Предметы декоративной косметики
Косме́тика
(от др.-греч. κοσμητική — «искусство украшать, наряжать», далее от κοσμητικός, κοσμέω) — учение о средствах и методах улучшения внешности человека. Косметикой также называют средства и способы ухода за кожей, волосами и ногтями, также ротовой полостью, применяемые с целью улучшения внешности человека, а также вещества, применяемые для придания свежести и красоты лицу и телу[1].
Косметология
— раздел медицины, разрабатывающий средства и мероприятия улучшения внешности человека (его кожи лица и тела) посредством маскировки или устранения дефектов кожи, применения пластических операций и др.
Косметика подразделяется на две основные группы: гигиеническая (мыло, лосьон) и декоративная косметика (губная помада, тушь для ресниц).
Слово «косметика» впервые было использовано в 1867 году, во время проведения Международной выставки в Париже, где парфюмерия и мыловаренная промышленность выставляли свою продукцию отдельно от фармацевтической[2]. Вскоре симбиоз из парфюмерии и мыловарения превратился в отдельную отрасль, которую мы теперь называем парфюмерно-косметическая промышленность.
В каждой стране имеется свой собственный список косметики, закреплённый законодательным путём. Так, в некоторых странах мыло не относится к косметике. Food and Drug Administration даёт такое определение: косметика — это практически всё, что можно «втирать, наливать, рассыпать или распылять, вводить или другим образом наносить на человеческое тело… для очищения, украшения, повышения привлекательности или изменения внешности»
[3]. В России в список косметики входят эфирные масла, основные инструменты ароматерапии.
Авторитетной организацией, классифицирующей косметические продукты, является CIDESCO — международный комитет по косметологии и эстетике. Именно эта классификация считается общепринятой и разделяет косметические продукты на сегмент: рынок товаров массового производства (mass market
), рынок товаров средней категории (
middle market
), люкс, профессиональную и космецевтику[4].
В современном мире наметилась тенденция сближения косметики с фармацевтикой. Появляется новый вид косметики, представляющий собой смесь косметики и лекарств. Это направление получило название «космецевтика
». Однако многие страны, и, в частности, США, считают это направление в развитии косметики опасным для здоровья человека, и требуют, чтобы производители чётко разделяли лекарства и косметику.
Содержание
- 1 История декоративной косметики
- 2 Косметика в России
- 3 Основные косметические продукты и принадлежности
- 4 Косметика для ухода за кожей лица
- 5 Состав косметики
- 6 Международная номенклатура косметических ингредиентов
- 7 Требования безопасности
- 8 Опасные и бесполезные ингредиенты в составе косметики 8.1 Эндокринологические побочные эффекты
- 8.2 Диоксан (1,4-диоксан)
- 8.3 Нитрозамины
- 8.4 Коэнзим Q10 и витамин С
- 9.1 Чувствительная кожа
История декоративной косметики[ | ]
См. также: Косметика в Древнем Риме
Тулуз-Лотрек. Женщина, ухаживающая за лицом (1889)
В Древнем Египте подведение глаз у фараонов не имело отношения к косметике, а было необходимым атрибутом защиты от злых духов. Подводя глаза, египтяне отгоняли духов, которые, как они считали, имеют обыкновение проникать в душу человека через глаза. Масляные ароматные конусы, которые египтяне носили на голове, также не имели отношения к косметике: живя во влажном и жарком климате, они таким способом защищались от лучей солнца и насекомых. Древние египтяне использовали ароматические масла и мази, чтобы очистить и смягчить свою кожу, защитить её от солнца и ветра и даже замаскировать запахи тела[5].
Жители Древнего Рима хорошо разбирались в искусстве макияжа. Они активно использовали kohl (уголь) в качестве краски для век, фукус (focus), в основном, красного цвета, — для щёк и губ, воск — в качестве средства для удаления волос, ячменную муку и масло — для удаления прыщей, а пемзу — для отбеливания зубов. Они также красили волосы в чёрные или светлые цвета в зависимости от веяний моды.
Косметика в сегодняшнем понимании, как средство улучшения внешнего вида, появилась около полутора тысяч лет назад: древние греки возродили древнеегипетские традиции разрисовывать лицо, но уже не как нечто жизненно важное, а исключительно в эстетических целях. К IV в. до н. э. греки снимали волосы с тела, подводили брови, накладывали на лица тональные кремы белого цвета, красили губы, чистили зубы, жевали жвачки и окрашивали волосы в золотистые цвета. При рассмотрении минойских фресок, сосудов, предметов декора, можно понять, что женщины той эпохи широко пользовались косметикой: используя красную краску для губ, белую для лица, чёрную для глаз. А также использовали специальные пинцеты для выщипывания густых бровей[6]. Вслед за ними другие народы занялись украшением внешнего вида. Сейчас мы называем этот процесс «макияжем» или «нанесением декоративной косметики»[7].
