигуры в нашей стране нет.

Дочь Маша - гордость Ирины Хакамады. Девочка рисует, занимается спортом и изучает английский

Хакамада - автор нескольких книг, как художественных, так и прикладных

От имиджа к стилю или наоборот? От Ирины Хакамады.

Имидж — это игра в индивидуальность или мощный инструмент достижения успеха? Стиль — это врожденное чувство гармонии или его можно развить? Как проявить свою индивидуальность в обществе навязанного потребления? Можно ли с помощью имиджа и стиля манипулировать внешним миром? И самое главное, как найти гармонию между своим внутренним «Я» и внешним образом? Все эти вопросы рассматривает в своей книге Ирина Хакамада — общественный деятель, писатель и публицист, обладающая своим неподражаемым стилем. Автор не просто раскрывает свое видение стиля, она рассказывает о своей философии жизни. Ведь одежда, прическа, обувь, аксессуары — это средство самовыражения, обеспечивающее единство тела и сознания, а значит, профессиональный успех. Книга будет полезна не только женщинам, но и мужчинам, которым автор уделяет особое внимание.

Мы представляем Вашему вниманию отрывок из новой книги Ирины Хакамады «В предвкушении себя. От имиджа к стилю» — От имиджа к стилю или наоборот.

Однажды в Милане на Неделе высокой моды я увидела молодого человека, худого, высокого, одетого с ног до головы в Prada, включая сумку на ремне. Он нес себя гордо и очень отдельно. Я подумала тогда: вот он — чистый стиль. Потом прочитала, что total look — человек, одетый в один бренд, — это человек без вкуса. Надо же, как все сложно. Или, например, ведущие — представительницы женского пола на канале РБК. Все, за исключением Жанны Немцовой, придерживаются простоватого, яркого сексуально-делового стиля. В отличие от канала «Дождь». На «Дожде» девушки и юноши модны и альтернативны, как и положено светским интеллектуалам. А вот ведущие федеральных каналов — совсем строгие (Ирада Зейналова). Я сейчас описала имидж или стиль? Канала или ведущих?

Во как! Искусство… Не меньше. Обещают выучить за большие деньги. А может, попробовать бесплатно? Во всяком случае попробую, претендуя не на искусство, а на собственный опыт.

После моих изысканий с дизайном квартиры и дачи меня тянет на сравнения с архитектурой и декором. Недаром часто говорят об архитектуре личности, или ее архетипе. Но, как ни странно, у меня архитектура ассоциируется скорее с имиджем, чем со стилем. Не все же настолько богаты и знамениты, чтобы строить индивидуальный дом, как, например, Сальвадор Дали в Кадакесе. Художник создавал уровень за уровнем в соответствии с этапами своей жизни. Домик небольшой, в бухте Порт-Льигат, с потрясающим видом на море. Стоит отдельно, вдали от пляжей и публичных мест. Уровни не похожи между собой, впрочем, как и картины. Раннюю живопись Дали не отличить от лирических импрессионистов. Рыбачий домик художник надстраивал и перестраивал, создавая тайное духовное убежище. Позже покупал соседние, переделывал и соединял с прародителем.

А вот другой пример. Мадлен Вионне, знаменитая портниха, которая в начале XX в. освободила слабый пол от корсета и создала в платьях косой крой, совершив революцию в женском силуэте. 96-летняя «шаловливая дама», как ее описал Брюс Чатвин, жила в 16-м квартале Парижа, в здании, оставшемся от belle époque. «Фасад ее дома украшают гроздья фруктов и металлические балконы в самом тяжеловесном буржуазном вкусе. Но стоит войти в дверь, как вы оказываетесь в мире алюминиевых решеток, стен, обработанных пескоструйным аппаратом, зеркального стекла и гладких лакированных поверхностей — интерьер столь же четкий и лишенный сентиментальности, сколь и сама хозяйка, мадам Вионне».

Мне ближе второй пример. Судьба нас может занести в любую недвижимость. Я, например, четыре года жила на госдаче с казенной мебелью и посудой со штампиками. И даже там умудрялась создать свой мир. Мы редко выбираем дом, он чаще находит нас в соответствии со статусом или традицией. А вот интерьер… Вот с ним можно поиграть в себя, реконструируя заданное пространство с помощью мебели и прочих штучек.