В Европе в средневековый период было модно иметь бледные лица. Богатые люди, которым не было нужды работать на открытом воздухе и подвергать свои лица загару, подчёркивали своё благосостояние именно тем, что имели бледный цвет лица. Испанские проститутки, наоборот, красили лица в розовый цвет, подчёркивая тем самым своё отличие от бледнолицых женщин высшего общества. В XIII веке женщины, относившиеся к королевскому роду, пользовались губной помадой розового цвета для демонстрации их принадлежности к высшей власти.
В эпоху Итальянского Ренессанса у женщин было в моде красить лица свинцовыми белилами. Свинец вреден для здоровья людей, но в отличие от мышьяковой пудры, он не использовался в качестве отравляющего вещества. В то время в Италии была широко известна пудра под названием «Аква Тоффана» (Aqua Toffana), названная так по имени её создательницы — синьоры Тоффаны. Эта пудра предназначалась только для женщин из богатых семей. В контейнере с пудрой находилось приглашение клиентке посетить синьору Тоффану для получения инструкций по применению пудры. Во время визита женщины синьора Тоффана объясняла ей, что пудрить щеки следует только тогда, когда муж находится рядом. В результате при содействии синьоры Тоффаны шестьсот мужей отправились в мир иной[8].
В Англии Елизаветинской эпохи косметика считалась вредной для здоровья, поскольку бытовало мнение, что она не позволяет влаге испаряться естественным способом и препятствует нормальному выходу энергии. В период Французской Реставрации XVIII века красные румяна и губная помада олицетворяли собой страсть, неистовство, а их обладатели считались здоровыми жизнерадостными людьми. Так обстояло дело во Франции, однако многие люди в других странах негативно относились к чрезмерному пользованию косметикой. Нередко высказывались мнения, что накрашенные французы вызывают отвращение, поскольку им есть что скрывать.
В XIX веке декоративная косметика постепенно стала входить в повседневный обиход, то это были уже средства естественных тонов, при помощи которых лицам придавался здоровый румяный цвет. Но и тогда чрезмерное использование косметики воспринималось негативно и рассматривалось как греховное.
Викторианское бледное лицо оставалось в моде до 1920-х годов, вплоть до того времени, когда началось массовое производство и повсеместная торговля косметическими средствами. В 1960-х годах произошёл поворот в декоративном оформлении лица: вместо белых губ и египетского разреза глаз в моду вошли фантастические образы, например, нарисованная на лице бабочка. Такое «украшение» было в чести во время загородных прогулок высшего светского общества. Вплоть до конца 1970-х — начала 1980-х годов в моде оставались облики с ярко выраженной подводкой глаз самых разных цветов и оттенков.[9] но и не только.
Косметика в России[ | ]
Женщины Древней Руси уделяли большое внимание уходу за кожей и нанесению декоративной косметики. Отличие от западных женщин состояло лишь в том, что каждому цвету они придавали магическое значение. Одни цвета считались притягивающими любовь и удачу, другие, напротив, могли принести несчастье.
В качестве румян и губной помады использовался сок малины, вишни и свёкла. Глаза и брови подводили сажей. Лицо отбеливали пшеничной мукой. Шелухой лука красили волосы в золотистый цвет. Чтобы стать блондинкой, использовали смесь шафрана и ромашки. О коже лица русские женщины заботились очень трепетно. Использовали молоко, сметану, мёд, яичный желток, жир животных, а также огурцы, капусту, морковь, свёклу. Для отбеливания и избавления от веснушек применяли сок огурца или отвар петрушки. Настой василька использовался при жирной, пористой коже. Подорожник, крапива, мать-и-мачеха, корни лопуха служили для лечения перхоти и против выпадения волос.
Рецепты ухода за кожей были тщательно описаны. Так, в XII веке внучка Мономаха Зоя (Евпраксия) написала книгу «Мази», Трактат Евпраксии-Зои хранится в библиотеке Лоренцо Медичи во Флоренции. Полученный в 1955 году профессором Б. Д. Петровым микрофильм переведён и находится в Российской государственной библиотеке, где были собраны сведения не только о лечении различных заболеваний, но и приведены советы по уходу за волосами, за телом, перечислены средства от запаха изо рта и для чистки зубов. В известном в то время приложении к журналу «Московские ведомости» (издавался с 1756 года) «Экономический магазин», издававшейся в России с 1780 года, постоянно печатались различные рекомендации по уходу за внешностью и применению растительной косметики[10].
Промышленному выпуску косметики в России положила начало основанная в 1843 году в Москве фабрика Альфонса Рале. Она выпускала пудру, мыло «Тридас», губную помаду и духи. В 1846 году Рале разрешили печатать российский герб на своей продукции. Магазины его торгового дома находились в Москве, Петербурге, Харькове, Одессе. После прихода к власти большевиков фабрика Рале была переименована в парфюмерно-косметическую фабрику «Свобода».
В 1864 году в Москве была основана мыловаренная лаборатория Генриха Брокара. Дела пошли успешно, и вскоре фабрика стала выпускать духи и помаду. Брокар был возведён в ранг поставщика двора императорского величества. В 1878 году Брокар удостоился бронзовой медали на Всемирной выставке в Париже, а, позже, в 1889 году, получил Большую золотую медаль. После революции фабрику национализировали, и она продолжила работу под новым названием «Новая заря».
В 1885 году А. М. Остроумов изобрёл мыло от перхоти, которое сразу же завоевало большую популярность. За мылом последовал крем «Метаморфоза». После революции фабрика Остроумова была объединена с фабрикой Бодло и получила название «Рассвет».
Основные косметические продукты и принадлежности[ | ]
Для лица
Для лица используются тональный крем, BB/CC-крем, пудра, они выравнивают тон лица и частично скрывают какие-либо изъяны. До нанесения тональной основы при необходимости используется база под макияж. Она нужна для выравнивания рельефа, повышения стойкости макияжа, коррекции цветовых несовершенств кожи. Для точечного скрытия недостатков используется консилер и корректоры. Для визуального моделирования скульптуры лица существуют скульптор, бронзер, хайлайтер. С помощью них, например, можно сделать более заметными скулы, визуально изменить форму или размер носа.
Для глаз
Для макияжа глаз существуют тени, кремовые тени, тинты они позволяют визуально корректировать форму глаза, скрывать нависшее веко, а также просто используются для яркости образа в целом. Карандаш и подводка нужны в основном для рисования стрелок, также с помощью них визуально подчеркивают линию роста ресниц, оттеняют цвет радужки глаз. Тушь делает ресницы более длинными, объёмными, выразительными, также для всего этого можно использовать накладные ресницы.
Для губ
Для губ существуют помады и блески. Также используются специальные карандаши для губ, чтобы скорректировать форму губ и уплотнить цвет и добавить стойкости наносимому поверх средству.
Для бровей
Для бровей используются специальные карандаши, помады, гели.
Кисти
Чаще всего косметические продукты наносят кистями. Существует множество видов кистей в зависимости от того, для каких продуктов они предназначены. Кроме использования кистей можно также наносить продукты спонжами, бьюти-блендерами и непосредственно руками или пальцами.
Косметика для ухода за кожей лица[ | ]
Такая косметика подразделяется на виды, в соответствии с этапом ухода за кожей, для которого она предназначена. Выделяют следующие виды косметики для ухода: очищения, тонизирования, увлажнения, питания и защиты кожи. Также косметические средства можно подразделить в зависимости от типа кожи, для которого она подходит: нормального, сухого, комбинированного, жирного, проблемного.
Как правильно выбирать декоративную косметику
Очень часто, ошибаясь в выборе декоративной косметики, женщины не только выбрасывают деньги на ветер, но и наносят вред здоровью кожи и внешности. Поэтому важно знать основные правила по выбору косметических средств.
К примеру, при выборе тонального крема следует учитывать не только плотность покрытия и удобство нанесения, но и тип кожи. Для сухой или нормальной кожи рекомендуется выбирать сатиновое сияющее покрытие с текстурой крема, которое увлажнит кожу и придаст здоровый тон. Для жирной кожи идеально подойдет матовое покрытие с текстурой крем-пудры, которое будет препятствовать появлению жирного блеска. Для чувствительной и проблемной кожи лучше всего выбирать тональные крема, которые не содержат масел и отдушек.
Кроме текстуры тонального крема необходимо учитывать его тон. Тестировать тональную основу необходимо на подбородке или скулах. Так, для загорелой кожи отлично подойдут песочные оттенки или слоновая кость, а для розоватой или бледной кожи – светлые кремовые и бежевые оттенки.
При выборе румян стоит помнить, что кремовые румяна визуально смотрятся более натуральными в отличие от рассыпчатых. Для темной кожи идеально подойдут румяна лиловых и коралловых оттенков, а светлой – персиковые и нежно-розовые.
Тени для век тестируют на внутренней стороне запястья с помощью ватного диска. Оттенки теней подбирают в зависимости от цвета глаз, волос и тона кожи. Лучше всего остановить свой выбор на рассыпчатых тенях, поскольку жидкие имеют свойство скатываться и размазываться.
Карандаши для подводки глаз тестируют на тыльной стороне ладони, а затем проводят по ней пальцем, в том случае, если подводка полностью размазалась, то ее приобретать не стоит.
В настоящее время существует большой выбор туши, которая имеет определенные свойства, самая лучшая тушь обладает тонкой и длинной кисточкой. При выборе оттенка этого косметического средства необходимо основываться на цвете глаз, так, черная тушь подойдет всем, зеленая, синяя и бордовая кареглазым дамам, а фиолетовая подчеркнет серо-голубые и зеленые глаза.
Тестирование помады и блеска для губ проводят на подушечках пальцев, после нанесения стоит проверить средство на липкость. Также на каждой помаде есть специальная пометка, например, «gloss» означает, что помада добавит блеска, а «lacquer» — максимум цвета.