На мой взгляд, имидж схож с архитектурой. Он весь наружу и не может существовать отдельно от социума. Хотим мы того или нет, но, будучи шоуменом, артистом, политиком, менеджером, чиновником, мы сталкиваемся с необходимостью придерживаться определенного образа. Точно так же, как архитектурный стиль находится под решающим влиянием климатических, технических, религиозных и культурных факторов, так и имидж зависит от всего перечисленного, включая и профессию. Для меня понятие «архитектурный стиль», использованное применительно к человеку, в наибольшей степени связано с имиджем. Как в архитектуре существует готика, барокко, классицизм, эклектика, модерн, конструктивизм, так и в имидже в зависимости от времени и среды можно придерживаться, к примеру, готики — тем, кто хочет продемонстрировать религиозность, барокко (в переводе — причудливый) — художникам. Классицизм характерен для чиновников, модерн — для политиков, конструктивизм — для менеджеров, эклектика — для журналистов. Может быть, в моих рассуждениях и присутствует некая натяжка, но мне так удобнее смотреть на мир. Чтобы рассуждать на какую бы то ни было тему, лучше найти любую систему отсчета. Как только я ее нашла в архитектуре и дизайне, все встало на места и теперь легче ответить на вопрос, почему образ девушек-ведущих на канале РБК так сильно отличается от того, что мы видим на канале «Дождь» или даже на канале «Россия-24».

Ведущие РБК подчеркивают своим внешним видом деловую концепцию канала. Бизнес-канал должен идти навстречу бизнесу. А бизнес достаточно консервативен в отношении женщин. Подсознательно доверяя больше мужчинам-ведущим, в женщине на экране зрители предпочитают видеть сексуальность. Что и достигается с помощью сильно декольтированного, но костюма, а не платья. Этакое смешение консерватизма с барокко. Сюда добавляются яркие цвета — от красного, желтого до зеленого и голубого. А вот Жанна Немцова на секс-сигнал плюет и формирует абсолютно деловой стиль, подчеркивая тем самым отказ от женского кокетливого заигрывания с мужчинами.

Канал «Дождь» претендует на другую аудиторию — креативный, думающий горожанин, представитель современного среднего класса. В этом случае деловая классика уступает место постмодернизму. В ход идет все: неожиданные прически и простые майки. Вычурные платья и casual-пиджаки всевозможных видов. Смешные очки и узенькие брючки с кедами. В общем, интеллектуальный глэм или что-то около хипстерской моды.

Канал «Россия-24», с одной стороны, близок к РБК, поскольку сидит на «тарелке», т. е. доступен не всем, является информационным и рассчитан на деловую аудиторию. Именно поэтому ведущие-девушки обворожительно красивы и привлекательны. Но, с другой стороны, одеты они строже, ибо представляют государственный канал, имеющий более широкий охват. Девушки в этом случае нуждаются в скромности, чтобы не обидеть случайно залетевших на кнопку консервативно настроенных зрителей.

Зачем нам это анализировать? Ну хотя бы затем, чтобы правильно одеться, когда вы идете на съемки на телевидение. Если вам важно завоевать аудиторию, причем и с помощью имиджа, то неплохо было бы для нее стать хотя бы чуть-чуть своим. Например, в кедах идти на «Первый» или «Россию» бесполезно, так же, как и являться на «Дождь» в платье в горошек и с начесом на голове. Помню, как я участвовала в ток-шоу на втором канале ТВ. Половина гостей были «своими», а половина «не своими». Среди последних — Влад Лисовец и прочие модные персонажи мужского пола, все сплошь в чиносах и лоферах на голую ногу. Я оказалась на границе двух миров и слышала, как консервативная часть возмущалась отсутствием носков у мужчин. «Обалдели просто! Ирина, ну что это такое?!» «Модно, — ответила я и, подумав, добавила: — Потому что жарко». Аргумент малоубедительный, но хоть как-то оправдывающий столь вызывающий, с точки зрения советских консерваторов, вид новомодной компании.