Кроме определения текстуры и тона, необходимо внимательно читать состав каждого средства, в качественной косметике всегда должны содержаться витамины (обычно А, Е и С), гиалуроновая кислота и растительные экстракты (масло жожоба или авокадо; экстракт розмарина, календулы или ромашки; сок алоэ вера). Также стоит обратить внимание на срок годности. В последнее время производители декоративной косметики не указывают дату производства на тюбике, вместо этого наносят код, который не дает никакой информации человеку. По европейским стандартам декоративную косметику в упаковке можно хранить 36 месяцев.
Состав косметики[ | ]
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 5 февраля 2014 года . |
Косметика состоит из различных ингредиентов, выполняющих определённые функции. Один и тот же ингредиент может обладать несколькими свойствами. Все ингредиенты делятся по группам:
- Абразивные вещества — материалы повышенной твёрдости, применяемые в массивном или измельчённом состоянии для механической обработки других материалов. Естественные абразивные вещества — кремень, наждак, пемза, корунд, гранит, алмаз и др.
- Поглотители (абсорбенты)
- Вещества против перхоти
- Противомикробные вещества
- Антиоксиданты — природные или синтетические вещества, замедляющие или предотвращающие окисление органических соединений. Применяются как для защиты самого косметического продукта от окисления, так и для защиты кожи от свободных радикалов, являющихся одной из причин старения кожи.
- Антистатики — вещества, понижающие статистическое электричество, применяются в шампунях и кондиционерах для волос.
- Связующие вещества — вещества, предназначенные для склеивания зёрен кварцевого песка и других наполнителей стержневой смеси или формовочной смеси.
- Биологические добавки — композиции биологически активных веществ.
- Отбеливающие вещества — помогают бороться с пигментацией кожи.
- Растительные компоненты — сюда входят растительные экстракты, масла и др. ингредиенты приносящие коже пользу.
- Буферное вещество
- Хелатообразующие — вещества, благодаря которым, возникают дополнительные неко-валентные связи в тех структурах, в которых атом водорода (или металла), связанный ковалентной связью, ориентирован между двумя электронодонорными фрагментами одной и той же молекулы, предоставляющими этому атому водорода (или металла) дополнительное электронное облако.
- Красители
- Денатуранты — это смеси этилового спирта (основа) с небольшим количеством метанола и керосина или других денатуратов в зависимости от законодательства страны. Денатурированный спирт или денатурат предназначается для различных технических и медицинских целей, но отнюдь не для изготовления каких бы то ни было спиртных напитков. Денатуранты можно также назвать промышленными спиртами, так как данные спирты используются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в технических или промышленных целях.
- Вещества для удаления волос
- Эмоленты — вещества, смягчающие кожу и волосы.
- Эмульгаторы — стабилизаторы эмульсий, способствуют созданию однородной консистенции кремов.
- Пленкообразующие
- Пенообразующие
- Ароматизаторы (отдушки) — могут вызывать аллергию.
- Вещества, удерживающие влагу — способствуют увлажнению кожи.
- Контрастеры
- Окислители
- Пигменты
- Консерванты
- Различные газы
- Регенерирующие кожу ингредиенты — способствуют её восстановлению.
- Растворители
- Поверхностно-активные вещества или ПАВы — применяют в очищающих средствах и шампунях.
- УФ-фильтры — защищают кожу и продукт от солнечного излучения.
- Регуляторы вязкости — делает продукт более густым или наоборот жидким с флюидной текстурой.
При составлении рецептуры косметики учитываются многие аспекты: она должна привлекать покупателей своим ароматом и консистенцией, быть удобной и простой в использовании, а главное — исполнять своё основное предназначение — улучшать внешность, придавать свежесть и красоту лицу, телу, волосам, ногтям и т. д. Чтобы соблюсти все требования, в рецептуру добавляют множество веществ, которые не имеют отношения к её основному предназначению — уходу за внешним видом. Включение дополнительных веществ в состав косметики обусловлено исключительно маркетинговыми соображениями[источник не указан 3380 дней
]. К ним относятся антикоррозионные вещества, антистатики, связующие вещества, контрастеры, вещества, регулирующие вязкость. Добавление эмульгаторов, например, обусловлено необходимостью смешать несмешиваемые в природе вещества — жиры, масла и воду, в противном случае косметика не будет иметь товарный вид, будет растекаться и расслаиваться.
Основное назначение консервантов в составе косметики — предотвращение роста вредных микроорганизмов, которые могут привести к различным заболеваниям, а также чтобы косметика как можно дольше сохраняла свой товарный вид: не расслаивалась, не теряла консистенцию, не изменяла цвет и запах. Если в состав косметики входят вода и жир, в такую косметику добавляют обычно два консерванта — для защиты водной части и для защиты жировой части косметики.[8] В качестве консервантов используют, в основном,[источник не указан 3380 дней
] т. н. «парабены».
Исследования безопасности ингредиентов косметики можно изучить в CIR[11] и Environmental Working Group, где даны ссылки на исследования ингредиентов.
Как мылись
Мылись тогда, потея в бане и намазывая себя оливковым маслом, которое потом снималось специальным инструментом, похожим на кривой тупой нож или скребок — стригилем. Мыло было известно, но оно было слишком жестким для тела — им только стирали.
В Древнем Риме такие «соскобы» гладиаторов высоко ценились и продавались весьма дорого — считались универсальными афродизиаками и применялись как косметика самостоятельно или в составе препаратов для привлечения противоположного пола.
В Средние века корректуру в дело косметики внесла тогдашняя медицина, упрямо предпочитавшая теорию миазмов. Суть идеи проста: все болезни от плохих запахов. Хотите улучшить экологию и здоровье — улучшайте, облагораживайте запахи. Такая точка зрения бытовала почти до середины ХХ столетия. Как таковой медицине это не помогло, но вот химии и парфюмерии такое заблуждение дало солидный стимул.
Часто парфюмеры были и фармацевтами. И наоборот. Особого контроля за процессом не существовало, а потому каждый автор мудрил, как хотел. И не всегда полезно. Случалось, что клиентура и помирала. Впрочем, с парфюмерией и лекарствами это не связывали. То воля Всевышнего.
Духи, саше, помады, пудры в то время придумывали и применяли в невообразимых количествах. Ошалевшие от такого спроса, алхимики вместе с парфюмерами сообразили массу новых методов и технологий.
Духами умывались, мыли руки, обтирались. Их даже пили. Наполеон Бонапарт, между прочим, в сутки употреблял до трех флаконов одеколона.
А вот на кожу что-либо наносили редко. Чаще парфюмом умащивали носовые платки, воротники, шляпы, парики. Просто считалось, что так засоряются поры, а потому нарушается нормальный воздухообмен и нормальное функционирование кожи. Любопытно, но именно по этой причине старались пореже принимать ванну — ванна раскрывает кожу и снижает защиту организма.
Международная номенклатура косметических ингредиентов[ | ]
Бурное развитие косметической промышленности потребовало упорядочить работу с ингредиентами, входящими в состав косметики. Этим занялась основанная в 1894 году организация — The Cosmetic, Toiletry, and Fragrance Association (ныне The Personal Care Products Council). CTFA принадлежит авторство Международной номенклатуры косметических ингредиентов. Первый словарь ингредиентов CTFA выпустили в 1973 году. Он включал всего 5 тыс. ингредиентов. Каждому был присвоен свой номер согласно «Chemical Abstract Service Registry» (CAS). В 1994 году было выпущено уже пятое издание словаря, который назывался International Cosmetic Ingredient Dictionary и содержал 6000 ингредиентов. В 2006 году выпущено 11 издание, но уже под названием Номенклатуры International Nomenclature of Cosmetic Ingredient (INCI), в которой содержалось более 13 тыс. ингредиентов (за 12 лет количество ингредиентов увеличилось больше чем в два раза).
В 2010 году было выпущено 13-е издание номенклатуры «International Cosmetic Ingredient Dictionary & Handbook», в которую включено уже 17,5 тыс. ингредиентов.
В России не существует единого словаря косметических ингредиентов. Однако в законодательных актах упоминается INCI и даются следующие рекомендации: «По усмотрению изготовителя допускается указание списка ингредиентов в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (International Nomenclature of Cosmetic Ingredients, INCI) с использованием латинской графической основы».[12]
Российская косметика
В России косметика промышленного производства прививалась плохо. Парфюмер Брокар сетовал на то еще с1904 по 1913. Большинство мылись уксусом или щелоком, а для запахов предпочитали донник в шкафу с бельем.
Уксус могли применять и для румянца — кислота раздражала кожу, отчего та краснела.
Красавицы Российской империи применяли в качестве туши для ресниц смесь сажи и ядрового мыла. Штука получалась выразительная, но плакать и попадать под дождь было с такими глазками нехорошо — резало нещадно.
Брасматиков и кисточек не полагалось. Тушь наносили пальцами. Иногда применяли художественные кисточки из колонка.
Прыщи бороли борным спиртом, который разводили сами. Иногда (уже много позднее) добавляли пливасепт. Сейчас утверждают, что это не очень полезно. Но тогда средство было в ходу.
Смесью мыла и перекиси водорода выводили нежелательную растительность на теле. Для желающих попробовать сообщаю, что такая адова смесь съедала не только волосяные луковицы, но и пигментацию кожи. Но это побочное действие считалось незначительным.
Эти средства вполне себе дожили и до советских времен. Сочетание таких красот с морковной помадой можно было встретить даже во времена Брежнева. А уж сразу после войны в ход шло все — от тертого кирпича до жженых лучинок из липы для черноты и контура. Так что свекла и перекись водорода были еще роскошью.
Нечто подобное встречал даже я (хотя и редко) в 1970-х. Правда в деревне. И среди совсем древних бабулек.
Опасные и бесполезные ингредиенты в составе косметики[ | ]
Вредные ингредиенты и примеси в косметике встречаются значительно чаще, чем хотелось бы, а некоторые из них представляют реальную угрозу для здоровья. Среди них дурной славой пользуются: 1,4-диоксан, нитрозамины и химические вещества, которые влияют на эндокринную и гормональную системы.