На телевидении можно добиваться трех задач: узнаваемости, доверия — или того и другого. Для узнаваемости «своим» не надо быть, для доверия — обязательно, для того и другого — придется работать дополнительно. В последнем случае к имиджу необходимо добавить стиль, т. е. подчеркнуть в имидже свою индивидуальность. Часто я использовала для этого аксессуары в виде очков или обувь. На программу «Железные леди» с Тиной Канделаки и Маргаритой Симоньян я явилась в скромном темно-синем брючном костюме. Но! При этом брюки сильно расклешенные, а под ними голубые кеды. Почему? Я знала, что аудитория НТВ разная, по пре имуществу мужская, но более молодая, чем у «России» и «Первого». Поэтому в моем возрасте подчеркивать сексуальность было уже глупо. Также я понимала, что буду окружена красавицами-депутатами от «Единой России». Поэтому кеды решительно демонстрировали мою непринадлежность к официозу и личную свободу. Тина оценила их по достоинству, сразу заявив, что спозиционировалась я очень четко. Кеды камера не пропустит.

Так что есть стиль для меня? То, чем мы наполняем архитектурное пространство. И здесь можно выстраивать что угодно, оно принадлежит нам, делается не напоказ, а для своего комфорта, создания органичной среды. Кстати, я заметила, что хозяева квартир, полностью отдающиеся дизайнеру, нарушают правило создания комфортной жизни. Они получают чужой проект. И исключений не бывает. Хотите органику — надо находить мастера, работающего в концепции партнерства, а не диктата. И проявлять свою инициативу на всех этапах: 1) при описании проекта; 2) при обсуждении рисунков; 3) при поиске мебели и аксессуаров. Причем не спешить с последним. Со временем все заполнится кучей одомашненных мелочей.

Мой знакомый в свое время не женился на девушке только потому, что в ее новой квартире, как в лаборатории, правил дух доктора. Ни старых фотографий, ни смешных, дешевых, но несущих острое воспоминание о чем-то давнем мелочей, ни зачитанных книг и старых журналов. Ни-че-го. Он испугался и исчез.

Именно поэтому так холодны дизайнерские квартиры, особенно когда воедино слиты и декор, и архитектурный стиль. Все слишком правильно, бесчувственно и профессионально. Один молодой философ на мой вопрос, почему секс уходит из современной городской жизни, ответил: «Очень просто. Потому что уходят помойки, бараки и прочая грязь». Что-то в этом есть! Согласитесь. Неправильности дизайна формируют чувственную атмосферу.

Стильный человек выделяется, подобно интерьеру, своей смелой «частной» внешностью. Через тщательно сработанный или стихийно созданный образ он несет самого себя, свои жизненные ценности, образ жизни, позиционирование в пространстве по отношению к другим, эпохе, прошлому и будущему. Он может делать это очень тихо, как упомянутый Андрон Кончаловский, и очень громко, до крика, как Никита Джигурда. Интеллектуально небрежно, как Александр Гордон, или подчеркнуто властно, как Владимир Соловьев. В любом случае стильные люди чаще всего зрелые, т. е. накопившие багаж ценностей думающие о смыслах и очень любящие душевный комфорт. Почти бессознательно они хотят подкреплять свой образ мышления образом внешним.

Конечно, соединить общественную необходимость (имидж) и свободу (стиль) удается немногим. Но, если воспитывать вкус, т. е. культуру сочетания фигуры и одежды, обуви, прически и лица, и не бояться оставаться свободным — не превращаться в жертву моды или, наоборот, самоуничижения, — все получится. Если хочется. А вот если надо, но не хочется, то вряд ли. Стиль, как и декор квартиры, требует энтузиазма и желания. Я думаю, несистемность стиля связана с фактором отсутствия правил для его формирования. Имидж поддается регулированию и просчету, а вот стиль — нет. Если его, что называется, просто купить, то носится он недолго и снашивается, как любая вещь, или выбрасывается, как нечто надоевшее. Стиль создают только те, кто чувствует нужные вещи, — так же, как хороший повар, творящий свое меню просто на ощупь, чувствует ингредиенты. Рецепт его блюда невозможно прописать в кулинарной книге. А если даже механически за ним повторять, то в итоге ничего не выйдет. Однажды меня в Японии угощали украинским борщом, приготовленным старательным местным поваром. Получилось смешно: цвет красный, все овощи правильно плавают, консистенция та же, а на вкус — мисо-суп.