Эндокринологические побочные эффекты[ | ]
В современном индустриальном обществе в окружающую среду выбрасывается большое количество химических соединений, которые оказывают негативное влияние на здоровье человека, и, в частности, на эндокринную систему и гормональный фон организма в целом. Эти вещества получили название ксеноэстрогенов[en]. Они попадают в косметические средства и пищевые продукты из пластиковых упаковок. Ксеноэстрогены также входят в состав моющих средств в виде поверхностно-активных веществ и антиоксидантов, используются в очищающих средствах, косметических препаратах, туалетных принадлежностях и пищевых продуктах. Например, BHA (бутилированный гидроксианизол, Butylated hydroxytoluene) используется в качестве антиоксиданта. Вещества, относящиеся к группе фталатов: дибутилфталат, ди-2-этилгексилфталат, ди-изопропилфталат и бензилбутилфталат. Опасность их состоит в том, что они имеют особенность накапливаться в тканях человеческого тела, и с течением времени уровень их содержания становится все выше и выше, что может отразиться на работе эндокринной системы[16].
Диоксан (1,4-диоксан)[ | ]
Это вещество является хорошо известным канцерогеном (веществом, вызывающим раковые заболевания). 1,4-диоксан был получен случайно, как нежелательный побочный продукт при производстве некоторых косметических ингредиентов — когда две молекулы оксида этилена соединяются во время побочной химической реакции. Прежде чем использовать ингредиент в косметике, это химическое соединение необходимо тщательно удалить посредством выпаривания в вакууме. Оксид этилена также применяется в косметике как поверхностно-активное вещество, эмульгатор и пленкообразователь. В составе косметики его можно выделить по названию: PEG, полиэтиленгликоль, полиоксиэтилен, а также химические вещества с окончанием «-эт» (например, семейство лаурет) или «-оксинол».[8].
Нитрозамины[ | ]
Нитрозамины, иначе называемые N-нитрозосоединения, являются агрессивными канцерогенами, способными проникать в организм человека через кожу. Они не используются в качестве ингредиентов для косметических средств, как, например, диоксан. Они могут образовываться случайно во время получения отдельных ингредиентов, либо при взаимодействии двух абсолютно безопасных ингредиентов в составе конечного продукта. Даже химические вещества, выделяемые кожей человека, могут вступать в реакцию с ингредиентами, в результате чего образуются нитрозамины. Известно, что некоторые ингредиенты являются нитрозирующими веществами, например: нитрит натрия, используемый в качестве ингибитора коррозии, некоторые краски для волос, консерванты, такие, как 2-бром-2-нитропропан-1,3-диол (БНПД; бронопол) и 5-бром-5-нитро-1,3-диоксан (бронидокс; С Bronidox)[17]. Поэтому известные производители косметики не используют данные ингредиенты в составе косметики.[источник не указан 3291 день
] Однако указанные вещества можно встретить в составе косметики, которая производится на постсоветском пространстве.
Коэнзим Q10 и витамин С[ | ]
Активно используются в омолаживающей косметике и так же активно рекламируются её производителями, как эффективные ингредиенты в борьбе с морщинами. Однако, эти вещества довольно быстро разрушаются под воздействием окружающей среды, поэтому в глубокие слои кожи их проникает очень мало.
Косметика в Древней Греции
В Древней Греции также любили косметику. О косметических средствах можно прочитать и в «Одиссее» Гомера, и в трудах известного древнегреческого врача Гиппократа, который описывал ряд средств, позволяющих стать женщинам еще краше.
Гречанки красили губы, румянили щеки, осветляли волосы. Тушь для ресниц греческие девушки делали из сажи, помаду из кошенили (травяная тля) или же с добавлением пигментов сурик, киноварь, которые, к слову, ядовиты.
О ядовитости некоторых косметических средств, а соответственно их вреде, уже позже, во времена Древнего Рима, будет писать врач Клавдий Гален. Ведь киноварь – это ртутный минерал, а сурик – минерал, содержащий в своем составе не менее вредный для здоровья свинец. Тем не менее, римлянки все равно будут использовать свои помады.
Болезни, вызываемые косметикой[ | ]
Чувствительная кожа[ | ]
Многие женщины, полагающие, что у них аллергия на косметические средства, на самом деле страдают от раздражения, вызванного одним или группой химических веществ, входящих в состав косметических средств. Исследования, проведённые в ЕС,[18] показали, что 42 % женщин считают, что у них чувствительная кожа. Если кожа быстро реагирует на применение косметических средств, содержащих раздражающие компоненты, то можно с уверенностью сказать, что это чувствительная кожа. Нередко такие проявления, как зуд, красные пятна, а иногда и сыпь (крапивница), быстро проходят, если поражённый участок помыть водой или успокаивающим лосьоном. Как правило, чувствительность кожи провоцируют ароматизаторы и красящие химические вещества, а также консерванты, солнцезащитные фильтры и многие другие, как натурального, так и синтетического происхождения. Чувствительность кожи также бывает и врождённая. Для такой кожи характерен светлый тон, тонкость эпителия; видимая и ощутимая организмом реакция на изменение температуры окружающей среды (покраснение, покалывание), а также ультрафиолет (как правило, такая кожа вырабатывает сравнительно небольшое количество меланина, вследствие чего быстро краснеет под прямыми лучами солнца).
Аллергия[ | ]
Аллергическая реакция возникает тогда, когда иммунная система организма вступает в реакцию с веществом, которое обычно не вызывает таких реакций у других людей. Симптомами аллергии являются: зуд, образование опухолей на коже, сыпь. Появления простых аллергических реакций можно избежать, если прекратить пользоваться косметическими средствами, вызывающими негативный эффект. Определить такие средства можно, только проконсультировавшись у врача или в результате проведения кожной аллергической пробы[19].
Акне и угри с чёрными головками (комедоны)[ | ]
Угри с чёрными головками возникают тогда, когда волосяные мешочки или сальные железы кожи оказываются заблокированными жирной смесью, состоящей из кожного сала (натуральный кожный жир) и кератина (грубый волокнистый белок, который покрывает кожу, волосы и ногти). Эта смесь затвердевает и превращается в пробку, которая при соприкосновении с воздухом приобретает чёрный цвет. Если в такие пробки попадают бактерии и обретают способность размножаться, то угри с чёрными головками становятся инфицированными и образуются красные прыщи — акне. Одной из причин возникновения акне являются масляные или жирные вещества, которые проникают в поры кожи вместе с косметикой и закупоривают их.[8]
Мода на косметику
Тогда же появилась мода красить хной ногти — это был признак благородный кровей. Кстати, чуть позднее, на Востоке мужчины тонировали хной бороды — это был показатель высокого статуса. Право на это имели не всякие. Как после в Риме не все имели право на пурпурный цвет — то была палитра императора.
От египтян моду на косметику переняли греки. В ход шли мед и оливковое масло, пряности и воск. Последним, кстати, проводили эпиляцию — у греков была привычка избавляться от волос на теле подчистую, независимо от пола.
Любопытно, но такая привычка ухаживать за собой вполне позволяла не обращать внимание на паразитов. Понимание того, что можно обходиться без гельминтов и кожных паразитов, пришло к человечеству только под конец XIX века.
До того вши и глисты воспринимались обязательными спутниками. Археологи Помпей, Стабии и Геркуланума утверждают, что заражение древних людей подобной дрянью было повальным.
Губы красным красили благородные дамы — красный цвет во все времена считался уделом аристократов. В состав помады, между прочим, входил собачий жир.
Стандарты натуральной косметики[ | ]
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 5 февраля 2014 года . |
1 сентября 2009 года Европейские сообщества при участии BDIH (Германия), Bioforum (Бельгия), Cosmebio & Ecocert (Франция), ICEA (Италия) и Soil Association (Великобритания) приняли стандарт (Cosmos-standard) натуральной косметики и косметики «органик».
В состав натуральной косметики и косметики «органик» должны входить пять видов ингредиентов: вода, природные минералы, растительные ингредиенты, которые получают физическими и химическими методами, а также другие группы ингредиентов.
Производители косметики, которые заявляют о своей продукции как о натуральной, обязаны предоставлять следующую информацию: происхождение и способ получения ингредиентов, полный состав косметики, условия хранения, производства и вид и качество упаковки, состояние окружающей среды, различные сертификаты соответствия.
Запрещено включать в состав натуральной и «органик» косметики наноматериалы, использовать сырье из генетически модифицированных продуктов, радиоактивные вещества. Также запрещено тестировать косметику на животных. Однако такое тестирование ингредиентов разрешено, исходя из законов страны-производителя.
Для отнесения того или иного ингредиента к категории «натуральный» или «органик» используются специальные формулы, где учитывается соотношения: качество сырья, способ получения ингредиента и другие показатели. В результате каждому ингредиенту присваивается определённое цифровое значение — баллы.
Для того, чтобы продукция определённого бренда была сертифицирована как «органик» или как «натуральная», 95 % всех используемых в составе натуральных ингредиентов должны быть произведены физическими методами и не меньше, чем 20 % косметики одного бренда должно иметь сертификаты «органик». Исключение составляет быстро смываемая косметика (rinse-off — например, очищающие средства), лосьоны и пудра. Не меньше 10 % такого вида косметики может быть сертифицировано как «органик».
Также в Cosmos-standard подробно описана тара, в которой органическая косметика может храниться. В частности, запрещено хранить такую косметику в пластиковой таре[20].
Отличительным знаком для натуральной косметики и косметики «органик» является маркировка косметики обозначениями: «Cosmos-Organic» или « Cosmos-Natural». В названии косметики не допускаются обозначения типа «organic shampoo» и т. п. Правильное написание: «Shampoo with organic jojoba oil»[21].
Стандарт Ecocert (Франция) гарантирует, что:
- При производстве продукции используется экологически чистое сырье (полученное без применения пестицидов, химических удобрений, регуляторов роста).