Иногда индивидуалы стиля ищут собратьев и, постепенно распространяя свои вкусы в узкой среде, теряют собственный стиль и становятся частью субкультуры. Яркий пример: хипстеры — от жаргонного to be hip («быть в теме»). Вот, беру из «Википедии».

Time с иронией пишет: «Свитер, перешедший к вам от бабушки, очки в стиле Боба Дилана, кеды Converse и банка Pabst — бам, вот вам и хипстер». Или другие определения: «Скинни, майка с принтом, кеды Converse, блокнот Mokeskine, iPhone». Их часто обвиняют в отсутствии креативности и увлечении формой в ущерб содержанию. Типа в курсе всего современного и альтернативного в искусстве, но потребление этого всего становится самоцелью тусовочной жизни. Это о настоящем. Но и в прошлом можно обнаружить восхитительные примеры формирования философии индивидуального стиля.

Например, денди, сегодня — метросексуал. Родившись в Англии в конце XVIII — начале XIX в., дендизм взошел из джентльменства, но пошел дальше. Он претендовал не только на изысканность манер, но и на протест против подражательности и вульгарности. Денди — это яркая, нетривиальная личность, которая, нарушая правила и условности в имидже, сама диктует все новое и вводит моду. Именно так пишет Ольга Вайнштейн в своей книге «Денди». Под вульгарностью подразумевается, среди прочего, аккуратность и новизна костюма. Небрежность, изысканная скромность достигалась в том числе за счет того, что наряд старили песком или давали поносить слугам. Остались ли денди серьезной альтернативой новому буржуазному шику? Боюсь, что нет. Все растворила, как кислота, массовая продукция высоких брендов. Какое там потертое и ношеное! Все новенькое, как с иголочки. Шик убрал индивидуальность.

Стиль превратился в имидж продвинутой группы метросексуалов — щеголей — брендоманов. Если денди и существуют, то вкраплениями и только в старшем поколении. Может, это и закономерно, так как личность обрастает ценностями чаще всего с годами.

Итак, стиль, в отличие от имиджа, глубоко эгоистичен и не пытается понравиться зрителям. Человек стиля заботится о том, чтобы нравиться себе и выразить себя. А поскольку живет он сегодня в эпоху постмодерна, то стильные люди волей неволей, но, отражая эпоху, глубоко эклектичны. Постмодернизм — эпоха, начавшаяся в 60-х гг. XX в. и продолжающаяся и в наши дни. Время глубокой эклектики, не отказа от прошлого, а его пересмотра и смешивания с настоящим в попытках угадать будущее. Мы, живущие в эру пост-

модернизма, воспринимаем мир как хаос и пытаемся устоять в нем, не отметая ни классики, ни модерна во всех их проявлениях. Новый стиль появляется за счет смешения врагов (классика и модерн) и добавления вкуса настоящего. Налицо «эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления», о котором говорили философы — теоретики постмодернизма.

Думающая личность (а только таковая способна обладать стилем), конечно, отражает хаос в стиле и порядке жизни. Человек хаоса живет по плану, но готов его поменять или слегка изменить. Слушает врача так же внимательно, как и свой организм. Занимается спортом под руководством тренера, но готов плюнуть на его рекомендации. Ищет в Боге собеседника и т. д. Такой человек, одеваясь, держит в голове модные тренды, но не доверяет им вслепую. С удовольствием купит дорогую вещь, но при условии, что та реально отвечает его потребностям. Человек стиля спокойно пропустит модную тусовку, если в этот момент захочет засесть дома с книгой. Но при этом точно знает, что обувь должна быть дорогой. Как живет, так и позиционируется.