- Производственный процесс не наносит вреда окружающей среде.
- Продукция на 95 % состоит из натуральных компонентов и не имеет в своём составе парабенов, феноксиэтанола, ГМО (генетически модифицированных организмов), минеральных масел, парафина, вазелина, синтетических отдушек и красителей и других вредных веществ.
В России нет чёткого определения, что собой представляет «натуральная» или «органическая»-косметика. На данный момент существует единственный российский стандарт для натуральной косметики — Bio.Rus, его правила менее жёсткие, чем у основных международных стандартов[22].
Минеральная косметика: когда случился бум?
Около 35-40 лет назад произошел бум на минеральную косметику. Этому явлению поспособствовало целых два занимательных исторических факта, которые имели место быть всего пару десятилетий тому назад.
- Правительство США обязало производителей косметики указывать состав производимой ими продукции на упаковке. Косметологи, медики и химики были потрясены! Оказалось, что в помады, пудры, тени, тушь всемирно известные бренды добавляют огромное количество «химии», не щадя красавиц, желающих преобразиться и, как следствие, скупающих такие средства в огромном количестве.
- Голливудские звезды имели нужду в постоянном ношении макияжа. Если бы они использовали в повседневной жизни косметику тех времен, которая была не просто небезвредной, но еще и небезопасной, это привело бы к плачевным последствиям. Поэтому для грима в период между съемками мировые звезды стали использовать минеральные косметическими продукты. В итоге пластические хирурги, косметологи и даже медики заметили, что такая продукция не только скрывает следы от операций (рубцы и шрамы), выдавливания прыщей, но и препятствует дальнейшему раздражению кожного покрова.
Примечания[ | ]
- Ожегов С. И.
Толковый словарь русского языка / Шведова Н. Ю.. — М.: А ТЕМП, 2008. — 944 с. — ISBN 978-5-990-03586-7. - Всемирная выставка. Париж. 1867. Иллюстрированное описание Всемирной промышленной выставки в Париже 1867 года (рус.). www.minfin.ru
(10.12.2018). — раздел Документы, Иллюстрированное описание, хроника выставки.. - Cosmetics Labeling Guide (англ.). https://www.fda.gov
(11 May 2017). - История (рус.). www.cidesco.ru
(2018). - History of cosmetics (англ.). https://cosmeticseurope.eu
. Cosmetics Europe (2020). - Анна Кофу.
Крит / Христиана Г. Христополу. — Афины, Греция: Ekdotike Athenon S.A., 2006. — С. 54. — 296 с. — ISBN 960-213-432-1. - Н. Виноградова, Л. Голан.
Формула совершенства (Paperback) (рус.). — США: AND Group, 2006. — ISBN 978-1-4303-0772-3. - ↑ 1234Gina Antczak, Stephen Antczak.
Cosmetics Unmasked: Your Family Guide to Safe Cosmetics and Allergy-Free Toiletries (Paperback) (англ.). — США: Thorsons, 2001. — ISBN 978-0-00-710568-7. - Н. Виноградова, Л. Голан.
Основы Фитокосметологии (рус.). — США: AND Group, 2009. — ISBN 978-1-4116-8065-4. - Большая советская энциклопедия
- Cosmetic Ingredient Review (англ.). www.cir-safety.org. Дата обращения 11 декабря 2020.
- Правила по проведению сертификации продукции парфюмерно-косметической продукции. (в ред. Изменения № 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 18.06.2002 № 40)
- Технический регламент Таможенного союза 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (рус.). Архивировано 5 декабря 2012 года.
- FDA Authority Over Cosmetics (англ.).
- Раздел косметика на сайте FDA (англ.).
- David Steinman, Samuel S. Epstein.
The Safe Shopper’s Bible: A Consumer’s Guide to Nontoxic Household Products, Cosmetics, and Food (Paperback). — США: Wiley, 1995. — ISBN 978-0-02-082085-7. - Aubrey Hampton.
What’s in Your Cosmetics?: A Complete Consumer’s Guide to Natural and Synthetic Ingredients (Paperback) (англ.). — Odonian Prlocation=США, 1995. — ISBN 978-1-878825-45-2. - В ноябре 2006 года ЕС приняло резолюцию о создании специальной системы «Наблюдение за безопасностью косметики» («Сosmetovigilance» system). Было предложено создать независимую базу данных о негативном влиянии косметических продуктов на здоровье человека.
- Pamela Hill.
Milady’s Aesthetician Series: Common Skin Diseases: A Handbook for the Aesthetician (Paperback) (англ.). — США: Milady, 2007. — ISBN 978-1-4018-8170-2. - Мифы и реальность натуральной косметики (рус.) // Сырье и упаковка для парфюмерии, косметики и бытовой химии : журнал. — 2014. — Июль–август (№ № 06 (156)).
- COSMOS-standard (англ.). Архивировано 5 декабря 2012 года.
- Пучкова Татьяна.
Bio.Rus. Наша Система сертификации (рус.).
www.1nep.ru
(09.11.2012).