Может ли стиль отречься от своего времени? Я не думаю. Единственное, что объединяет стиль и имидж, — это вкус. А вкус порождается культурой. А культура всегда отражает эпоху. Так что на мой, глубоко субъективный, взгляд, любое тупое копирование — не стиль. Если вы оденетесь сплошь в винтаж, то будете или городским сумасшедшим, или старушкой (старичком). Если во все классическое — чиновником или фригидным богачом. Если в авангард — то актером. А где же вы сами? Как где? В творении своей жизни в эпоху быстрых перемен.

Попробуем подытожить мои рассуждения в виде таблички.

Отрывок из новой книги Ирины Хакамады «В предвкушении себя. От имиджа к стилю» — От имиджа к стилю или наоборот.

Ирина Хакамада раскрыла свои секреты молодости

Ирина Хакамада, как она сама признается, уже много лет держит вес на одном и том же уровне. Также она всегда выглядит роскошно. И дело не только в дорогих вещах, бриллиантах. Как раз наоборот, она, бизнес-тренер, может сочетать дорогую одежду с кофтами, майками, брюками из масс-маркета. Ирина прицепляет к пиджаку брошки из разряда бижутерии, при этом в часах у нее есть вкрапления драгоценных камней. Канал Piter.TV уже писал о том, что один из принципов жизни Ирины Хакамады — это шикономия. Суть ее заключается в том, что есть пункты в списке затрат, которые не могут быть вычеркнуты. При этом остальные расходы должны быть оптимизированы. Методика, как оказалось, помогает и в вопросах красоты. Канал Piter.TV узнал у экс-политика и бизнес-тренера, как женщине сохранить молодость и шикарный внешний вид.

«Здесь тоже работает принцип шикономии. Например, если она себя не запускает и хочет выглядеть шикарно, то в аптеках за три копейки продаются южнокорейские маски для лица. Что делают девушки? Они при всей занятости бегут в салон, тратят страшные деньги, их кладут на кушетки, накладывают эти маски, берут минимум сто долларов за наложение маски. Ну купите ее за пять долларов, шлепните себе вечером на лицо и смотрите кино. В чем проблема? Но делайте это каждый день. И у вас будет ухоженное лицо. Второе — очень многие тратят большие деньги на декоративную косметику. Вот у меня помада, у меня тон, вот у меня ресницы такие, а при этом вся в прыщах. Не надо! Нужно правильно питаться, очистить свою кожу, очистить свою кровь, заниматься спортом, кожа станет натянутой, здоровой. И ей не нужно становится это все, потому что мужчины видят всю вашу замаску, понимаете? От этого вы ни моложе ни интереснее не становитесь. Поэтому многие себе приклеивают ресницы, что-то там удлиняют, обкалывают силиконом, делают губы Анжелины Джоли. В результате похожи на резиновых уток в массовом количестве. Чувство меры — дар богов. Максимум естественности, только естественность надо приводить в порядок. Это не стоит таких денег, сколько стоит прикрыть, завуалировать уродство», — советует Ирина Хакамада.

В недалеком прошлом профессиональная женщина-политик на собственном мастер-классе в Северной столице «Шик без затрат» рассказывает слушателям, что, работая в сфере власти, ей нравилось выделяться среди остальных, когда дамы были ограничены правилами дресс-кода. Хакамада просто надевала, например, классическую черную юбку в пол.

Ирина предлагает всем женщинам создать свой стиль. Для этого необходимо мысленно, а лучше в реальности на бумаге нарисовать силуэт собственной фигуры. Затем добавлять другим цветом к этой картинке одежду, устраняя недостатки форм. Таким образом, вы определитесь, что вам нужно. Когда придет время пойти гулять по магазинам, вы точно будете знать, что купить. После шопинга останется только радоваться внешнему виду.

Арина Шаркова, Илья Бутаков, Дмитрий Хрыкин.

Видео: канал

Ирина Хакамада: Как одеваться, чтобы стать президентом

Даже краткое CV Ирины Хакамады читается как нетривиальный биографический роман. Младший научный сотрудник. Преподаватель. Эксперт и член биржевого совета Российской товарно-сырьевой биржи. Создала Партию экономической свободы. Избрана депутатом в Госдуму. Журналом Time включена в сотню самых известных женщин мира. Вновь стала депутатом Госдумы. Назначена председателем Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. Опять избрана в Госдуму, стала там вице-спикером. Не смогла пройти в парламент. Во время захвата Театрального центра на Дубровке вела переговоры с террористами. Баллотировалась на пост президента России. Номинировалась на Нобелевскую премию мира. Стала председателем партии «Наш выбор». Ушла из политики.

Пишет книги. По одной из них собирается снимать фильм. Ведет передачи на радио и телевидении. Совместно с дизайнером Еленой Макашовой выпускает линию одежды «ХакаМа». Читает мастер-классы о том, как в современной России быть успешным, оставаясь свободным человеком. Опираясь на собственный опыт, рассказывает женщинам, как быть счастливой, как соединить, казалось бы, несоединимые вещи – успех, деньги, любовь.

Действительно, как успешной женщине сохранить сексуальную привлекательность и не стать «мужиком в юбке»? Можно ли с помощью одежды «сбить градус» маскулинизации или, напротив, добавить себе лидерских качеств? Об этом Forbes Woman и решил расспросить Ирину Хакамаду.

«Займусь исправлением своей глупости»

F: Маскулинизация – это обычное явление для женщин, которые занимают лидерские позиции в бизнесе, политике. Как вы думаете, почему в общественном сознании и в сознании отдельной женщины это считается проблемой? В конце концов, цели-то достигнуты: налоги платятся, дети накормлены, одеты, обучены…

– Об общественном сознании мы не будем говорить, потому что и ваша страна, и наша относятся к странам более традиционалистским. Мы живем в мужском мире, поэтому социальный миф создается ровно такой, который удобен мужчине: работающая деловая женщина – это не жена, не мать. Это обсуждать неинтересно.

Но существует реальная проблема – поведение таких женщин, их взаимоотношения с мужчинами. Если вы эффективная на предприятии, в корпорации, в своем проекте, то вам приходится использовать мужские черты: жесткие интонации в голосе, необходимость держать всех в ежовых рукавицах и исполнять ваши указания, харизма, лидерство, которое требует внушать людям, что ты круче, чем другие. Человек такую модель на работе пробует, эта модель эффективна, но он не успевает переключить себя, как компьютер, на другую программу, когда приходит домой и общается с мужчиной. Это проблема. Чтобы этой проблемы не было, нужно иметь гибкое сознание и менять модели.

F: Когда женщина – лидер в бизнесе, политике, помогает ли ей ее сексуальность? Я не о пошлых вещах говорю, а о том, что вот она заходит – и видно: женщина, а не мужик в юбке.

– Сексуальность и сексапильность – это разные вещи. Сексапильность откровенная вредит на работе, поэтому ее надо превращать в сексуальность. Вы закрыты в деловой костюм, но сексуальность можно увидеть по тому, какого цвета у вас кожа, какие глаза, какая у вас поза. Все это будет считываться, это работает.

F: Если говорить о другом виде отношений «мужчина-руководитель – женщина-подчиненный», то женщинам порой приходится сталкиваться с хамом начальником. Вы советуете смотреть на него спокойно и повторять: «У тебя все равно либидо скоро кончится, а у меня оно вечное». Это обидно для мужчин, но приятно для женщин. И, тем не менее, для чего нужно «вечное либидо» в таких отношениях?

– Потому что в мужском мире существует возрастная дискриминация женщин, когда женщину после 40 называют старухой, когда женщину после 50 называют климактерической дурой. Если вы будете на это обижаться, ваша жизнь закончится досрочно. Чтобы этому психологически сопротивляться, надо внутренне всегда помнить, что у женщины либидо безгранично, а у мужчины ограниченно. Когда они хамят женщине, на самом деле они защищают себя, это всего лишь комплексы. Говорить это мужчинам никогда нельзя. То, что вы это писать будете, – это ошибка.

Если мужчина агрессивен и на вас нападает, чтобы не мучиться и не вступать в драку, нужно про себя сказать: «Ты агрессивен, потому что у тебя ограниченное либидо. Я тебя прощаю». Когда он будет вам говорить, что он начальник, а вы дура, вы ему отвечайте: «Может быть, вы правы. Я пойду и займусь исправлением своей глупости» – и всё.

Как одеться, чтобы стать президентом

F: Можно ли сбить «градус маскулинизации» с помощью одежды?

– С помощью одежды это делается достаточно просто. Деловым женщинам надо периодически носить деловые платья, юбки, топы — и тогда маскулинизация уйдет. Брючные костюмы тоже можно носить, но делать это пореже, раз-два в неделю. И второе – брюки сочетать не с пиджаком, а, например, с трикотажем, это выглядит более женственно.

F: Возможен ли обратный процесс? Если надо добавить лидерских качеств (читай: мужских) с помощью одежды, то что нужно сделать?

– Тогда наоборот – добавлять жесткие цвета, например темно-синий костюм, белая рубашка. Можно подстричься более коротко, не вешать на себя много брошек, бантиков и так далее. Тогда вы придадите себе более маскулинный вид.

F: На что женщинам постсоветского пространства опираться в составлении гардероба, если у нас нет «стилевых корней»?

– Первое – нужно нарисовать контуры своей фигуры на бумажке, а потом геометрически прикладывать к ней разные формы одежды, чтобы ваш силуэт вытягивался. В советское время у детей были такие игрушки – картонная фигура и бумажная одежда на прищепках. Надо экспериментировать вначале с помощью графики, бумаги. Как только вы нашли оптимальный силуэт, надо идти в магазин и искать в магазине. Причем не искать комплект, а искать отдельные части и комбинировать. Это дает возможность сэкономить деньги.

Никогда не подчеркивать недостатки. Не знаю, как в Казахстане, а в России все женщины, у которых есть живот и он в складках, обязательно покупают трикотажные платья, еще и размер в размер. Не надо покупать трикотаж, нужно покупать более жесткий материал – и тогда он убирает складки. Или когда хочется трикотажное платье, то нужно, чтобы оно было в виде трапеции и на размер больше. А если оно на плечах висит (плечи узкие, а живот большой), то подплечники подшейте, тогда всё платье поднимется, на плечи зайдет лишний материал, оно станет совсем трапецией – и живот совершенно исчезнет.

F: В одной из своих книг вы пошутили, что не победили на выборах президента России, потому что не так одевались. А если пофантазировать, что вы сейчас баллотируетесь на пост президента, как бы оделись?

– Я бы точно была в тёмно-синем, не в чёрном. Я бы имела прямую юбку, а не брюки, и эта юбка была бы до середины щиколотки, юбка-карандаш. И у меня был бы очень маленький, очень короткий трикотажный пиджак с подложными плечами. А под него бы я надела очень маленькую маечку.

F: Почему такое внимание к цвету – не чёрный, а тёмно-синий?

– Потому что чёрный слишком типичный, а президенту надо выделяться. К тому же тёмно-синий брюнеткам идет больше, чем чёрный. Во-вторых, тёмно-синий более деловой, а чёрный более вечерний. В-третьих, тёмно-синий – более холодный, а чёрный более теплый, поэтому он (тёмно-синий) подчеркивает вашу позицию, что вы типа высоко.

«Главная проблема – захотеть»

F: Считается, что хорошая жена, мама и бизнес-леди – понятия несовместимые. У вас прямо противоположная точка зрения. Почему?

– Это можно совместить по одной простой причине: энергетические, психические и интеллектуальные возможности человека не имеют границ. Поэтому главная проблема – захотеть. Если вы захотите – вы это сделаете.

F: Вы читали мастер-классы в нашей стране. Заметили разницу между аудиториями в России и Казахстане?

– Никакой разницы нет. У вас аудитория умная, очень любознательная, продвинутая, даже более любознательная и продвинутая, чем у нас, – женщины у вас умнее, и они хватают намного быстрее. Они смелые, с железной волей, как все восточные женщины, поэтому они очень быстро понимают, что им нужно делать, и, в отличие от нас, начинают это исполнять прямо на следующий день.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: